Развитие творческих способностей учащихся с использованием заданий проблемно-поискового характера

Разделы: Начальная школа


В настоящее время основной направляющей задачей личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве ведущей цели рассматривают человека культуры: личность демократичную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и свои возможности, для достижения высоких результатов.

На данном этапе развития современного общества существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших направлений в современной начальной школе. Желание реализовать себя, раскрыть свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к собственному всестороннему развитию, расширению кругозора, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”.

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание современная педагогическая мысль уделяет выявлению наиболее действенных рычагов творческой деятельности и природы творческого мышления на начальном этапе обучения школьников.

Творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового мира с полной реализацией собственных оригинальных идей.

Показателями, характеризующими творческое мышление младших школьников, на которые я опираюсь в своей работе, основываться на и следующем: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе постоянного взаимодействия с окружающим миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Но каковы же условия формирования творческого мышления?

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальный этап обучения. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности младших школьников – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению “открытие” ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок сам может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя уже существующее.

В этом случае это уже творческий процесс, основанный на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важна сама логическая последовательность деятельности, в которой формируется умение решать нестандартные задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные виды проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

На уроках я стараюсь создать проблемную ситуацию, направлять учащихся на ее решение, осуществлять поисковую направленность в учении. Таким образом, мои учащиеся становятся в позицию своего обучения и, как результат, у них образуются новые

знания, они овладевают новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому я использую дифференцированный и индивидуализированный подход к детям, независимо от их реальных возможностей.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим). (Приложение 1)

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяю четыре уровня проблемного обучения:

  • уровень несамостоятельной активности – восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;
  • уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы;
  • уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и так далее;
  • уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития младших школьников и могут применяться как видимые показатели продвижения учащихся в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации.

Результатом работы по индивидуальному развитию творческих cпособностей учащихся с использованием заданий и упражнений проблемного характера и поисковой направленности учения, стала разработка факультативного курса по русскому языку “Олимпиадика” для учащихся II – IV классов (Приложение 2).