Урок русского языка во 2-м классе по системе Л.В. Занкова "Формы числа и рода имен существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Разделы: Начальная школа


Цель: способствовать формированию умения определять род имен существительных и изменять их по числам.

Ожидаемый результат для учащихся: выделяет существительные из текста, изменяет имена существительные по числам., определяет их род.

Оборудование: слова на карточках, снеговик, слова для моделирования, индивидуальные карточки, кроссворд.

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся

Всем говорю я “Здравствуй!”
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем Вы и Я!

Установка: сегодня работаем над грамотностью письма.

Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

Отгадайте загадку.

Запорошила дорожку,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница……зима.

Нарисуйте узоры , состоящие из буквы з. Придумайте каждый свой узор и оцените по трехбалльной шкале

 

 

 

 

Дети рисуют узоры, состоящие из элементов буквы з и оценивают по трехбалльной шкале. (3б)

Критерии:

1-наклон,

2- высота,

3-соединения.

Оценивание: 1б-соблюдается один из критериев, 2б - два критерия, 3б - все три критерия соблюдены.

Чем вы любите заниматься зимой больше всего?

У меня тоже есть необычный снеговик. Он принес много зимних слов. Запишите их к себе в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

З.ма, вет.р, м.роз, к.ток, св.ркает, р.бята, к.ньки, хо..еист, д.вочка, д.рога.

Найдите лишнее слово.

Что вы знаете об имени существительном?

 

 

Разделите имена существительные на две группы.

Кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика.

 

Дети проверяют правильность слов и оценивают по 1б за каждое правильно написанное слово. (10б)

Лишнее слово сверкает – это глагол, а все имена существительные,

Хоккеист – на удвоенную согласную,

Коньки – с мягким знаком

Зима, ветер, мороз, каток, коньки - неодушевленные предметы;

Ребята, хоккеист - одушевленные предметы

На доске появляется модель имени существительного.

Имя существительное обозначает предметы, явления природы

кто? что?

  • одушевленные
  • неодушевленные
 
Исследуйте данную запись на доске.

Флаг страна поле

Флаги           ?                ?

Как в данном случае изменились существительные?

Изменение существительных по числам – это первый грамматический признак имен существительных.

Что меняется у существительных при изменении по числам?

Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит в единственном числе, во множественном?

В первой строке слова в единственном числе, во второй во множественном числе.

По числам

 

 

 

Окончание

Один предмет и  несколько.

Добавляется модель

Ед.ч.           мн.ч.

 
Образуйте множественное число имен существительных по образцу.

Луч – лучи

Бревно, лес, ягода, волна, дом, берёза, человек, ребенок.

Поделитесь своими наблюдениями.

Проверка.

Как образуется мн.число существительных?

Отгадайте загадки.

На носу сидим,
На мир глядим
За уши держимся. (очки)

Два кольца,
Два конца,
Посередине гвоздик (ножницы)

Определите число этих существительных

Измените число.

Какой вывод можно сделать?

Дети выполняют задание, но в последних словах происходит замена слов, а не окончаний.

За каждую пару слов, написанную верно по 1 баллу. (8б)

Меняется окончание или слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые существительные не имеют ед. числа

Разгадайте ребусы:

Снегирь, тетерев, лиса, река, слово, яблоко.

Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

Разделите их на три группы

Я вам предлагаю присвоить все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что “лиса” принадлежит вам?

Проверка

Какого рода существительные, о которых можно сказать: он мой, она моя, оно моё.

Имена существительные бывают муж, жен., сред. родов- это второй грамматический признак существительного. Род - постоянный признак, существительные по родам не изменяются.

Добавляется модель

Жен.род             муж.род                 ср.род

 

Это существительные

Они отвечают на вопросы кто? и что?, обозначают предметы.

Дети работаю в группах и делят слова на три группы по родам.

М.р снегирь, тетерев

Ж.р лиса, река

С.р. слово, яблоко

 

 

За каждое слово, правильно записанное в свою группу -1б (6б)

 

 

Мужского, женского и среднего родов

Замените, одним словом.
  1. Драчун, зачинщик ссор и драк.
  2. Плачущий по любому поводу.
  3. Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.

Дайте характеристику полученной группе слов.

Что еще, кроме числа можно определить у существительных?

Определите род этих существительных

Как бы вы назвали такие существительные?

. Их род можно узнать из предложения.

Работа с моделью.

Проговорить все что знаем об имени существительном.

 
  1. Забияка, задира
  2. Плакса, рева
  3. Левша

Это существительные, ед числа

Род.

 

У них может быть и мужской и женский род. Это существительные общего рода

Дети используя модель имени существительного рассказывают все о нем, что знают.

Самостоятельная работа

Выполните задания в тестовой форме.

Обвести кружком все номера правильных ответов

1. Имена существительные - это

  1. река
  2. сказал
  3. темнеть
  4. Дон
  5. весёлый
  6. книга

2. Существительные множественного числа:

  1. школа
  2. дельфины
  3. павлин
  4. друзья
  5. трактора
  6. молния

3. Существительные женского рода:

  1. ремень
  2. метро
  3. рябина
  4. люди
  5. тетрадь
  6. сорока
Дети на индивидуальных карточках выполняют задания, а затем сверяют с доской и выставляют себе баллы. За правильно выполненное задание – 1б, невыполненное или ошибочно выполненное задание – 0б.

 

 

 

1. 1), 4), 6) (1б)

 

 

 

2. 2), 4), 5) (1б)

 

 

 

 

3. 3), 5), 6) (1б)

Проверка

Подведение итогов.

Где были трудности и какие?

Выставляем отметки, которые соответствуют набранным баллам.

  1. 30-29б - “5”
  2. 28-23б - “4”
  3. 22-16б - “3”

Домашнее задание

  • кроссворд
  • с.63, упр.136
Соотнести правильные ответы и проставить баллы.