Цели урока:
- познакомить с образованием сложных слов;
- развивать речь, мышление;
- учить работать в коллективе, устанавливать деловые отношения в совместной работе;
- прививать любовь и уважение к русскому языку
Оборудование:
- орфографический словарь (каждому ученику)
- учебник “Русский язык”, автор Полякова А.В.
- компьютер
- презентация “Сложные слова”
- мультимедийный проектор
- экран
- маркерная доска, маркер(каждому ученику)
1. Орг. момент.
Объявление темы урока.
Сегодня мы познакомимся с интересными словами, которые называются …. (читаем заголовок 1 слайда)
Но как всегда сначала разминка.
2. Чистописание.
На доске написаны слова: лесная, веселая, тропа
- Что общего в этих словах?
- Какое слово лишнее?
- Обратите внимание на нижнее соединение гласных ая
Продолжи ряд: ая
3. Повторение изученного.
Чтобы правильно писать новые слова, нам необходимо вспомнить написание безударных гласных.
- правило
- карточки с заданием
- открываем “Словари”. (вариант № 6) Будьте внимательны! (коллективно-индивидуальная работа)
- запись словосочетаний, разобрать слова по составу, объяснить удвоенную согласную
осенняя листва
зимуют в чаще
хранит тепло
- запись предложения
В холодные осенние дни потянулись в теплые страны журавли.
Задания:
- выделить все орфограммы
- дать анализ предложения
- выделить основу предложения
Умение правильно писать безударные гласные поможет нам в изучении новой темы.
4. Физкультминутка.
Все упражнения выполняются по 4-6 раз.
а) На море плещутся волны:
- маленькие
Одна рука на поясе, другая на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.
б) Большие волны. Вот такие!
Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну параллельно полу.
5. Новая тема.
а) На доске:
- лесостепь
- лесотундра
- лесопарк
- Что общего в этих словах? (каждое слово начинается со слова лес) Выделяем основу
- Чем отличаются слова? ( второй частью) Выделяем основу
- Какая буква соединила две основы?
Эта буква так и называется соединительная гласная
Как вы думаете. Почему эти слова называются сложными?
б) Давайте образовывать сложные слова. (Запись слов, разбор по составу)
в) Прочитайте правило
г) Найдите сложные слова и докажите свой выбор
д) Самостоятельная работа
Вы видели когда-нибудь перистые облака? На что они похожи?
- Запись предложения
Перистые облака напоминают белоснежные кудряшки или перья птиц.
Задание:
- объяснить все орфограммы
- найдите сложное слово и разберите его
- выделите основу предложения
Игра “Создай слово”
- Пыль – сосет
- Лед – колет
- Сам – варит
- Буря – ломает
6. Домашнее задание.
правило с. 92, упр. 173
7. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Вы хорошо работали на уроке.