Информационные технологии на уроке русского языка "Образование сложных слов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с образованием сложных слов;
  • развивать речь, мышление;
  • учить работать в коллективе, устанавливать деловые отношения в совместной работе;
  • прививать любовь и уважение к русскому языку

Оборудование:

  • орфографический словарь (каждому ученику)
  • учебник “Русский язык”, автор Полякова А.В.
  • компьютер
  • презентация “Сложные слова”
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • маркерная доска, маркер(каждому ученику)

1. Орг. момент.

Объявление темы урока.

Сегодня мы познакомимся с интересными словами, которые называются …. (читаем заголовок 1 слайда)

Но как всегда сначала разминка.

2. Чистописание.

На доске написаны слова: лесная, веселая, тропа

  • Что общего в этих словах?
  • Какое слово лишнее?
  • Обратите внимание на нижнее соединение гласных ая

Продолжи ряд: ая

3. Повторение изученного.

Чтобы правильно писать новые слова, нам необходимо вспомнить написание безударных гласных.

  • правило
  • карточки с заданием

Приложение №1

  • открываем “Словари”. (вариант № 6) Будьте внимательны! (коллективно-индивидуальная работа)

Приложение №2

- запись словосочетаний, разобрать слова по составу, объяснить удвоенную согласную

осенняя листва

зимуют в чаще

хранит тепло

  • запись предложения

В холодные осенние дни потянулись в теплые страны журавли.

Задания:

  • выделить все орфограммы
  • дать анализ предложения
  • выделить основу предложения

Умение правильно писать безударные гласные поможет нам в изучении новой темы.

4. Физкультминутка.

Все упражнения выполняются по 4-6 раз.

а) На море плещутся волны:

  • маленькие

Одна рука на поясе, другая на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.

б) Большие волны. Вот такие!

Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну параллельно полу.

5. Новая тема.

а) На доске:

  • лесостепь
  • лесотундра
  • лесопарк

- Что общего в этих словах? (каждое слово начинается со слова лес) Выделяем основу

- Чем отличаются слова? ( второй частью) Выделяем основу

- Какая буква соединила две основы?

Эта буква так и называется соединительная гласная

Как вы думаете. Почему эти слова называются сложными?

Презентация кадры 1, 2, 3, 4.

б) Давайте образовывать сложные слова. (Запись слов, разбор по составу)

Приложение № 3 кадры 5 ,6

в) Прочитайте правило

Приложение № 3 кадр 7

г) Найдите сложные слова и докажите свой выбор

Приложение № 3 кадры 8, 0

д) Самостоятельная работа

Вы видели когда-нибудь перистые облака? На что они похожи?

Приложение № 4

- Запись предложения

Перистые облака напоминают белоснежные кудряшки или перья птиц.

Задание:

  • объяснить все орфограммы
  • найдите сложное слово и разберите его
  • выделите основу предложения

Игра “Создай слово”

  • Пыль – сосет
  • Лед – колет
  • Сам – варит
  • Буря – ломает

6. Домашнее задание.

правило с. 92, упр. 173

 7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Приложение № 3 кадр 10

Вы хорошо работали на уроке.