Цели:
- Закрепить и обобщить знания детей о ранее изученных единицах времени.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Научить детей сравнивать между собой единицы времени.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование:
- Рисунки разнообразных часов.
- Рисунки цветов: мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, кувшинка.
- Ребусы (единицы времени).
- Карточки “Соотношение между единицами времени”.
- Песочные часы.
- Индивидуальные дощечки, фломастер, тряпочка.
Ход урока
I. Сообщение целей, темы.
– Сегодня мы повторим и обобщим с вами знания о мерах времени, с которыми недавно познакомились на уроках математики.
II. Устный счет.
“Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде”.
Рисунок солнечных часов
Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой. Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время. Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Для этого надо решить пример и в тетрадь записать только результат вычислений в колонку.
- 24:4= 2*8=
- 56:8= 5*3=
- 64:8= 4*4+1=
- 45:5= 3*6=
- 70:7= 4*5=
Теперь проверим. Какие результаты получились у вас в верхней строке? Это время когда открывается и закрывается мак. (аналогично проверить другие строки)
- 6–16 Мак
- 7–15 Одуванчик
- 8–17 Фиалка
- 9–18 Мать-и-мачеха
- 10–20 Кувшинка
Теперь будем решать задачи. Вам надо на дощечках записать решение задачи и показать мне. “Мак раскрывается в 6 часов, а закрывается в 16 часов. Сколько времени он радует нас своей красотой?”. (16–6=10 ч.)
“Одуванчик раскрывается в 7 часов, а Мать-и-мачеха в 10 часов. Насколько раньше раскрывается одуванчик, чем мать-и-мачеха?” (10–7=3)
Шли годы.
Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные.
Рисунок водяных часов
III. Повторение и закрепление пройденного.
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.
Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает,
Падает шар, и гремя, и звеня..
Сони боялись часов, как огня.
Рисунок огненных часов
Теперь решим следующую задачу. “Олег проснулся в 8 часов.
– Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?
– Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.
– А когда же мы пойдем?
– Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама”.
– Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? Краткую запись составим вместе. Какие данные возьмем для краткой записи?
Пр.-8ч
Hач. - ?ч на Зч. позже
В. -?ч на 1ч раньше
– Решите задачу самостоятельно. Теперь проверим, как вы решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?
Физминутка.
И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(учитель показывает песочные часы)
Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =.
Зч * 2ч 13мин.
1год * 10 мес.
1 нед. * 5 дн.
1ч * 1 сут.
Рождались открытия, со временем споря,
Маятник сделал часами часы.
Рисунки механических часов
Игра “Восстановить записи”. (подобрать к единицам времени числовые обозначения)
- 1 год – 12 месяцев
- 365 (366) дней
- 1 месяц – 30(31) (28-29) дней
- 1 неделя – 7 дней
- 1 час – 60 минут
- 1 сутки – 24 часа
Игра “Что здесь написано”.
А теперь такое задание. Каждому ряду надо узнать, что написано. Для этого надо решить
пример, а результат вычисления заменить буквой.
- 41-20= 45:9= 45:3=
- 4*5= 86-80= 4*4=
- 36:2= 3*5= 75-50=
- 8*2= 90:3= 6*5=
Какое слово получилось у первого ряда? (Утро). У второго? (День). У третьего? (Ночь). Что означают эти слова? (части суток) Какой еще части не хватает? (Вечер)
IV. Итог.
Перечислите единицы времени, о которых мы с вами говорили.
- Сколько в одном часу минут?
- Неделя, это сколько дней?
- Перечислите дни недели.
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяца.
- Назовите пятый месяц. (7, 9, 11)
- Для чего нам нужны часы?
- Какие вы знаете виды часов?
Резерв.
Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?
Два мальчика играли в шахматы 1 ч 20 мин. Сколько времени играл в шахматы каждый мальчик?