Урок математики "Обобщение о единицах времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить и обобщить знания детей о ранее изученных единицах времени.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Научить детей сравнивать между собой единицы времени.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование:

  • Рисунки разнообразных часов.
  • Рисунки цветов: мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, кувшинка.
  • Ребусы (единицы времени).
  • Карточки “Соотношение между единицами времени”.
  • Песочные часы.
  • Индивидуальные дощечки, фломастер, тряпочка.

Ход урока

I. Сообщение целей, темы.

– Сегодня мы повторим и обобщим с вами знания о мерах времени, с которыми недавно познакомились на уроках математики.

II. Устный счет.

“Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде”.

Рисунок солнечных часов

Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой. Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время. Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Для этого надо решить пример и в тетрадь записать только результат вычислений в колонку.

  • 24:4= 2*8=
  • 56:8= 5*3=
  • 64:8= 4*4+1=
  • 45:5= 3*6=
  • 70:7= 4*5=

Теперь проверим. Какие результаты получились у вас в верхней строке? Это время когда открывается и закрывается мак. (аналогично проверить другие строки)

  • 6–16     Мак
  • 7–15     Одуванчик
  • 8–17     Фиалка
  • 9–18     Мать-и-мачеха
  • 10–20     Кувшинка

 Теперь будем решать задачи. Вам надо на дощечках записать решение задачи и показать мне. “Мак раскрывается в 6 часов, а закрывается в 16 часов. Сколько времени он радует нас своей красотой?”. (16–6=10 ч.)

“Одуванчик раскрывается в 7 часов, а Мать-и-мачеха в 10 часов. Насколько раньше раскрывается одуванчик, чем мать-и-мачеха?” (10–7=3)

Шли годы.

Часы появились иные.

Клепсидрою звались часы водяные.

 

 Рисунок водяных часов

III. Повторение и закрепление пройденного.

Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.

Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает,
Падает шар, и гремя, и звеня..
Сони боялись часов, как огня.

 

Рисунок огненных часов

 Теперь решим следующую задачу. “Олег проснулся в 8 часов.

– Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?

– Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.

– А когда же мы пойдем?

– Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама”.

– Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? Краткую запись составим вместе. Какие данные возьмем для краткой записи?

Пр.-8ч

Hач. - ?ч на Зч. позже

В. -?ч на 1ч раньше

– Решите задачу самостоятельно. Теперь проверим, как вы решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?

Физминутка.

И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(учитель показывает песочные часы)

Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =.

Зч * 2ч 13мин.

1год * 10 мес.

1 нед. * 5 дн.

1ч * 1 сут.

Рождались открытия, со временем споря,

Маятник сделал часами часы.

9.jpg (49311 bytes) 10.jpg (49836 bytes)
11.jpg (63062 bytes)

Рисунки механических часов

Игра “Восстановить записи”. (подобрать к единицам времени числовые обозначения)

  • 1 год – 12 месяцев
  • 365 (366) дней
  • 1 месяц – 30(31) (28-29) дней
  • 1 неделя – 7 дней
  • 1 час – 60 минут
  • 1 сутки – 24 часа

Игра “Что здесь написано”.

А теперь такое задание. Каждому ряду надо узнать, что написано. Для этого надо решить

пример, а результат вычисления заменить буквой.

  • 41-20= 45:9= 45:3=
  • 4*5= 86-80= 4*4=
  • 36:2= 3*5= 75-50=
  • 8*2= 90:3= 6*5=

Какое слово получилось у первого ряда? (Утро). У второго? (День). У третьего? (Ночь). Что означают эти слова? (части суток) Какой еще части не хватает? (Вечер)

IV. Итог.

Перечислите единицы времени, о которых мы с вами говорили.

  • Сколько в одном часу минут?
  • Неделя, это сколько дней?
  • Перечислите дни недели.
  • Сколько месяцев в году?
  • Назовите зимние месяца.
  • Назовите пятый месяц. (7, 9, 11)
  • Для чего нам нужны часы?
  • Какие вы знаете виды часов?

Резерв.

Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?

Два мальчика играли в шахматы 1 ч 20 мин. Сколько времени играл в шахматы каждый мальчик?