Диффузия. Урок изучения нового материала на основе деятельного подхода. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Урок изучения нового материала на основе деятельного подхода. 7 класс.

Такой урок позволяет познакомить учащихся с методом исследований на уроке, составления плана самостоятельной работы, научить делать выводы на основании полученных результатов.

Цели урока:

  1. 1Обучающая: "получить" учащихся: усвоивших, что такое явление диффузия, умеющих его отличать от других явлений; умеющих работать в группе, планировать свою деятельность.
  2. Развивающая: "получить учащихся: создавать понятие физического явления, умеющих объяснять ход эксперимента и его результаты, слушать других учащихся, корректировать их выступления.

Этапы урока:

1. Формулирование цели урока --------------------------------3 мин.

2. Актуализация знаний-------------------------------------------3 мин.

3. Беседа по технике безопасности ----------------------------3 мин.

4. Выдача заданий группам, консультация -------------------5 мин.

5. Работа по группам-----------------------------------------------10 мин.

6. Объяснение нового материала---------------------------------7 мин.

7. Совместное обсуждение результатов экспериментов----9 мин.

8. Подведение итогов урока, запись домашнего задания---5 мин.

Итого-------------45 мин.

Преподавание ведется по учебнику Перышкина А.В. "Физика - 8", М.:Просвещение, 2006.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях с тем, чтобы в конце урока подвести итог.

Оборудование: четыре прозрачных стакана с холодной водой, три прозрачных стакана с горячей водой, ложка, семь секундомеров. Пять емкостей с йодом, две емкости с маслом, семь пипеток, тряпки. Все оборудование учитель готовит заранее и раздает учащимся при выдаче заданий по их просьбе.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня ребята мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе, это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для этого мы проведем серию экспериментов, в ходе которых вы выступите в качестве ученых - открывателей. Нам нужно разбиться на семь групп, у каждой будет свое задание. Сядьте так чтобы вам было удобно работать друг с другом.

Ученики: Быстро пересаживаются.

Учитель: Кто мне напомнит, что мы знаем о веществах.

Ученик: Вещество состоит из молекул или атомов, между ними есть промежутки, частицы одного вещества одинаковые, частицы делимы.

Учитель: (Раздает группам задания, написанные на карточке.) Ребята не забывайте о правилах техники безопасности!

(На демонстрационном столе стоят подносы с необходимым группе оборудованием, ученики группы выбирают свой поднос, приступают к исполнению работы. Учитель подходит к группам, отвечает на вопросы, помогает, если учащиеся не выполняют задание. Следит, чтобы учащиеся делали записи.)

Тексты карточек:

1. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

2. Добавьте в стакан с горячей водой 5 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

3. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

4. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

5. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель масла, опишите наблюдения, измерьте время.

6. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель масла, опишите наблюдения, измерьте время.

7. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель йода, перемешайте ложкой, опишите наблюдения, измерьте время.

Ученики должны при проведении эксперимента записывать свои наблюдения в тетрадь, по возможности измерять время!

Учитель: Откройте учебник на странице 20, параграф 9, разберем опыт рисунка 23. Что вы видите?

Ученик: В сосуде находятся две жидкости: темно-голубого цвета и белого, видно границу раздела жидкостей. На следующих рисунках граница размывается, в сосуде образуется одна бледно-голубая жидкость. Значит жидкости перемешались. Кто-то из учащихся замечает, что такой же процесс происходил и в их экспериментах.

Учитель: Расскажите о своих наблюдениях.

(Представители групп описывают наблюдения, учитель на доске записывает тезисы)

Ученики: (представлены записи из тетрадей учащихся)

  • 1 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в который мы добавляли 5 капель йода. Мы видели движение капель в воде, они падали вниз, расплываясь по пути, оставляли коричневые дорожки, сейчас следов не видно, но вся вода стала бледно коричневого цвета, время мы не измерили.
  • 2 группа: У нас был сосуд с горячей водой, в который мы добавляли 5 капель йода. У нас происходил такой же процесс, но дорожек не было видно, в месте падения йод расплывался, как-будто части йода двигались в воде.
  • 3 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в который мы добавляли 10 капель йода. Раствор, который мы получили более яркого цвета, чем у первой группы. Время мы измерили - 11 мин.
  • 4 группа: У нас был сосуд с горячей водой, в который мы добавляли 10 капель йода. Сначала дорожек не было видно, потом цвет в верхней части сосуда стал более ярким, сейчас жидкость одинакового цвета, перемешивание длилось 8 мин.
  • 5 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в который мы добавляли 10 капель масла. Наши капли всплывали на поверхность воды, сейчас у наверху пленка из масла.
  • 6 группа: У нас был сосуд с горячей водой, в который мы добавляли 10 капель масла. У нас некоторые капли всплыли, некоторые находятся внутри воды, расплываются.
  • 7 группа: У нас был сосуд с холодной водой, в который мы добавляли 5 капель йода и сразу перемешали. Вода стала сразу бледно-коричневого цвета. Все произошло быстро, время не успели измерить.

(Учитель во время докладов ребят следит за временем, помогая высказываться, делает записи на доске)

После выступления представителей групп на доске записи:

  • дорожки другого цвета
  • раствор бледного цвета
  • раствор яркого цвета
  • расплываются
  • растворяются
  • время зависит от температуры
  • масло не растворилось
  • ложка ускорила процесс растворения

Учитель: Запишем в тетрадь определение явления, которое мы с вами наблюдали: Ребята, кто не успевает писать, откройте страницу 22. Взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузия. Подведем итоги: чем отличаются результаты проведенных опытов?

Ученики: При использовании горячей воды диффузия или если использовать ложку диффузия протекает быстрее; цвет раствора зависит от количества йода; результат зависит от молекул, т.к. йод и масло растворяются по-разному.

(учитель следит за речью учащихся, учащиеся должны использовать физические термины, помогает формулировать предложения)

Учитель: Запишем выводы в тетрадь. (Учитель произносит фразы, учащиеся записывают в тетрадь. Учитель просит одного из учащихся произносить, что он пишет)

Скорость и результаты диффузии зависит от

  • температуры воды,
  • внешних воздействий,
  • количества вещества,
  • состава вещества.

(Учитель обходит класс, проверяя как учащиеся записывают под диктовку, записано ли у них определение, наблюдения. Учащиеся, у которых учитель обнаружил не правильно сделанную работу будут задержаны после урока, для исправления ошибок)

Учитель: Осталось выяснить, по какой причине происходит диффузия. У кого есть идеи?

Ученики: Мы видели расплывающиеся дорожки, можно сделать вывод о движении молекул йода, проникновения их между промежутками молекул воды.

Учитель: А молекулы воды движутся?

Ученики: Если молекулы йода движутся, то и молекулы воды должны двигаться.

Учитель: Верный вывод! Значит, диффузия является доказательством движения молекул вещества.

Учитель: Ребята, откройте дневники, запишем домашнее задание. Параграф 9, при подготовке домашнего задания обратите внимание на роль диффузии, приведите свои примеры.

(По итогам урока каждому ученику выставляется отметка. Учитель учитывает работу в группе, ответы при совместном обсуждении, работу в тетради. Отметки сообщаются учащимся на следующем уроке.