Цель урока: показать применение полученных знаний на практике.
Итоговая работа по курсу “Использование компьютера как средство для художественного творчества”.
Задачи:
- обучающие - повторить, закрепить и углубить знания учащихся;
- развивающие - уметь создать работу по теме (видеть расположение объектов в пространстве, аккумулировать задачу и искать пути решения, развитие художественного вкуса), представить и защитить её.
- воспитывающие - развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, закрепление изученного материала
Программное обеспечение: программа для обработки растровых изображений Аdоbе Photoshop.
Формы организации работы на уроке: фронтальная форма познавательной деятельности. Индивидуальная работа по выбранной теме.
Учащиеся должны знать основные понятия:
- виды и основные понятия компьютерной графики;
- инструменты выделения областей объекта
- инструменты редактора (палитра история, шаг назад, отмена, резинка, штамп клонирование);
- размер изображения и размер холста, поворот холста;
- форматы файлов изображений (*.psd; *.pdd; *.gif *.jpg);
- слой - включить/выключить, активный, копирование, редактирование; перемещение, имя;
- режим быстрой/обычной маски;
- режимы работы с изображением (серый, RGB, CMYK. );
- преобразование изображения.
Учащиеся должны уметь:
- открыть необходимые файлы;
- выделить фрагмент изображения различными способами;
- создать новый слой;
- отредактировать изображение в слое;
- сохранить полученное изображение в различных форматах (*.psd; *.pdd; *.gif *.jpg)
Оборудование и наглядные пособия: файлы-заготовки изображений, показ работ учащихся прошлого года обучения.
План урока
№ | Этап | Мин | Методические приемы, используемые на данном этапе урока |
Организационный момент | 10 | Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Показ авторских коллажей. | |
Практическая работа “Создание коллажа” | 50-60 | Индивидуальная работа | |
Подведение итогов урока | 10-15 | Анализ работы учащихся на уроке Представление работы учащимися |
Содержание урока
1. Организационный момент.
Итак, мы начинаем второй урок итоговой работы по курсу “Использование компьютера как средство для художественного творчества”. Как вы думаете, в чем заключалась главная цель изучения курса?
Освоить работу с готовым изображением, используя программу Photoshop.
На занятии курса вы изучили:
- Достоинства и недостатки растровой графики.
- Структуру программы Аdоbе Photoshop.
- Инструменты выделения
- Сохранение файла в различных форматах
- Маска. Текст.
- Основные средства и принципы композиции (симметрия, равновесие, центр композиции, формат, пропорциональность, масштаб, контраст, нюанс, ритм).
- Рисование и раскрашивание готового изображения.
- Применение некоторых эффектов рисования и фильтров к изображению
А теперь давайте вспомним, что мы прошли на прошлом уроке.
На прошлом уроке мы изучили коллаж, и где он применяется.
Коллаж. Впервые был создан в Древнем Китае. Когда в картине совмещали происходившие одновременно действие и персонажи размещались дальше, выше, ниже другого объекта.
Коллаж. В переводе с французского – наклеивание, приём изобразительного искусства, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Применяется:
- Фотомонтаж
- Киномонтаж
- Аппликация
- Вышивка
- Лоскутное шитье
Композиция — это расположение на листе персонажей и предметов в соответствии с сюжетом, задачей, работа над художественным образом и ассоциациями.
Средства композиции: симметрия, равновесие формы, центр композиции, формат, пропорциональность, масштабность, контраст, нюанс, ритм.
На предыдущем уроке вы приступили к выполнению итоговой работы:
- Выбрали тему из предложенных: “Алиса в зазеркалье”, “Шрек”, “Титаник”, “Бригада”, “Мой город”.
- В соответствии со своей темой были выбраны изображения и создан макет работы.
- В программе Photoshop был создан файл, задан фон, расставлены персонажи в соответствии с макетом.
Демонстрация готовых профессиональных коллажей.
Рассматриваем достоинства и недостатки представленных работ, по композиции, цветовой гамме, какую идею выражает данный коллаж
Вы завершаете сегодня итоговую работу.
На что необходимо обратить внимание: на цветовую гамму в соответствии с образом и сюжетом. В соответствии с настроением, которое вы хотите передать.
С помощью средств композиции расставьте героев в соответствии с сюжетом и своим образом. Определим центр композиции. Симметрично или несимметрично расставьте героев. Масштабность – размер изображения, маленькие и большие объекты. Сочетание цветов по гамме. Чередование по цвету и форме. Сочетание большой и маленький, яркий и блеклый.
Какие элементы вы добавляете сегодня:
- Эффекты рисования (размытие, губка, осветление, затемнение, размазать пальцем).
- Фильтры (художественные, деформирующие, освещение, эскизы, стиль, текстура, и т.д.).
- Текст (название работы и подпись автора работы).
- Отредактировать работу и добавить, если уместно, нужные эффекты и фильтры. Можно что-то убрать, что-то добавить. Обязательно работа должна передавать настроение (горе – темные тона, радость – теплые тона, пастельные, романтика – розовый, голубой, грусть – оттенки голубого и фиолетового).
- В работе показать знания и умения, навыки, полученные при изучении данной программы
- После завершения работы, вы её должны защитить по плану защиты. Объяснить, что вы особенного увидели в выбранной теме.
1 | В каком формате сохраняются графические файлы, созданные или обработанные в Аdоbе Photoshop? Чем | |
2 | Какими инструментами редактора можно выделить часть изображения? | — прямоугольное выделение, выделение
овалом; лассо, многоугольное лассо, — лассо (вручную), магнитное — волшебная палочка. Можно добавить или вычесть выделение (клавиши Alt — вычесть, Shift — добавить). |
3 | Какой инструмент необходимо применить для перемещения фрагмента изображения? | Инструмент "Перемещение" (стрелочка), только для этого данный фрагмент должен быть выделен. |
4 | Для чего предназначен режим "быстрой маски"? | Для трафаретного выделения части изображения (недоступная часть покрывается пленкой) с последующим ее редактированием. Ластик стирает, а Карандаш или Кисть добавляют пленку к выделению. |
5 | Что такое фон изображения? Что такое слой? Их отличия? | Фон - исходное изображение. Этот слой всегда самый нижний в палитре слоев. Слой - добавляемое изображение на фон. |
6 | Можно ли, разместив слои на фоне, редактировать; как "оставить" на экране только редактируемый слой? | Можно. Для этого существует инструмент "глазок" в списке слоев. Оставив его только у того слоя, которым мы занимаемся в данный момент и, выделив сам слой, мы можем редактировать именно его. В понятие редактирования входит и "стирание", и "рисование". |
7 | Поясните назначение инструмента "размытие". | Для того, чтобы края слоев были не резкими, их, при помощи данного инструмента можно "размыть". |
8 | Эффекты с изображением | размытие, резкость, размазать пальцем, осветлить на полтона, затемнить на полтона, губкой добавить серый налет |
9 | фильтры | Эффект фильтра применяется ко всему активному слою или к выделенной области. Виды фильтров: художественные, деформирующие, освещения, эскизов, стилизации, текстуры, размытия |
2. Практическая работа "Создание коллажа" на одну из предложенных тем (“Титаник”, “Алиса в зазеркалье”, “Шрек”, “Бригада”, “Мой город”), форматом 1024/768.
На рабочем столе в папке “24 ноября” размещены рабочие файлы по темам.
План проведения мероприятия:
1 день.
1. 5-7 минут
- Повторение основных инструментов
- Коллаж?
- Композиция?
2. 10-15 минут
- Раздача материала и создание макета плаката-коллажа
3. 20-25 минут
Практическая работа. В соответствии с макетом в программе Аdоbе Photoshop приступить к реализации своей идеи, образа по заданной теме (фон, вырезать и расставить персонажей).
2 день.
1. Организационный момент. Напомнить, что было выполнено на предыдущем уроке и, что выполняем сегодня. 5 минут
2. Выполнение задания. 20 минут.
- Редактирование слоев ~ применение эффектов по необходимости (размытие, резкость, размазать пальцем, осветлить на полтона, затемнить на полтона, губкой добавить серый налет), фильтров (художественные, деформирующие, освещения, эскизов, стилизации, текстуры, размытия). Название работы, подписать работы (текст маска или обычный текст), кисть, заливка и т.д.
3. 15 минут.
- Подготовка к защите работы и Защита проектов. (добавлено со слов детей после урока, для наглядного объяснения в других классах по окончанию курса)
А сейчас вы будете защищать работу. В начале каждый из вас представит свою работу, а затем по каждой работе проходит обсуждение достоинств и недостатков работы, каждый из вас должен задать вопрос отвечающему.
Лена П. Я выбрала кино “Бригада” потому, что хотела показать, не смотря на то, какие главные герои, они дорожат дружбой. Потому на дальнем плане огонь, средний план – друзья вместе, но они скорбят о своих утратах (поэтому в черном). Передний план они все вместе и готовы к бою со своими врагами и показана фигура героя – его трагедия и крик.
Настя И. Я выбрала тему “Мой город” его контраст и разницу. На дальнем плане достопримечательности города (Исаакиевский собор, стрелка Васильевского острова, Смольный собор) всё разделяет река Нева и мы по другую сторону реки. Наши дома в частности Крыши домов. Вид сверху и на крышах своя жизнь, жизнь подростков и они далеки от центра города.
Маша М. Я выбрала кино “Титаник” и хотела показать главный действующий объект корабль, т.е. трагедию и обреченность пассажиров, дружеские отношения молодых людей. Когда один показал и рассказал другую сторону жизни и, что героиня может изменить свою жизнь, когда захочет и делать, то что ей нравиться по душе. Единство душ.
Катя М. То же выбрала кино “Титаник”. Потому, что хотела показать, как герой оберегал свою героиню до последнего вздоха и пытался её спасти, осознавая весь трагизм происходящего. Пытаясь и не надеясь на своё спасение. И последние мысли о ней.
Вика Е. Мультфильм “Шрек”. Хотела показать какие разные в нем герои, но если внешне ты другой – не значит, что с тобой нельзя дружить и общаться. Герои были верны дружбе. Героиня днем она одна, а ночью другая. Днем красавица – принцесса, а ночью гоблин, но при этом всегда остается, верна себе, добрая, внимательная, отзывчивая и преданная, хотя со своими предрассудками.
Надя Ш. “Алиса в зазеркалье”. Хотела показать, что жизнь наша имеет две стороны. Одна сторона, в которой мы живем для себя, другая общественная, в которой есть свой кролик, кот, король с королевой, шалтай-болтай и т.д. и эти два мира разделены зеркалом, а в жизни у каждого человека есть своё зазеркалье.
Ветров Д. “Мой город”
Заключение. Я думаю, не смотря на высказанные
пожелания по работам, все справились.
Ошибки вами будут учтены и исправлены на
следующем занятии (3 день).
3 день (заключительный)
- Исправление ошибок
- Выставление оценок (с работой не справился, с работой справился, очень хорошая работа и заслуживает поощрения)
- Обсуждение изученного курса
Защита проекта.
- Тема
- Как представлена тема (по сюжету и настроению) и почему выбраны данные изображения?
- Какие средства выразительности использовались (цвет, цветовая гамма, настроение)
- Средства программы (инструменты, эффекты, фильтры)
- Что не удалось? (практически)
- Что не удалось реализовать по сюжету (образу).
Оцениваются:
- Полнота раскрытия темы плаката-коллажа художественными средствами;
- Владение основными приемами работы в Аdоbе Photoshop;
- Гармоничность цветовой гаммы плаката-коллажа;
- Художественная привлекательность плаката-коллажа;
Обязательные элементы:
- Использование не менее 4-5 изображений из коллекции при составлении композиции;
- Создание подписи, отражающей тему плаката;
- Применение фильтров и эффектов слоя.
Литература
- Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- И. Е. Смирнова. Начало Web-дизайна
- Курова И. А. Авторская программа элективного курса, курса по выбору предпрофильной подготовки, для учащихся 9 классов “Использование компьютера как средство для художественного творчества” 02.10.2006 г.