Преемственность преподавания между начальными классами и средним звеном по-прежнему остаётся одним из важнейших вопросов обучения и воспитания школьников. Необходимым условием для реализации внутреннего потенциала ребёнка является комфортность его пребывания в школе. Для того чтобы преодолеть разрыв между начальным звеном и школой второй ступени, в своей педагогической практике я стараюсь ориентироваться на развитие личности, творческой активности ученика, сохранение его индивидуальности. Двадцатилетний опыт работы помогает мне “чувствовать ученика”, даёт возможность учитывать индивидуальные способности каждого, позволяет легко корректировать работу с классом с учётом его своеобразия и особенностей. Свои уроки я строю таким образом, что они стимулируют познавательные интересы, любознательность и творческий поиск, при этом сводя к минимуму переутомление, перегрузки, нервозность моих учеников.
В своей каждодневной работе я использую элементы опережающего обучения русскому языку. Расскажу о некоторых из них.
Начиная с первого класса, в ходе знакомства с частями речи, я ввожу понятие о членах предложения. Для более лёгкого восприятия и запоминания этого материала, сразу учу детей разбирать предложение по членам предложения и по частям речи. Вначале подбираю простые нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого. Постепенно дополняю их определениями и учу детей находить слова, поясняющие подлежащее. Затем ввожу дополнение. И, когда вижу, что мои ученики хорошо запомнили схему разбора, распространяю предложение обстоятельствами. Причём, на стадии обучения всю работу у доски выполняю сама. Первоклассники повторяют хором сказанное мною, одновременно выполняя разбор в своих тетрадях.
Для младших школьников характерно непроизвольное запоминание. Они запоминают то, что интересно. Лучше запоминается им наглядный материал, слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Опираясь на знание этих особенностей, я использую на уроке компьютерные слайды, а также яркие таблицы- тренажёры.
Во втором классе работа продолжается. Знания школьников расширяются и углубляются. Теперь мои ученики, при помощи опорных схем, учатся самостоятельно выполнять разбор простого предложения. Одним из основных принципов моей методики является то, что от учащихся не требуется сиюминутного запоминания материала. Ведь ежедневные повторы одного и того же непременно приведут к прочному запоминанию. А времени для повторения и закрепления у ребят, обучающихся по программе 1-4, достаточно.
Итак, к концу второго класса мои ученики, даже самые слабые, могут свободно выделять грамматическую основу предложения, находить слова, поясняющие подлежащее и сказуемое, грамотно и точно устанавливать связь слов в предложении, с указанием частей речи, которыми они выражены.
В третьем классе я знакомлю ребят с характеристикой простого предложения. Постепенно ввожу простые предложения, осложнённые однородными членами, а затем и сложные предложения. Учу правильно, последовательно разбирать их и давать точную характеристику. К концу третьего года обучения такая работа переходит в стадию развивающей игры. Каждый ученик, получив индивидуальную карточку с заданием, имеет возможность проверить свои силы.
В течение всего четвёртого года обучения учащиеся совершенствуют полученные знания, закрепляют свои умения, оттачивают приобретённые навыки выполнения синтаксического разбора предложения. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний моих учеников по программному материалу, но и на развитие их познавательных процессов: ребята овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, расширяется объём и концентрация внимания. Значительно обогащается словарный запас и умение грамотно строить свои объяснения, рассуждения, доказательства.
Аналогично веду работу по обучению правильному выполнению фонетического разбора. Это задание считается одним из самых трудных в начальной школе. Поэтому уже с первого класса, на этапе ознакомления со звуками и буквами, т.е. ещё до обучения чтению, мягко, ненавязчиво даю понятия гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих, сонорных (всегда звонких), гласных, выполняющих двойную роль. Все знания преподношу детям в виде забавной игры с цветными карандашами и кубиками. Первоклассники с удовольствием “печатают” буквы в слове, соответственно их звукам: гласный - красным цветом, согласный твёрдый - синим, согласный мягкий - зелёным цветом, мягкий и твёрдый знаки - простым карандашом; “надевают наушники” (закрывают уши руками) и слушают звонкие и глухие звуки; кладут руку на шею в области гортани и, по движению воздушной струи, учатся различать гласные и согласные звуки. Для лучшего запоминания двойной роли гласных звуков использую мнемонические приёмы, например:
- В начале слова буква Я
- Даёт два звука: /й/ и /а/.
- После гласной буква Ю
- Даёт два звука: /й/ и /у/.
- После мягкого знака буква Е
- Даёт два звука: /й/ и /э/ и т.п.
Во втором классе учу правильно оформлять в тетради фонетический разбор слова. Каждому звуку даём полную характеристику, т.е. так, как предусматривает программа пятого класса. Практически на каждом уроке учащиеся работают с лингвистическими тренажёрами и выполняют по алгоритму различные виды разборов. Такой путь сообщения материала доступен и надёжен для учащихся начальных классов. Он оправдал себя в течение многих лет, к тому же, он выгоден и в том отношении, что позволяет из года в год повторять изученное, опираясь на полученные знания, идти дальше в развитии памяти, мышления и речи.
Результаты мониторинговых исследований показывают, что мои ученики легче проходят адаптацию к обучению в пятом классе, уверенно чувствуют себя на уроках, быстрее и лучше справляются с контрольными и тестовыми заданиями. Я уверена, что методика по использованию элементов опережающего обучения на уроках русского языка приносит свои плоды и позволяет моим ученикам достичь успехов на среднем и старшем этапах обучения в школе.