Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников.
Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа.
Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, школьный библиотекарь.
Подготовительная работа: заранее проводится анкетирование:
- учащихся по вопросам:
1. Любишь ли ты читать книги?
2. Что больше ты любишь:
- читать сам?
- слушать чтение взрослых?
3. Назови книгу, которую ты недавно прочитал.
- родителей по вопросам:
1. Любит ли читать ваш ребёнок?
2. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок:
- читать сам?
- слушать чтение взрослых?
3. Принято ли в вашей семье читать книги?
Да / Очень редко / Нет.
4. Назовите книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок.
5. Считаете ли вы необходимым для себя формировать интерес ребёнка к чтению книг?
Оборудование:
1. Таблички с названиями микрогрупп (“Дружба”, “Улыбка”, “Непоседы”, “Сказка”, “Жюри”).
2. Набор скороговорок:
- “ Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”,
- “На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора”,
- “Все бобры добры до своих бобрят”,
- “Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила”
3. Рисунки с изображением “сказочных вещей”: сапог, туфелька, цветик – семицветик, корзинка с пирожками.
4. Выставка детских рисунков на тему “По страницам любимых книг”
5. Призы для победителей конкурсов.
6. Памятки для родителей и учащихся.
Ход собрания
На доске:
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на семейном конкурсе “Папа, мама, я – читающая семья”. (Участники собрания располагаются за отведенными для каждой команды игровыми столами, получают таблички с названием своей микрогруппы).
Вступительное слово классного руководителя.
Учить любить книгу ребёнка надо не только в школе, но и дома. Всё чаще можно слышать от родителей сетования по поводу того, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, нужно помочь им полюбить книгу, так как неумение читать в наш компьютерный век не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие.
Анализ анкет детей и родителей. Предлагаются подготовленные памятки, которые помогут родителям преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.
Дети читают стихи В.Берестова и С.Михалкова.
Родная школа, светлый класс,
Весёлый круг друзей.
Как много впереди у нас
Счастливых школьных дней!
Все эти дни когда-нибудь
Припомнятся друзьям…
В большую жизнь широкий путь
Откроет книга нам.
Нас манит даль седых морей
И горные хребты.
Пусть в жизни ярче и полней
Сбываются мечты!
Все эти дни когда-нибудь
Припомнятся друзьям…
В большую жизнь широкий путь
Откроет книга нам.
Звучит песня “Чему учат в школе” (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги как без света,
Как без доброго совета.Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.Книга всё тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
Звучит песня “Наш край” (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабалевского).
Конкурсная программа
1-й тур. “Сказочная разминка”.
(Каждой команде по очереди задаются вопросы)1. Героиня повестей - сказок Л.Кэрола. (Алиса)
2. Любимое выражение Карлсона. (Дело житейское)
3. Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальный башмачок)
4. Количество оловянных солдатиков. (25)
5. Имя поросенка в сказке А.Милна “Винни Пух и все, все, все”. (Пятачок)
6. За кого вышла замуж Дюймовочка? (За принца Эльфов)
7. Самый известный почтальон? (Печкин)
8. Имя Карлика Носа. (Якоб)
2-й тур. “Литературная викторина”.
Высший балл – 5. Побеждает команда, быстрее и правильнее ответившая на вопросы.
1. Назовите имя литературной героини, обладательницу чудесного саквояжа, умеющую летать на зонтике и въезжать по лестничным перилам вверх. (Мэри Поппинс из повести П. Трэвэрс)
2. Из какой басни взяты эти “крылатые слова”? Назовите автора басни.
“А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь”. (И.А.Крылов “Квартет”)
3. Назовите литературного героя, который с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где “растянувшись на траве и притворившись мёртвым”, стал поджидать, когда какой-нибудь кролик заберётся в мешок… (Ш. Перро. “Кот в сапогах”).
4. Продолжите фрагмент литературного произведения. Назови его автора и название. “Дама сдавала в багаж…” (С.Я.Маршак. “Багаж”)
3-й тур. “Кто быстрее”
(время подготовки - 3 мин.)Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором.
Высший балл - 5.
- “Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”,
- “На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора”,
- “Все бобры добры до своих бобрят”,
- “Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила”.
4-тур “Помоги литературному герою”
Высший балл - 5.Каждая игровая группа получает вещи (или карточки с их изображением: сапог, туфелька, цветик-семицветик, корзинка с пирожками) и старается в течение 3 мин определить произведения и литературного героя, которым принадлежат эти вещи.
5-тур “Блиц-опрос родителей”
(Конкурс проводится без подготовки.)Для выполнения задания приглашаются родители по одному от каждой команды.
Они должны ответить на вопросы:
1. Из каких произведений взяты эти “крылатые слова” и кто является их авторами:- “Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона”. (И.А. Крылов. “ Слон и Моська”)
“Рождённый ползать летать не может”. (А.М. Горький. “Песня о Соколе”)
2. В каких русских пословицах упоминаются числа 1 и 7?
“Семь бед – один ответ”, “Один с сошкой – семеро с ложкой” и т.д.
3. Как звали героя одноимённого произведения Дж. Родари? (Чиполлино)
4. Как звали друга Шерлока Холмса? (Доктор Ватсон)
6-й тур. “Чей это портрет?”
1. “...Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя”. (Снежная королева из одноименной сказки Г.-Х.Андерсена.)
2. “...Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький”. (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа.)
3. “Странный неопознанный объект напоминающий бочонок летает над Стокгольмом. Он издает звуки, похожие на гул самолета. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник-шпион и его необходимо передать в руки полиции”. (Карлсон из сказки А. Линдгрен “Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше”.)
4. “…Немножко чересчур длинное и плотное туловище не совсем соответствовало маленьким и тонким ножкам, да и голова тоже казалась слишком большой. Но многое искупалось тщательностью его одежды, по которой можно было признать в нем человека благовоспитанного и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам”. (Щелкунчик из сказки Э.Т.А. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.)
7-й тур. “Загадочный конкурс”
(по 2 загадки каждой команде)Вот дева юная, в объятьях сна
Лежит она уж сотню лет
И ждет - а принца нет, и нет, и нет.
Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая Красавица.)
Жил на свете мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына, шалунишку... (Буратино-Пиноккио.)
И на мачеху стирала, и горох перебирала
По ночам при свечке. А спала у печки.
Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка.)
Для него прогулка - праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник -
Медвежонок... (Винни Пух.).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка.)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка.)
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нем читал? (Мальчик-с-пальчик.)
Фруктово-огородная страна –
В одной из книжек есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной –
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино.)
Подведение итогов конкурса
Председатель жюри награждает команду победительницу и всех участников грамотами и дипломами.
Школьный библиотекарь читает стихотворение:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Пусть много детвора читала,
Пускай тут каждый эрудит,
Чудесных книг ещё не мало
Прочесть вам в жизни предстоит.
Про подвиг, труд и про ученье,
Полёт стремительной мечты,
Про дерзновенное свершенье
И штурм небесной высоты.
Закончен праздник, он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год.
В заключительной части собрания родители обсуждают решение собрания, которое может включить следующие рекомендации.
В целях развития устойчивого интереса детей к чтению родителям рекомендуется:
1. Стараться ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать составлять ему иллюстрации к книге.
2. Включить в круг детского домашнего чтения журналы, газеты для детей.
3. Помогать ребёнку вести читательский дневник.
4. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце года подвести итоги и вручить призы победителям.
Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”
1. Выяснить трудные слова.
2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?
3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном событии книги.
4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?
Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”
1. Прочитай текст.
2. Разбей текст на части.
3. Составь план текста.
4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).
5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.
Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”
1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?
2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.
3. Составь план по выбранным отрывкам.
4. По составленному плану построй связный пересказ текста.
5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?
6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.
Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”
1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?
2. Как называется прочитанное тобой произведение?
3. О чём в нём говорится?
4. Кратко перескажи произведение.
5. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?