Урок — смотр знаний по математике в 5-м классе по теме "Площади и объемы"

Разделы: Математика


Урок проводится в конце второй четверти. На него приглашаются учителя математики, администрация школы, классный руководитель 5 класса, родители учащихся.

Цели урока:

  • систематизация и обобщение изученного материала по данной теме;
  • развитие логического мышления, памяти, умений преодолевать трудности при решении математических задач;
  • воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.

Оборудование: магнитная доска, набор букв и цифр с магнитным креплением, квадраты и прямоугольники, вырезанные из цветной плотной плёнки, геометрические тела (кубики, прямоугольные параллелепипеды), рисунки, новогодние игрушки, подарки для учащихся (конфеты).

Структура урока:

  1. Постановка цели урока.
  2. Повторение: а) фронтальный опрос; б) устный счёт с взаимопроверкой.
  3. Письменная работа ( практические задания и решение текстовых задач).
  4. Проверка и обсуждение результатов.
  5. Итоги и награждения.

Ход урока

1. После проверки готовности учащихся к уроку и сообщения целей учитель проводит устный фронтальный опрос. Он просит назвать формулы, по которым находится площадь прямоугольника, квадрата, объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Затем эти формулы ученики выкладывают на магнитной доске и по заданию учителя выкладывают новые формулы. с помощью которых находится длина или ширина прямоугольника, длина, высота или ширина прямоугольного параллелепипеда. Все новые формулы ученики проговаривают вслух.

Затем учитель задаёт вопросы о единицах измерения площадей и объёмов. Предлагаются следующие задания: а). Что такое 1а - ? ( это квадрат 10м Х 10м); б). Что такое 1га - ? ( это квадрат 100м Х 100м); в). Что такое 1л - ? ( это объём, равный 10 куб.дм.).

Заполните пустые места:

230 000 м2 = … а = … га

5000 см3 = … дм3 = … л.

(Ученики выходят к доске и заполняют пустые места).

Учитель задаёт учащимся вопрос: где в жизни и людям, каких профессий обязательно пригодятся знания данной темы?

Затем проводится устный счёт с взаимопроверкой по таблицам:

1).

S 16 дм2   81 см2 75 дм2   120 см2
а   11м   15 дм 7 см 4 дм
b 4 дм 9 м     7 см  

 2).

V   150 м3
а 4 см 3 м
в 5 см 10 м
с 2 см  

Учащиеся записывают только ответы в строку, меняются тетрадями и выставляют друг другу оценки.

Критерии оценок:

  • все задания верные – “5”
  • 1 – 2 неверных - “4”
  • 3 неверных - “3”

2. После устной работы на урок приходит Дед Мороз (старшеклассник в костюме Деда Мороза с коробкой подарков). Он приветствует всех и объясняет цель своего визита. Прежде чем вскрыть коробку, Дед Мороз предлагает вычислить её объём. (Коробка имеет форму прямоугольного параллелепипеда). Для этого один из учащихся производит измерения, остальные вычисляют. Кто первым дал правильный ответ, тот и вскрывает коробку. Дед Мороз начинает доставать необычные подарки – геометрические фигуры и тела и просит рассказать, как вычислить площадь или объём. Затем он достаёт из коробки интересные “фотографии” (рисунки различных зверей) и говорит о том, что эти зверюшки хотят подарить детям на Новогоднюю ёлку игрушки, но для этого учащиеся должны выполнить задания, которые запечатаны в конвертах.

Для этой работы учащиеся делятся на группы по 5 – 6 человек, им выдаются конверты и начинается самостоятельная работа. Задания для каждой группы одинаковые, следующего содержания: “ Дорогие ребята! Выполните следующие задания:

  1. Вычислите площадь моего фото (“Фото” имеет форму прямоугольника или квадрата).
  2. Вычислите объём кубика
  3. Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда (каждой группе выдаются геометрические тела)
  4. Из фигурок (треугольников) сложите ёлочку и вычислите её площадь
  5. Вычислите площадь фигуры, изображённой на рисунке. (На клетчатой бумаге изображены домик, ракета и парусник).

Желаю успехов! Тигрёнок. (Лисёнок ит.д.)

После выполнения заданий учитель с Дедом Морозом проверяют решения задач и оценивают работы по пятибалльной системе. К проверке можно привлечь учителей математики. Дед Мороз дарит учащимся новогодние игрушки, которыми украшается маленькая ёлочка, поставленная в кабинете. Все учащиеся получают от Деда Мороза конфеты.

3. Учитель подводит итог урока. Дед Мороз благодарит учащихся за работу и за наряженную ёлку, поздравляет с наступающим Новым Годом и желает хорошего отдыха в праздники и в каникулы.