С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом трудностей – особенно это касается учащихся с ведущей левой рукой. Эти дети с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия “лево - право”, “верх - низ”, при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В результате дети не успевают выполнять письменные задания, а как следствие – страдает общая успеваемость, вырабатывается негативное отношение к процессу обучения и к школе в целом.
В основе школьных трудностей детей с фактором левшества находятся их функциональные особенности – это несформированность зрительно-пространственного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, повышенная тревожность, возбудимость и т.д.). Но какими бы ни были школьные трудности леворуких детей, основной все же является обучение левшей письму.
Для пропедевтики оптической дисграфии у леворуких детей в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
При работе по формированию зрительно-пространственного восприятия, на логопедических занятиях я использую стрелочку (вектор) в качестве раздаточного материала. Предлагаю Вашему вниманию некоторые виды заданий с использованием вектора, которые выполняют дети на коррекционно-развивающих занятиях.
1. Манипулируя вектором на плоскости рабочего стола, отрабатываются понятия “лево”, “право”, “верх”, “низ”.
а) - Я показываю вам вектор, а вы должны назвать его направление. Куда указывает вектор?
б) - Я называю направление, а вы должны положить вектор в этом направлении на своем столе.
Налево, вниз, вверх, направо…
2. При статическом положении вектора и манипулировании им, отрабатываются указания направлений движения: “слева - направо”, “сверху - вниз”, “справа - налево”, “снизу -вверх”.
а) - Я показываю вам вектор, а вы должны назвать его правильное направление - откуда и куда он показывает.
б) - Я называю вам направление указания вектора, а вы должны правильно это направление показать при помощи стрелочки.
Слева - направо, снизу - вверх, слева - направо…
3. Поиск клада по карте с указанным маршрутом.
- Надо отыскать спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по стрелочкам (правильно прочитать маршрут). (рис. 1)
4. Поиск клада по карте.
- Необходимо найти спрятанный клад, проложив на карте весь путь и правильно прочитав его. (рис. 2)
5. Отработка частей речи - существительные одушевленные и неодушевленные.
- Я называю направление движения, которое вы при помощи вектора должны показать. Ответьте, на что показывает вектор? (На кого указывает вектор?)
Слева - направо… Снизу - вверх… Справа – налево…
6. Графические диктанты (орнаменты и фигуры).
а) В рабочих тетрадях в клетку выполняем графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур. (рис. 3)
б) На доске в виде стрелочек дается последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.
7. Рисование орнаментов с проговариванием.
В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием (рис. 4).
8. Чтение слоговых таблиц.
При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы, который должен быть выполнен. Например: 5 строка или 2 столбик.
А | О | У | Ы | Э | |
Б | БА | БО | БУ | БЫ | БЭ |
В | ВА | ВО | ВУ | ВЫ | ВЭ |
Г | ГА | ГО | ГУ | ГЫ | ГЭ |
Д | ДА | ДО | ДУ | ДЫ | ДЭ |
Ж | ЖА | ЖО | ЖУ | - | - |
З | ЗА | ЗО | ЗУ | ЗЫ | ЗЭ |
К | КА | КО | КУ | КЫ | КЭ |
Л | ЛА | ЛО | ЛУ | ЛЫ | ЛЭ |
М | МА | МО | МУ | МЫ | МЭ |
Н | НА | НО | НУ | НЫ | НЭ |
Здесь очень важно подчеркнуть, что слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева - направо, сверху - вниз, справа - налево, снизу - вверх. Но основной принцип русской графики – слева - направо и сверху - вниз – только в таком направлении будем писать и читать!
Используя на каждом логопедическом занятии по 10 мин. рабочего времени задания с вектором, можно сформировать у леворуких детей зрительно-пространственное восприятие и избежать серьезных трудностей, возникающих в процессе обучения чтения и письму. Приведенные выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, начинать проводить которые необходимо как можно раньше (с первых дней обучения детей в школе, а еще лучше в дошкольном возрасте).