Применение "кейс-метода" на уроках производственного обучения

Разделы: Технология


Познакомившись с методом обучения, который называется КЕЙС-метод, я решила попробовать применить элементы этого метода на своих уроках производственного обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций.

Анализ ситуаций может применяться при всех этапах вводного и заключительного инструктажа. Важно сконструировать знания, умения и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.

Я решила применить этот метод при опросе определенной темы.

Обучающимся предлагается такая ситуация. Они разъехались на каникулы, решили написать друг другу письма и поделиться своими проблемами, связанными с избранной профессией. В письме, как бы между прочим, они задают вопросы, связанные с их проблемой. Получив письмо с ответом, анализируют ситуацию, предложенную подругой.

Применение такого метода стимулирует умственное развитие обучающихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого профессионального мышления.

Для опроса обучающихся по заданной теме существует много способов и методов выявления знаний. Для того чтобы способствовать расширению знаний обучающихся, добиваться от них осмысленного понимания изучаемого материала, педагоги на своих уроках применяют новые формы и методы обучения для овладения профессий.

Я хочу поделиться своим опытом выявления знаний на данном этапе обучения. Чтобы этот процесс не был долгим и нудным, я это делаю в виде игры . Она называется (Письмо подруге). Для этого нужно взять определенную тему изучаемого материала. Условие игры заключается в том, что обучающиеся пишут друг другу письма и задают вопросы, касающиеся изучаемой темы. Например, тема: “ Изготовление прямой юбки”. Девочки представляют, что они уехали на каникулы и решили написать друг другу письма, но при этом, одна другой задает пять вопросов.

Аня пишет Тане: “Здравствуй Таня! Мы давно с тобой не виделись, и мне захотелось написать тебе письмо, узнать, как ты отдыхаешь? Я отдыхаю дома. Вот решила сшить себе юбку, но немного забыла, как это делается. Я хочу, чтобы ты мне подсказала.

1. Как проходит нить основы в деталях кроя юбки?

2. Какая величина припусков по боковым швам?

3. Если юбка из шерстяной ткани, чему равна величина подгибки низа?

4. Чему равна прибавка по талии?

5. Какие еще нужны прибавки для построения чертежа?

Буду тебе очень признательна, если ты мне подскажешь ответы на эти вопросы.

С нетерпением жду ответ ответа.

Твоя подруга Аня”.

Письмо вкладывается в конверт, на котором карандашом (чтобы потом можно стереть и использовать несколько раз) пишется адрес подруги. И девочки обмениваются письмами. Получив письмо, каждая из них пишет ответ: “Здравствуй Аня! Получила твое письмо, обрадовалась, что ты меня не забыла. И очень меня радует, что в летние каникулы не забываешь свою профессию, решив сшить себе юбку. Я с большим удовольствием помогу тебе.

Отвечу на твои вопросы.

1. Нить основы в переднем и заднем полотнище юбки проходит параллельно средней линии юбки.

2. Припуски на боковые швы юбки делаются от 2-2,5 см.

3. Если ты шьешь шерстяную юбку, то к линии низа прибавь 4-6 см. для подгибки низа.

4. Величина прибавки по талии равна 1 см. (Пт = 1 см.)

5. Для построения чертежа юбки нужны следующие прибавки:

Пб - прибавка по бёдрам (в зависимости от прилегания) свободная - 2 см, oблегающая - 1 см.

Пн - прибавка к низу изделия (на уработку 1 см.)

Пт - прибавка по талии = 1 см.

Буду очень рада, если мои ответы тебе помогут сшить себе юбку. Очень хочется тебя в ней увидеть. С нетерпением жду встречи.

Твоя подруга Таня.”

Таким образом, получив ответы на заданные вопросы, девочки сами проверяют, правильно ли на них ответила подруга. Если правильно то ставят знак (+), если не правильно то - (-). Но прежде, чем задавать вопросы, они должны сами знать ответы. После этого, письма сдают преподавателю. Мне очень легко выявить знания по изучаемой теме и отследить пробелы в том или ином вопросе. По времени эта переписка занимает 10-12 минут. В это время я наблюдаю за самостоятельной деятельностью обучающихся при письменном ответе. Смотрю, уверенно ли они отвечают на письмо. А, когда я подвожу итог игры, многое для меня открывается. Например, может раскрыться творческая натура человека или романтическая. И это в дальнейшем помогает мне в работе. Что даёт мне как педагогу эта переписка?

1. Быстрый опрос по теме.

2.Увеличивает понимание обучающимися значимости изучаемого материала.

3. Обучающиеся сами проверяют ответы, что даёт возможность учиться оценивать свои знания.

4. Некоторые обучающиеся не умеют выразить свою мысль словами. Здесь им предоставляется возможность выразить мысль на бумаге. Что гораздо легче.

5. Заданные вопросы воспитывают ответственность при получении знаний по теме, т.к. прежде чем задать вопрос, надо знать на него ответ.

6. Такая форма опроса создаёт атмосферу активного и коллективного изучения темы урока.

7. Вырабатывается творческое отношение к приобретению знаний и т.д.