Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • расширить представление о волшебной сказке;
  • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
  • обогащать словарный запас школьников;
  • развивать речевое чутьё на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;
  • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения. ответственности, умение

Ход урока

1. Организационный момент (физминутка).

Учитель:

Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
К гостям тоже повернулись,
Улыбнулись,
Ротик закрыли на замок,
Начинается урок.

II. Мотивация.

В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте. (Считаю до 5, дети открывают глаза).

Выходит девочка и плачет.

Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажите, где его искать?

III.

Учитель: Это героиня какой сказки?

Дети: Это героиня русской народной сказки “Гуси-лебеди”.

Учитель: А ещё какие бывают сказки?

На доске.

Учитель: Какие сказки появились раньше?

Дети: Раньше появились сказки народные.

Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

Дети: Их рассказывали взрослые детям.

Учитель: Может ли автор использовать сюжет народной сказки?

Дети: Может:

Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Дети:

- Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...

- в сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...

- в сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

- В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

- В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

- Почти во всех сказках побеждает добро.

- В сказках может быть волшебство.

IV. Чтение сказки “Гуси-лебеди” по абзацам детьми.

Перед чтением вопрос:

- Почему с детьми приключилась беда?

Дети: Дочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.

V. Физминутка.

Работа по вопросам учебника.

Учитель: Вопрос № 1, стр.99 учебника.

- Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке?

Дети:

  • Баба-Яга
  • яблонька
  • гуси-лебеди
  • печка
  • речка.

Вопрос № 3. Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути?

VI. Выборочное чтение (показ книжки-игрушки).

VII. Речевая работа (работа в тетрадях).

Как вы понимаете:

“Сидит ни жива, ни мертва” - очень испугалась, замерла от испуга.

“Зачем на глаза явuлась” - зачем пришла.

Подбери слова синонимы:

  • “кликала” - звала;
  • “причитывала” - говорила с плачем;
  • “покуда” - пока;
  • “худо будет” - плохо;
  • “мой батюшка” - отец.

VIII. Составление диафильма и подписывание кадров словами из текста.

IX. Итог урока.

Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, я вас всех благодарю. Но, чтобы вернуться из сказки, надо построить летучий корабль, выполнив задания.

1. Игра “Узнай сказку”.

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепок...
Догадался? Это... (Репка)

Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал
И печалилась баба…
Только кудахтала … (курочка Ряба).

На печи лежит Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё ... (по щучьему веленью).

Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Круглый сам, румяный бок,
А зовется … (Колобок).

Не послушал брат сестренку,
Превратился он в козленка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

2. Работа по памятке над сказками.

Памятка к работе над сказкой.

- Как называется сказка? Кто ее сочинил?

- Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она: поучительная, героическая, юмористическая.

- Кто в сказке действует? Какие это герои?

- Какие события описываются в сказке?

- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

- Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

- Что из этой сказки запомнил ось вам больше всего?

Заслушать 1-2 человек.

3. Восстановите события сказки (иллюстрации перепутаны).

4. Собери пословицу.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Учитель:

Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.

- Какой урок вы вынесли для себя из сказки?

Дети:

  • надо слушаться старших;
  • быть скромным и вежливым;
  • на добро отвечать добром.

5. Рефлексия.

В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками.

Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (На доске висит плакат с нарисованной яблонькой). Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте её оживим! Наклеим на неё яблочки:

  • было интересно - красное; .
  • не все удалось, проблемы - жёлтое;
  • были трудности - зелёное.