КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО МОТИВАМ СТИХОТВОРЕНИЯ “БАГАЖ” С. МАРШАКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ЦЕЛИ:
- Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы.
- Познакомить детей со словом “багаж”.
- Учить слушать внимательно большое по объему стихотворение.
- Продолжать знакомить с профессией железнодорожника.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Утром во время гимнастики воспитатель предлагает детям поиграть в поезд.
Впереди паровоза – машинист (ребенок), он ведет паровоз, а все остальные ребята – вагончики.
Воспитатель:
- Нам нужен регулировщик, который будет показывать, когда путь открыт. (Выбирают ребенка, который будет регулировщиком и дает ему флажок.)
- Какого он цвета? (желтый)
- Когда путь открыт, ты поднимешь флажок вверх, и наш поезд поедет. А когда путь будет закрыт, ты флажок опустишь вниз. Машинист внимательно смотри на регулировщика. Поехали! Как загудел паровоз?
(-У-у-у-у!)
Взрослый играет с детьми несколько раз, меняя машиниста и регулировщика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
- Дети, в какую игру мы сегодня мы сегодня утром играли? (в поезд)
- Расскажите, как мы играли?
Дети с помощью воспитателя рассказывают о том, что у них поезд вел машинист, дети были вагончиками, а показывала им когда можно было ехать, а когда нельзя - диспетчер. Вам понравилось играть?
Показывает картину вокзала.
Воспитатель:
- Как выдумаете, куда приезжают поезда? (на вокзал, на станцию)
- Как называются люди, которые едут в поезде? (пассажирами)
- Как вы думаете, куда они едут? (ответы детей)
- Что берут с собой люди? (чемоданы, сумки)
Чемодан, сумка, коробка – все это можно назвать одним словом – багаж.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Маршака “Багаж”.
После чтения воспитатель с детьми перечисляют, какой багаж взяла с собой дама.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель опять предлагает детям поиграть в поезд, только теперь дети будут пассажирами и возьмут с собой багаж, который они могут подобрать в игровом уголке.
Игру сопровождает музыка из звуков движущегося поезда.
КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ “В ГОСТИ К ПАРОВОЗИКУ” ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ЦЕЛИ:
- Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой;
- Обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, столько, сколько, поровну;
- Закреплять умение сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине и высоте, употреблять слова и выражения длиннее, короче, управлять в правильном названии знакомых геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Фланелеграф, 2 поезда, у красного поезда 3 вагона, у синего 4 вагона, вагоны расположены один под другим.” домика: желтый и красный. Высота желтого домика - 4 этажа, красного – 3этажа.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Конверты с геометрическими фигурами. В них 6 кругов, 1 квадрат. 3 прямойгольника.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришел Медведь. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь математикой. У меня есть паровозики. Посмотрите, они одинаковые или разные? (на фланелеграфе выкладываются два поезда, один под другим).
Ответы детей.
Воспитатель:
- Сравним, какой поезд длиннее, а какой короче? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Каких вагонов больше, а каких меньше?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы правильно определили, то, что красный поезд короче, а синий длиннее, потому что у красного поезда вагонов меньше, а у синего больше.
Воспитатель:
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы и красных и синих вагонов было поровну или одинаковое количество?
Ребенок:
- Нужно убрать один лишний вагончик.
Воспитатель:
- Хорошо, мы уберем один вагончик. Что у нас получится?
Ребенок:
- Получилось поровну или одинаковое количество -3 красных вагона и 3 синих. (4-5 ответов).
Воспитатель:
А как мы с вами сравним поезда, чтобы они были одинаковые?
Ребенок:
- Можно прибавить один красный вагон, и у нас получится поровну или одинаковое количество вагонов, поезда будут одинаковые по величине.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
Воспитатель:
- Мишутка пригласил нас покататься на поезде. Поедем?
Воспитатель:
- Тогда становитесь и в путь. (Дети становятся паровозиком и делая кругообразные движения руками, повторяют: “Чу-чу-чу”.
Сделав круг по группе, дети останавливаются около макетов двух домов.
Воспитатель:
- Вот стоят два домика. Как вы думаете, они разные или одинаковые?
Ответы детей. (Желтый дом выше, а красный ниже, так как у желтого четыре этажа, а у красного только три).
Воспитатель:
- Молодцы. Давайте покажем какой дом выше, а какой ниже. Когда я скажу “желтый дом”, вы поднимаетесь на носочки и вытягиваете руки вверх, а когда я скажу “красный дом”, вы приседаете (игра проводится 2-3 раза).
Затем воспитатель предлагает детям конверты с геометрическими фигурами (круги, квадраты и прямоугольники) и спрашивает:
- Какие фигуры у вас в конвертах?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Предлагаю построить из этих фигур поезд.
Затем спрашивает, какие фигуры понадобились детям для того, чтобы построить поезд, какого цвета эти фигуры. После этого предлагает детям поехать на этих поездах в сказочный лес.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-СКАЗКИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ “ПАРОВОЗ” ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ЦЕЛИ:
- Продолжать знакомить детей с железной дорогой.
- Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.
- Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, сглаживая линию сгиба.
- Продолжать учить правильно держать ножницы и действовать ими, разрезать поперек широкую полоску бумаги, получая новые формы (квадраты).
- Закреплять умение ритмично располагать квадраты на полосе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На ковре из кубиков построены рельсы.
Воспитатель рассказывает:
- Иду я сегодня в детский сад и встречаю на дороге щенка Бульку. Грустный такой плетется, хвост опущен, даже поскуливает тихонечко.
- Что случилось?- спрашиваем.
- У зайчика живот болит, мне его очень жалко, -говорит.
- А врача к зайчику позвали? – спрашиваю.
- Не идет врач в лес, говорит, чтобы зайчика сюда привезли. А привезти-то не на чем. У них так в лесу ни автобусов, ни троллейбусов нет. И все зверята с больным зайчонком сидят, а животик у него все болит и болит, - и Булька совсем расскулился. Начала я его утешать, гладить, смотрю – ко мне мама-зайчиха бежит. Вид у нее тревожный, глазки красные.
- Пожалуйста, - просит, - сделайте нам вагончики, медвежата положили рельсы, а вагончиков нет.
- Хорошо, - говорю, - я сейчас пойду к детям и попрошу их.
Мама-зайчиха благодарит, лапки к груди прижимает. А Булька обрадовался, прыгает и скачет:
- Ура! Ребята обязательно помогут, они нам всегда помогали. У нас будут вагончики! Ура! Мы повезем зайчика лечиться, а потом будем на поезде кататься!”
Воспитатель выясняет, согласны ли дети взяться за такое сложное дело. Получив их согласие, уточняет задание.
В начале воспитатель показывает готовую поделку и предлагает детям подумать, как ее сделать. Задает детям вопросы, как расположены окна, двери, одинаково ли они расположены с двух противоположных сторон.
После объяснения задания воспитатель предлагает начать конструирование.
По окончании занятия воспитатель с детьми ставят вагончики на рельсы и едут к зайчику.
Воспитатель благодарит детей за помощь.
- Теперь наш зайчик обязательно поправится, спасибо, ребята.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА НА ТЕМУ “ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ” для детей средней группы
ЦЕЛЬ: Учить детей анализировать образец, развивать умение различать и показывать отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи, закреплять умение располагать детали в высоту.
МАТЕРИАЛ: Конструктор Лего на каждого ребенка, зайчик Кузя, мелкие игрушки по количеству детей, веточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- К нам в гости приехал наш старый знакомый – зайчик Кузя. Помните, мы делали для него и его лесных зверей семафор? Кузя попросил помочь ему и его лесным друзьям. К ним в лес ходит поезд, но он останавливается прямо на полянке. Лесным зверятам негде укрыться от дождя и снега, если им приходится очень долго ждать поезда, негде посидеть и отдохнуть, ожидая приезжающих гостей. Кузя попросил построить для лесных зверей вокзал такой же, как у вас в городе.
Поможем?
Обратите внимание – у вас на столах лежит конструктор для постройки. Мы с вами его рассмотрим и решим, какие детали пригодятся для строительства вокзала.
Дети рассматривают детали конструктора и отбирают детали, которые могут им пригодиться (называют детали для строительства стен, окон, крыши).
Воспитатель показывает образец вокзала, который построила она сама. Беседует с детьми о том, какой будет вокзал – большой или маленький, с окнами или без них, с башенками или нет.
Каждый ребенок рассказывает о том, какой у него будет вокзал и начинает воплощать свой замысел.
Воспитатель поддерживает детей, подсказывает тому, у кого возникли какие-то затруднения.
Вместе с Кузей они обходят готовые постройки, хвалят детей, помогают им.
По окончании занятия Кузя говорит:
- Теперь я тоже могу построить вокзал у себя в лесу. Спасибо большое, дети, за науку. Теперь у моих лесных друзей тоже будет вокзал.
Воспитатель предлагает детям украсить деревьями-веточками площадь перед вокзалом .
Дети выбирают мелкие игрушки и играют в игру “Экскурсия на вокзал”.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ “ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ” ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ЦЕЛЬ: знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. С работой семафора.
МАТЕРИАЛ: Макет здания вокзала, игрушечная железная дорога, поезд с вагончиками, макет семафора, материал для поделок.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Экскурсия на вокзал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям вспомнить экскурсию на вокзал. Дети вспоминают, рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель:
- А сегодня мы поговорим о правилах поведения и безопасности на железной дороге. Посмотрите на макет вокзала и железной дороги. А я вам расскажу историю про маленького зайчика Кузю.
“Жил-был зайчик Кузя. Жил он в красивом лесу. И вот однажды он получил письмо от зайчика Яши, который жил в городе. Яша пригласил Кузю в гости. Стал Кузя собираться в гости в город. А так как он никогда не был в городе и ни разу не ездил на поезде или электричке, он ничего не знал о правилах поведения на железной дороге.
Вот Кузя пришел на станцию, чтобы сесть в поезд, а поезд его стоит на другой стороне станции - нужно переходить через пути. Кузя прыг-прыг и стал скакать через рельсы, а в это время ехал поезд и чуть не задавил нашего зайчонка. Дежурный по вокзалу – Медведь - остановил зайчика и стал спрашивать, почему он ведет себя так неосторожно. Зайчонок рассказал, что он впервые на железной дороге и что он совсем не знает, как надо вести себя на вокзале.
Медведь стал учить Кузю поведению на железной дороге . Кузя запомнил навсегда, запомните и вы, дети:
- Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте – там где есть специальный настил.
- Стоять на краю платформы очень опасно - может затянуть под проходящий поезд.
- Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.
Когда приехал поезд, наш Кузя уже многое узнал о том, как правильно вести себя на железной дороге.
Воспитатель:
- А вы, дети, запомнили, как нужно вести себя на железной дороге?
Предлагаю сделать и для Кузи подарки – семафоры. Он покажет их зверям в лесу и расскажет им, как нужно правильно вести себя на железной дороге.
Воспитатель предлагает детям наклеить цветные сигналы семафора на готовые силуэты, вырезанные из бумаги.