Открытый урок русского языка, 3-й класс (1–4) "Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

1. Систематизировать знания о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.

2. Составить схему-помощник о работе окончаний.

3. Закрепить знание слов с непроверяемыми орфограммами.

4. Отработка навыка проверки орфограмм слабых позиций гласных и согласных.

5. Формирование умения оформлять прямую речь на письме.

6. Развитие речи учащихся.

7. Воспитание уважения к историческому прошлому Башкортостана.

8. Воспитание культуры поведения на дорогах.

9. Воспитание скромности, трудолюбия.

Оборудование:

1. Карта путешествия.

2. Герои учебника.

3. Плакат с проблемной ситуацией.

4. Схемы-помощники:

а) слова, называющие предметы,

б) слова, называющие признаки,

в) слова, называющие действия.

5. Учебник “Русский язык” 3 класс.

6. Толковый словарь С. Ожегова.

7. Образцы написания букв.

8. Схема оформления прямой речи.

Ход урока

1.Ситуация создания психологического комфорта.

– Мы продолжаем путешествие по Стране Знаний с её озером Познания, болотом Сомнений, городом Догадок, ручьём Умных вопросов по дороге Поиска вместе с нашими героями Сам Самычем, Машей и Алешей.

2. Создание ситуации успеха.

- Посмотрите на Машу и Алешу. У них снова проблема: они не знают, какую букву выбрать для обозначения фонемы. Поможем им?

- Вспомните, из каких значимых частей состоит слово?

- На что указывает основа?

- В какой части слова пропущена буква?

- Что такое окончание?

- Что мы узнали об окончании слов, называющих предметы?

- Что мы узнали об окончании слов, называющих признаки?

- Цель сегодняшнего урока помочь ребятам и роботу систематизировать все полученные знания об окончании и составить схему-помощник.

- Ну, что, приступим?

3. Минутка чистописания.

- Для начала разминка.

- Отгадайте шараду:

С “к” я в школе на стене,
Горы, реки есть во мне.
С “п” от вас я не таю, -
В каждом классе я стою.

- Какими буквами различаются слова?

Повторение алгоритма написания буквы К. Письмо буквы (1\2 строки).

Повторение алгоритма написания буквы П. Письмо буквы (1\2 строки).

- Для чего нужны эти предметы?

- А получать знания, учиться обязательно?

- Кого из наших учёных земляков называли “живая энциклопедия”?

4. Словарная работа.

- А мы посмотрим какие же вы “живые энциклопедии”.

  • Тот, кто едет или собирается ехать на чём-либо. (пассажир)
  • Дорога с твёрдым покрытием. (шоссе)
  • Упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи пассажиров. (багаж)
  • Пространство, разделяющее два пункта. (расстояние)
  • Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.(автобус)
  • Железнодорожный наземный электрический транспорт. (трамвай)
  • Здание большой станции на путях сообщения. (вокзал)
  • Несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам . (вагон)
  • Транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. (автомобиль)

- Какие слова вы записали? Прочитайте.

- А теперь проверьте друг у друга насколько орфографически правильно и грамотно вы их записали. Взаимопроверка.

-Оцените работу своих товарищей.

- Что объединяет все эти слова?

- Сейчас у нас ноябрь. Выпал первый снег. На дорогах появился ледок. Какие правила безопасного движения надо помнить и соблюдать?

5. Развитие речи.

- Составьте предложения с данными словами.

Запись одного из предложений в тетрадь.

Новый автомобиль едет по гладкому шоссе.

6. Создание учебной ситуации.

- Найдите в предложении слова, называющие предметы и слово признак, связанное с ним.

- Выпишите словосочетание вниз.

- На что указывает основа этих слов? (Составление схемы)

- Выделите окончания. Сколько работ у окончаний?

- Укажите работу этих окончаний.

- Что надо сделать для определения падежа?

- Какая работа остаётся неизменной?

- Выделите её.

- Что можно сказать о других работах данных окончаний?

- Назовите слова, называющие признаки.

- На что указывает основа в этих словах? (Составление схемы)

- Выделите окончания. Сколько работ у этих окончаний?

- Укажите работу этих окончаний. Что о них можно сказать?

- Есть ли постоянная работа у окончаний в словах, называющих признаки?

На доске появляются две схемы.

Физ. минутка.

7. Рефлексия знаний.

Работа по книге.

- Ну вот, схемы у нас готовы. Но для всех ли случаев они подходят?

С. 109, упражнение 106.

- Из какого произведения взяты эти строки?

- Что произошло со старухой в сказке?

- Почему она снова оказалась у разбитого корыта?

- Вспомните фразеологический оборот, который соответствует финалу сказки. (Остаться с носом.)

- Поясните смысл.

- Прочитайте задание 1.

- Выделите слова автора.

- Что является репликой? Как слова автора отделили от реплики?

- Как ещё на письме можно оформить реплику?

А:

- Р. (! ?)

- Запишите первое высказывание.

- Какие буквы выбрали для обозначения фонем? Почему?

- Найдите выделенное словосочетание. Выпишите вниз.

- Найдите слова, называющие предмет и признак.

- Выделите окончания.

- Укажите работу окончаний.

- Помогает ли схема выполнять такие задания?

8. Вывод.

- Все наши знания об окончании мы собрали и объединили в схеме.

- Как вы думаете, они помогут Сам Самычу и ребятам правильно указывать работу окончаний?

- Но в словосочетании кроме слова, называющего предмет и слова, называющего признак есть ещё одно. Какое это слово? Что оно обозначает?

9. Постановка новой задачи.

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а у слов, называющих действия, окончания какую-либо работу выполняют?

- А сколько работ у этого окончания?

- Есть ли постоянная или нет?

- На эти вопросы мы будем искать ответ на следующих уроках русского языка.

10. Оценивание.

- Сегодня поработали хорошо………..

- Отлично……….

11. Д\з. упражнение 106 (2, 3)