Урок риторики в 1-м классе по теме "Рифмы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить детей подбирать простейшие рифмы
  • работать над расширением словарного запаса детей
  • продолжить работу над этическими нормами поведения

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке у нас была тема "Похожие хвосты".

Какие слова вы подобрали к слову погремушка? (дети называют слова)

Ученик

Погремушка - мушка - пушка
И подружка-хохотушка,
И старушка-говорушка,
И наверно, хохотушка,
Пушка, сушка, хрюшка, брюшко,
И, конечно же, ватрушка
Вот такая вот петрушка.

Индив. Работа по карточкам

Ученик: " Очень страшная история"

Доедая с маслом булку,
Братья шли по _______,
Вдруг на них из _______
Пес большой залаял ______.
Сказал младший: "Вот напасть,
Хочет он на нас _______.
Чтоб в беду нам не _______,
Псу мы бросим булку в _______".
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало _______,
Надо брать с собою _______(что?)

(Проверь, совпадают ли твои слова с теми, которые были в стихотворении: ясно, пасть, гулко, напасть, закоулка, переулку, попасть, булку)

Ученица: "Катауси и Мауси"

Жила была мышка _______
И вдруг увидела _______.
У _______ злые глаза _______
И злые - презлые зубы _______.
Прибежала _______ к _______
И замахала хвот _______
"Ах, _______,_______,_______,
Подойди ко мне, милая _______,
Я спою тебе песенку, _______.
Но ответила умная _______:
Вижу злые твои глаза
И злые - презлые зубы _______".
Так ответила умная мышка
И скорее бегом от _______.

(Обрати внимание на окончания строчек. Они должны быть одинаковыми)

Ученице: "Лежебока"

Горько живет
Леже _______ -
Кровати Леже _______
Выс_______.
Полы от кровати
Дал_______.
Слезать Леже_______
Мор_______.
Без ср_______.
Уж отлежал
Оба_______ -
Спит и вздыхает
Глу_______:
- Кабы
Еще бы
Два______!

Доскажи пропущенные окончания строчек по известному тебе правилу

3. Основная часть

- Что называется рифмой?

(Рифма - созвучие конца стихотворных строк)

Сейчас вы прослушаете сказку Б.Шергина "Рифмы".

Перед чтением (или во время чтения) необходимо дать пояснения к просторечивым формам слов "твово", "ероплан".

Словарная работа

"Шиш по своим делам в город шел. Дело было зимой, холодно.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:

- Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству.

- Здравствуйте молодой человек!

А Шиш опять:

- Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дятька говорит:

- Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на сани, подвезы вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.

Он говорит:

- Дяденька, давайте играть в рифмы.

- Это что такое - рифмы?

- А давайте так говорить, чтоб складно было.

- Давай.

- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

- Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

- Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

- Это, дяденька для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.

- Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

- твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман,

Кошка плачет и рыдает,

Твово дедушку ругает.

- Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

- Это, дяденька для рифмы.

- я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?

- Меня зовут ... Федя.

Дятька говорит:

- Если ты Федя,

То поймал в лесу медвдя.

На медведе поезжай,

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.

Дятька говорит:

- Если ты Степан,

Садись на ероплан.

На ероплане и летай,

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Степан, а ... Силантий.

Дятька говорит:

- Если ты Силантий,

То с моей лошади слезантий!

- Что ты, дяденька: такого и слова нет - "слезантий".

- Хотя и нет, все равно слезай с саней. Так ему и надо. Если тебя добрый человек Везет на лошадке, то ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

Твово - твоего; ероплан - аэроплан, самолет.

- Прочитайте, какой один стишок сосинил Шиш? /стр 13/

- Почему Шиш придумал такой обидный стишок? (для рифмы)

- Найдите рифмующиеся слова (похожие по звучанию) (Кузьму возьму)

Прочитайте 2 стишок, придуманный Шишом. Какие слова в нем рифмуются?

- Каким образом дядька ответил своему обидчику?

(Дядька сочинил стихи, в которых велел Шишу слезать с лошади).

  • прочитайте 1 четверостишие. Какие слова в нем рифмуются?
  • прочитайте 2-е четверостишие. Какие слова рифмуются в нем?
  • прочитайте 3-е четверостишие. Что в нем смешного?

Для того, чтобы зарифмовать слово "силаний" дядька, придумайте новое слово "слезантий" вместо "слезай".

- Чему учит эта сказка? (отвечать добром на добро)

4. Физминутка

1, 2! Выше голова
3, 4 Руки шире
5, 6 Тихо сесть
7, 8 Лень отбросим!

5. Некогорые стихи - это загадки, отгадать которые можно найдя рифму.

Мимо рощи, Всех на свете он добрей,
Мимо яра, Лечит он больных зверей,
Мчит без дыма, И однажды бегемота
Мчит без пара Вытащил он из болота
Паровозика сестричка Он известен, знаменит
Это Доктор (Айболит)

Кто такая?

(электричка)

Пятачок два уха, розовое брюхо,
Хвост как нитка, тонок-тонок,
Он забавный (поросенок)

Длинным клювом тонким схватит лягушонка
Капнет с клюва капля, Кто же это? (цапля)

6.

В стихах бывает, что буква теряется
Неизвестно, что случилось
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква озорница
Очень станные дела начали твориться.

Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.

Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки)

Над тихим озером росла
Пышоголовая метла (ветла)

7. В предыдущих стихах терялась буква, а сейчас перепутались строки

Давайте, ребята, расставим все по местам.

Перевертыши

Злой кабан сидел на ветке
Пароход томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикобраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино сшил себе штаны
Портной все поел блины
Еж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре

После расстановки должно получиться:

Злой кабан точил клыки
Пароход давал гудки
Соловей сидел на ветке
Дикобраз томился в клетке
Кошка хвостик свой ловила
Маша физику учила
Буратино все поел блины
Портной сшил себе штаны
Еж гонялся за мышами
Чиж летал под облаками
Рак усами шевелил
Стол накрыт к обеду был
Чайник булькал на костре
Мальчик прыгал во дворе

8. - Что называется рифмой?

- Сейчас мы будем играть в рифму. Рифма не должна быть бессмысленной.

  • палка - галка
  • мишка - книжка
  • глаз - тарас
  • зима - тьма
  • щука - наука
  • сундучок - сверчок
  • тень -день
  • тигры - игры
  • рог - носорог
  • фрбуз - вкус
  • цапля - пакля
  • мишка - шишка
  • чемодан - великан
  • рубаха - черепаха
  • зверек - хорек
  • щенок - носок
  • огонек - звонок
  • автомобиль - пыль
  • артист - машинист
  • артист - солист
  • вокалист - журналист

9. Итог урока

- Что называется рифмой? Для чего нужна рифма?