Цели:
- научить детей подбирать простейшие рифмы
- работать над расширением словарного запаса детей
- продолжить работу над этическими нормами поведения
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке у нас была тема "Похожие хвосты".
Какие слова вы подобрали к слову погремушка? (дети называют слова)
Ученик
Погремушка - мушка - пушка
И подружка-хохотушка,
И старушка-говорушка,
И наверно, хохотушка,
Пушка, сушка, хрюшка, брюшко,
И, конечно же, ватрушка
Вот такая вот петрушка.
Индив. Работа по карточкам
Ученик: " Очень страшная история"
Доедая с маслом булку,
Братья шли по _______,
Вдруг на них из _______
Пес большой залаял ______.
Сказал младший: "Вот напасть,
Хочет он на нас _______.
Чтоб в беду нам не _______,
Псу мы бросим булку в _______".
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало _______,
Надо брать с собою _______(что?)
(Проверь, совпадают ли твои слова с теми, которые были в стихотворении: ясно, пасть, гулко, напасть, закоулка, переулку, попасть, булку)
Ученица: "Катауси и Мауси"
Жила была мышка _______
И вдруг увидела _______.
У _______ злые глаза _______
И злые - презлые зубы _______.
Прибежала _______ к _______
И замахала хвот _______
"Ах, _______,_______,_______,
Подойди ко мне, милая _______,
Я спою тебе песенку, _______.
Но ответила умная _______:
Вижу злые твои глаза
И злые - презлые зубы _______".
Так ответила умная мышка
И скорее бегом от _______.
(Обрати внимание на окончания строчек. Они должны быть одинаковыми)
Ученице: "Лежебока"
Горько живет
Леже _______ -
Кровати Леже _______
Выс_______.
Полы от кровати
Дал_______.
Слезать Леже_______
Мор_______.
Без ср_______.
Уж отлежал
Оба_______ -
Спит и вздыхает
Глу_______:
- Кабы
Еще бы
Два______!
Доскажи пропущенные окончания строчек по известному тебе правилу
3. Основная часть
- Что называется рифмой?
(Рифма - созвучие конца стихотворных строк)
Сейчас вы прослушаете сказку Б.Шергина "Рифмы".
Перед чтением (или во время чтения) необходимо дать пояснения к просторечивым формам слов "твово", "ероплан".
Словарная работа
"Шиш по своим делам в город шел. Дело было зимой, холодно.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
- Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству.
- Здравствуйте молодой человек!
А Шиш опять:
- Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дятька говорит:
- Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на сани, подвезы вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.
Он говорит:
- Дяденька, давайте играть в рифмы.
- Это что такое - рифмы?
- А давайте так говорить, чтоб складно было.
- Давай.
- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
- Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
- Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
- Это, дяденька для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
- Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
- твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман,
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
- Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
- Это, дяденька для рифмы.
- я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?
- Меня зовут ... Федя.
Дятька говорит:
- Если ты Федя,
То поймал в лесу медвдя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дятька говорит:
- Если ты Степан,
Садись на ероплан.
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Степан, а ... Силантий.
Дятька говорит:
- Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
- Что ты, дяденька: такого и слова нет - "слезантий".
- Хотя и нет, все равно слезай с саней. Так ему и надо. Если тебя добрый человек Везет на лошадке, то ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
Твово - твоего; ероплан - аэроплан, самолет.
- Прочитайте, какой один стишок сосинил Шиш? /стр 13/
- Почему Шиш придумал такой обидный стишок? (для рифмы)
- Найдите рифмующиеся слова (похожие по звучанию) (Кузьму возьму)
Прочитайте 2 стишок, придуманный Шишом. Какие слова в нем рифмуются?
- Каким образом дядька ответил своему обидчику?
(Дядька сочинил стихи, в которых велел Шишу слезать с лошади).
- прочитайте 1 четверостишие. Какие слова в нем рифмуются?
- прочитайте 2-е четверостишие. Какие слова рифмуются в нем?
- прочитайте 3-е четверостишие. Что в нем смешного?
Для того, чтобы зарифмовать слово "силаний" дядька, придумайте новое слово "слезантий" вместо "слезай".
- Чему учит эта сказка? (отвечать добром на добро)
4. Физминутка
1, 2! Выше голова
3, 4 Руки шире
5, 6 Тихо сесть
7, 8 Лень отбросим!
5. Некогорые стихи - это загадки, отгадать которые можно найдя рифму.
Мимо рощи, | Всех на свете он добрей, |
Мимо яра, | Лечит он больных зверей, |
Мчит без дыма, | И однажды бегемота |
Мчит без пара | Вытащил он из болота |
Паровозика сестричка | Он известен, знаменит Это Доктор (Айболит) |
Кто такая?
(электричка)
Пятачок два уха, розовое брюхо,
Хвост как нитка, тонок-тонок,
Он забавный (поросенок)
Длинным клювом тонким схватит лягушонка
Капнет с клюва капля, Кто же это? (цапля)
6.
В стихах бывает, что буква теряется
Неизвестно, что случилось
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква озорница
Очень станные дела начали твориться.Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки)
Над тихим озером росла
Пышоголовая метла (ветла)
7. В предыдущих стихах терялась буква, а сейчас перепутались строки
Давайте, ребята, расставим все по местам.
Перевертыши
Злой кабан | сидел на ветке |
Пароход | томился в клетке |
Соловей | точил клыки |
Дикобраз | давал гудки |
Кошка | физику учила |
Маша | хвостик свой ловила |
Буратино | сшил себе штаны |
Портной | все поел блины |
Еж | накрыт к обеду был |
Чиж | усами шевелил |
Рак | летал под облаками |
Стол | гонялся за мышами |
Чайник | прыгал во дворе |
Мальчик | булькал на костре |
После расстановки должно получиться:
Злой кабан точил клыки
Пароход давал гудки
Соловей сидел на ветке
Дикобраз томился в клетке
Кошка хвостик свой ловила
Маша физику учила
Буратино все поел блины
Портной сшил себе штаны
Еж гонялся за мышами
Чиж летал под облаками
Рак усами шевелил
Стол накрыт к обеду был
Чайник булькал на костре
Мальчик прыгал во дворе
8. - Что называется рифмой?
- Сейчас мы будем играть в рифму. Рифма не должна быть бессмысленной.
- палка - галка
- мишка - книжка
- глаз - тарас
- зима - тьма
- щука - наука
- сундучок - сверчок
- тень -день
- тигры - игры
- рог - носорог
- фрбуз - вкус
- цапля - пакля
- мишка - шишка
- чемодан - великан
- рубаха - черепаха
- зверек - хорек
- щенок - носок
- огонек - звонок
- автомобиль - пыль
- артист - машинист
- артист - солист
- вокалист - журналист
9. Итог урока
- Что называется рифмой? Для чего нужна рифма?