Цели:
- Продолжить ознакомление учащихся с особенностями сказок народов Севера.
- Познакомить с творчеством Ю.Шесталова.
- Воспитывать уважение к традициям народов Севера.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы с вами отгадывали загадки народов Севера.
Вспомните загадки о солнце, луне, звездах; месяце, неделе и днях.
“Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей”
“В одном гнезде 4 яйца, в каждом яйце по 7 птенцов”
- С чем сравнивают солнце, луну и звезды?
- С чем сравнивают месяц, неделю, дни?
- В чем же особенности загадок народов Севера?
(То, о чем загадываю, связывают, сравнивают с теми предметами, которые их окружают.)
- Сегодня мы с вами прочитаем сказку Ю.Шесталова “Сказка неба”.
Не читая, можете ли вы по названию определить, о чем будет эта сказка?
(Перед глазами детей для сравнения две карты: географическая карта ЯНАО; астрономическая карта звездного неба).
Звездное небо видно везде. Оно привлекало, интересовало людей всегда. Из своего жизненного опыта вы можете сказать, что одни и те же звезды (созвездия) можно наблюдать и в Уренгое, и в Молдове, и на Украине…
В разных уголках земли люди одним и тем же созвездиям давали разные названия.
- Почему?
Прежде чем вы сами ответите на этот вопрос скажу, что в мире общепринятыми считаются названия, который пришли из греческой мифологии.
(Дети уже знакомы с книгой “Мифы древней Греции” - в 1 классе знакомились с легендой про Эхо).
- Вы слышали от взрослых, что есть млечный путь, большая и малая медведицы.
Работа с картой.
Млечный путь. Из греческой мифологии – это следы молока, которая должна была вскормить Геракла. У украинцев – это Чумацкий шлях, по которому из Крыма везли добытую соль и при этом иногда рассыпали на пути. У ненцев – след лыжни охотника.
Большая и малая медведицы. Из греческой мифологии – большая и малая медведицы. У калмыков – кони, привязанные к колу, а вокруг них воры, которые хотят украсть лошадей. У ненцев – это лоси.
- Так почему же одним и тем же созвездиям люди давали разные имена?
(Это зависело от образа жизни и окружающей действительности)
Физминутка.
III. Изучение сказки.
- Сообщение об авторе.
- Словарная работа: миф, мифология, Торум, звездные мифы, созвездие, звездная карта, небосвод.
Чтение учителем сказки. (Приложение1)
- Почему дали звездам названия: Охотник. Лось. Лыжня. Дом охотника.
(Дали такие названия, потому что их образ жизни и окружающая действительность связаны с этими предметами).
- Прочитайте главную мысль сказки. (“Так сказка и жизнь…)
- В сказках люди рассказывают о жизни о том, что видели. В сказках отображены мечты народа.
- В данной сказке Торум спасает животное. Почему? Могут ли люди прожить в тундре без лосей? оленей?
(Рассказ ученика о северном олене).
- Люди хотели, чтобы лоси жили всегда, потому и придумали сказку о его спасении. Эти люди счастливы по-своему, потому что живут на родной земле, заняты любимым делом.
Физминутка.
IV. Закрепление.
Чтение сказки про себя.
Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение2).
V. Итог урока.