Урок во 2-м классе. Литературное краеведение "Специфические особенности сказок народов Севера". Юван Шесталов. "Сказка неба"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить ознакомление учащихся с особенностями сказок народов Севера.
  • Познакомить с творчеством Ю.Шесталова.
  • Воспитывать уважение к традициям народов Севера.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

- На предыдущих уроках мы с вами отгадывали загадки народов Севера.

Вспомните загадки о солнце, луне, звездах; месяце, неделе и днях.

“Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей”

“В одном гнезде 4 яйца, в каждом яйце по 7 птенцов”

- С чем сравнивают солнце, луну и звезды?

- С чем сравнивают месяц, неделю, дни?

- В чем же особенности загадок народов Севера?

(То, о чем загадываю, связывают, сравнивают с теми предметами, которые их окружают.)

- Сегодня мы с вами прочитаем сказку Ю.Шесталова “Сказка неба”.

Не читая, можете ли вы по названию определить, о чем будет эта сказка?

(Перед глазами детей для сравнения две карты: географическая карта ЯНАО; астрономическая карта звездного неба).

Звездное небо видно везде. Оно привлекало, интересовало людей всегда. Из своего жизненного опыта вы можете сказать, что одни и те же звезды (созвездия) можно наблюдать и в Уренгое, и в Молдове, и на Украине…

В разных уголках земли люди одним и тем же созвездиям давали разные названия.

- Почему?

Прежде чем вы сами ответите на этот вопрос скажу, что в мире общепринятыми считаются названия, который пришли из греческой мифологии.

(Дети уже знакомы с книгой “Мифы древней Греции” - в 1 классе знакомились с легендой про Эхо).

- Вы слышали от взрослых, что есть млечный путь, большая и малая медведицы.

Работа с картой.

Млечный путь. Из греческой мифологии – это следы молока, которая должна была вскормить Геракла. У украинцев – это Чумацкий шлях, по которому из Крыма везли добытую соль и при этом иногда рассыпали на пути. У ненцев – след лыжни охотника.

Большая и малая медведицы. Из греческой мифологии – большая и малая медведицы. У калмыков – кони, привязанные к колу, а вокруг них воры, которые хотят украсть лошадей. У ненцев – это лоси.

- Так почему же одним и тем же созвездиям люди давали разные имена?

(Это зависело от образа жизни и окружающей действительности)

Физминутка.

III. Изучение сказки.

- Сообщение об авторе.

- Словарная работа: миф, мифология, Торум, звездные мифы, созвездие, звездная карта, небосвод.

Чтение учителем сказки. (Приложение1)

- Почему дали звездам названия: Охотник. Лось. Лыжня. Дом охотника.

(Дали такие названия, потому что их образ жизни и окружающая действительность связаны с этими предметами).

- Прочитайте главную мысль сказки. (“Так сказка и жизнь…)

- В сказках люди рассказывают о жизни о том, что видели. В сказках отображены мечты народа.

- В данной сказке Торум спасает животное. Почему? Могут ли люди прожить в тундре без лосей? оленей?

(Рассказ ученика о северном олене).

- Люди хотели, чтобы лоси жили всегда, потому и придумали сказку о его спасении. Эти люди счастливы по-своему, потому что живут на родной земле, заняты любимым делом.

Физминутка.

IV. Закрепление.

Чтение сказки про себя.

Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение2).

V. Итог урока.