Цели:
- Познакомить детей с основными правами человека в занимательной форме;
- Научить применять их в жизни.
Оборудование:
- Выставка книг Г.Х. Андерсена "Гадкий утёнок"; русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"; Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"; Ш. Перро "Красная Шапочка"; сказки А.С. Пушкина и др.;
- Костюм судьи;
- Учебник "Ваши права", авторы Шадельникова Е.С., Каширцева Е.Г., издательство "Вита-Пресс", 1996 г.;
- Рабочая тетрадь "Изучаем права человека", автор З.В. Антонов.
I. Выступление судьи
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле
появились люди. Одновременно с ними появились Главные
Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино, Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах Человека.
И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!
В конце – концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
И если её соблюдать, то кошмар и неразбериха на Земле прекратятся, правда, только в том случае если соблюдать её.
А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться с её статьями…
II. Работа с учебниками и тетрадью
Статья 1 (Учебник с.6)
Судья: - Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. (Сказки – пример: "Гадкий утёнок" Г.Х. Андерсена. Отношение детей в классе).
Статья 3 (Учебник с.8)
Судья: Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Учитель: Сейчас мы увидим отрывок знакомой вам сказки, которую вы отгадаете по опорным главам. (Девочка, бабушка, волк).
Ученики: Ш. Перро "Красная Шапочка".
Эту сказку на русский язык перевёл Иван Сергеевич Тургенев. (Сценка из сказки "Красная Шапочка").
Судья: Уважаемый волк, ты нарушаешь права человека.
Учитель:
- Какие права нарушил волк?
- Какую ошибку допустила Красная Шапочка?
- В чём смысл этой сказки?
Статья 4. (Учебник с.11)
Судья: - Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. (Иллюстрации из книги "Приключения Буратино"; ученики приводят примеры из этой сказки).
Статья 5. (Учебник с. 12)
Судья: - Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному обращению.
Ученики: "Сказка о царе Салтане".
Статья 6 (Ученик с.15)
Судья: - Каждый человек, где бы он ни находился должен быть защищён законом.
Ученики: Чтение отрывков из сказки "Айболит"
Статья 8 (учебник с.19)
Судья: - В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Ученики: "Дама сдавала в багаж…"
Статья 9 (ученик с. 20)
Судья: - Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Ученики: "Старик – Хоттабыч", "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях", "Гулливер".
Статья 14 (1) (учеб. С. 30)
Судья: - Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований.
Ученики: "Дюймовочка".
Учитель: Итак, мы повторили некоторые права, которые нарушали герои сказок.
III. Работа в тетради
(с. 23) Задание 21. Найти на рисунке героев сказок и напиши, какие права они нарушали.
IV. Сегодня на уроке мы прочитаем сказку Шарля Перро "Кот в сапогах".
1) Развитие чёткости произношения. Скороговорки:
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
2) Работа над техникой чтения.
РАС – СУ – ДИ – ТЕЛЬ – НО – рассудительно
ПРИ-КИ-ДЫ-ВАЛ-СЯ – прикидывался
ПРИ-ДЕР-ЖИ-ВА-Я - придерживая
РАС-ТЯ-НУВ-ШИСЬ - растянувшись
ПРИ-ТВО-РИВ-ШИСЬ – притворившись
ПРИ-ПА-СЕН-НЫМ – припасённым
3) Читай целыми словами:
Ехал – выехал – подъехал;
Охота – охотился;
Король – королевские;
Дар – подарок, дарить;
Бег – забегал;
Открыл – приоткрыл.
V. Чтение сказки
Словарная работа.
- Нотариус – человек, в функцию которого входит оформление наследственных прав, засвидетельствование документов и т.д.
- Маркиз – дворянский титул в некоторых странах Западной Европы
- Вельможа – знатный и богатый сановник.
2) Как сказать по-другому?
- "Прикидываться мёртвым"
- "Закричал, что было мочи"
3) Работа над иллюстрацией.
- Иллюстрация к сказке (Какой эпизод?)
- Как художник показал, что коту страшно?
- Каким изобразил льва?
- Во что одеты крестьяне?
- Что нарисовано на заднем плане?
- Кто ещё нарисован?
- Кто ещё нарисован?
- Какие права ещё нарушены?
4) Работа в тетради с. 24, задание 22.
VI. Итог
Учитель: - В чём смысл изучения прав человека?
- Что существует кроме прав?
Ученики: - Существуют обязанности! (повторяем обязанности школьника)