Урок-факультатив по курсу "История в начальных классах", 2-й класс. "Ребята, давайте жить дружно!" (Изучаем права и обязанности)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Познакомить детей с основными правами человека в занимательной форме;
  • Научить применять их в жизни.

Оборудование:

  • Выставка книг Г.Х. Андерсена "Гадкий утёнок"; русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"; Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"; Ш. Перро "Красная Шапочка"; сказки А.С. Пушкина и др.;
  • Костюм судьи;
  • Учебник "Ваши права", авторы Шадельникова Е.С., Каширцева Е.Г., издательство "Вита-Пресс", 1996 г.;
  • Рабочая тетрадь "Изучаем права человека", автор З.В. Антонов.

I. Выступление судьи

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

Буратино, Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах Человека.

И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

В конце – концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

И если её соблюдать, то кошмар и неразбериха на Земле прекратятся, правда, только в том случае если соблюдать её.

А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться с её статьями…

II. Работа с учебниками и тетрадью

Статья 1 (Учебник с.6)

Судья: - Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. (Сказки – пример: "Гадкий утёнок" Г.Х. Андерсена. Отношение детей в классе).

Статья 3 (Учебник с.8)

Судья: Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Учитель: Сейчас мы увидим отрывок знакомой вам сказки, которую вы отгадаете по опорным главам. (Девочка, бабушка, волк).

Ученики: Ш. Перро "Красная Шапочка".

Эту сказку на русский язык перевёл Иван Сергеевич Тургенев. (Сценка из сказки "Красная Шапочка").

Судья: Уважаемый волк, ты нарушаешь права человека.

Учитель:

- Какие права нарушил волк?

- Какую ошибку допустила Красная Шапочка?

- В чём смысл этой сказки?

Статья 4. (Учебник с.11)

Судья: - Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. (Иллюстрации из книги "Приключения Буратино"; ученики приводят примеры из этой сказки).

Статья 5. (Учебник с. 12)

Судья: - Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному обращению.

Ученики: "Сказка о царе Салтане".

Статья 6 (Ученик с.15)

Судья: - Каждый человек, где бы он ни находился должен быть защищён законом.

Ученики: Чтение отрывков из сказки "Айболит"

Статья 8 (учебник с.19)

Судья: - В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.

Ученики: "Дама сдавала в багаж…"

Статья 9 (ученик с. 20)

Судья: - Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Ученики: "Старик – Хоттабыч", "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях", "Гулливер".

Статья 14 (1) (учеб. С. 30)

Судья: - Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований.

Ученики: "Дюймовочка".

Учитель: Итак, мы повторили некоторые права, которые нарушали герои сказок.

III. Работа в тетради

(с. 23) Задание 21. Найти на рисунке героев сказок и напиши, какие права они нарушали.

IV. Сегодня на уроке мы прочитаем сказку Шарля Перро "Кот в сапогах".

1) Развитие чёткости произношения. Скороговорки:

Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

2) Работа над техникой чтения.

РАС – СУ – ДИ – ТЕЛЬ – НО – рассудительно
ПРИ-КИ-ДЫ-ВАЛ-СЯ – прикидывался
ПРИ-ДЕР-ЖИ-ВА-Я - придерживая
РАС-ТЯ-НУВ-ШИСЬ - растянувшись
ПРИ-ТВО-РИВ-ШИСЬ – притворившись
ПРИ-ПА-СЕН-НЫМ – припасённым

3) Читай целыми словами:

Ехал – выехал – подъехал;
Охота – охотился;
Король – королевские;
Дар – подарок, дарить;
Бег – забегал;
Открыл – приоткрыл.

V. Чтение сказки

Словарная работа.

  • Нотариус – человек, в функцию которого входит оформление наследственных прав, засвидетельствование документов и т.д.
  • Маркиз – дворянский титул в некоторых странах Западной Европы
  • Вельможа – знатный и богатый сановник.

2) Как сказать по-другому?

- "Прикидываться мёртвым"

- "Закричал, что было мочи"

3) Работа над иллюстрацией.

- Иллюстрация к сказке (Какой эпизод?)

- Как художник показал, что коту страшно?

- Каким изобразил льва?

- Во что одеты крестьяне?

- Что нарисовано на заднем плане?

- Кто ещё нарисован?

- Кто ещё нарисован?

- Какие права ещё нарушены?

4) Работа в тетради с. 24, задание 22.

VI. Итог

Учитель: - В чём смысл изучения прав человека?

- Что существует кроме прав?

Ученики: - Существуют обязанности! (повторяем обязанности школьника)