Цели:
- продолжить работу по развитию устной и письменной речи,
- учить строить предложения,
- учить распознавать виды текстов,
- провести некоторые обобщения по теме,
- одновременно повторить изучение орфограммы,
- развивать наблюдательность детей, умение видеть прекрасное, развивать кругозор.
Оборудование: Аудиозаписи “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Подснежник” из серии “12 месяцев” П.И. Чайковского, картина Грицая A.M. “Подснежники” (Рисунок 1). Фрагменты репродукций картин весеннего леса (Рисунок 2, Рисунок 3 и т.п.), Детские рисунки, цветы на шторах (оформление класса), “Красная книга”, “Старичок - Лесовичок” (Рисунок 4), словарные слова, рисунок подснежника в увеличенном виде (Рисунок 5).
Организация урока.
- Итак, ребята, сегодня у нас урок русского языка, необычный, праздничный, весенний.
- Посмотрите, сколько гостей: умные, красивые, важные, но очень-очень добрые.
- Познакомились?
- А теперь и мы покажем, что и мы тоже умные, красивые и воспитанные.
(Читает учитель)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса...
Как вы думаете, куда приглашают нас строки из
стихотворения А.С. Пушкина?
(Евгений Онегин)
В весенний лес, поле, луг, на природу.
Итак, мы отправляемся вместе с Пушкиным и его стихами в весенний лес, чтобы с помощью богатства и разнообразия родной природы продолжить работу по закреплению темы: “Текст. Виды текстов”.
Мы будем работать над развитием устной и письменной речи, повторять изученные правила и словарные слова.
Итак, лес, помогай нам, помогайте поэзия (стихи), музыка (звуки), живопись (картины).
(Открываю заднюю часть доски. На доске фигурка Старичка–Лесовичка. Рисунок 4.)
Кто это? Да это наш старый знакомый Старичок - Лесовичок. Какая у него особенность, ребята? Добрый, но хитрый и немного коварный. Он передает нам письмо, Давайте почитаем.
(Читают письмо Старичка-Лесовичка)
Дорогие ребята!
У вас все получится, если будете:
- Красиво выражать свои мысли.
- Не забывать о правилах грамотного письма.
- Будете использовать словарные слова, которые я вам тут написал, вы прочитайте!
Запись на второй задней стороне доски: цвиток, асина, зилинеют, чорные, уские, стибельки.
- Вот какой хитрый Лесовичок, давайте не будем
поддаваться на его хитрости и
быстро все исправим.
Цветок, осина, зеленеют, черные, узкие, стебельки.
Добавляю: “Красная книга”.
- Кто знает, что такое “Красная книга”?
- Какого она цвета бывает?
- Эта книга называется красной, т. к. это цвет тревоги, и в ней записаны растения и животные, которые исчез ли или исчезают.
- А вот теперь представим, что мы недавно были в лесу, на лесной полянке, а кто не был, тому поможет экскурсовод.
- Ученик проводит экскурсию по картинам русских художников, развешанных на доске.
Только что растаял снег. Лес, сбросив зимний наряд, стоит оголенный и пустынный. Лишь ели зеленеют среди серых стволов осин. Тусклое небо все в белесых облаках. Они прячут солнце, не давая ему пройти сквозь заслон. И, кажется, природа еще не проснулась, но из-под прошлогодней травы появились и рассыпались повсюду подснежники со своими зелеными листьями и нежно-голубыми цветками. Они первые вестники весны.
- Вот теперь мы все побывали в лесу, даже наши гости, и хотим поделиться своими впечатлениями.
- Скажите, на какие маленькие кусочки делится наша речь?
- Наша речь делится на слова.
- Что могут означать слова?
- Предметы, действия предмета, признаки предмета.
- А если мы группу слов объединим и выразим с
помощью этой группы
законченную мысль? Что получим? - А если группу предложений объединим общей темой, подумайте, что будет?
- Текст.
- Вот и давайте попробуем построить три вида текста: сообщение, описание и рассуждение на тему “Подснежник”.
- С чего начнем?
- В воскресный день я ходила в лес. Он сбросил
зимний наряд и стоит голый,
притихший. Только сосны зеленеют. - Это текст-сообщение. Почему?
- Сообщаем об увиденном.
- Конечно, текст–сообщение не слишком эмоциональный, всем хочется рассказать об увиденном, как поэту А.Н. Майкову, например:
Голубенький, чистый,
Подснежник-цветок.
А подле сквозистый
Последний снежок.
- Это поэт. Но мы тоже поэты и с помощью слова передадим то удивительное, что мы увидели в лесу.
Среди островков снега голубеют подснежники. На каждом стебельке два-три цветка синего цвета. Каждый цветок похож на голубую звездочку.
- Это описание. Почему?
- Описываем красоту цветка, Используем прилагательные (Рисунок 5).
(Физкультминутка)
Чайковский. “Щелкунчик”. Танец с подснежником.
Продолжаем.
Так и хочется сорвать цветок. Но лучше я полюбуюсь. Иначе в “Красной книге” появится еще одна черная строка. (Показать “Красную книгу”)
Это рассуждение.
- А теперь экзамен.
Учитель читает сочинение, дети называют виды текста: описание, рассуждение, повествование. Объясняют, почему именно так.
Проверка усвоения материала. (Читает ученик)
Сообщение.
Кто часто посещает лес, не может не слышать ритмичных стуков на верхушке старого дерева. Поднимешь голову - дятел, сидит и долбит себе гнилое дерево.
- О чем мы сообщили?
Описание.
У дятла сильный острый клюв, перышки серые с пестрыми отметинами, хвост упирается в ствол дерева.
- Почему описание?
Рассуждение.
Дятел - полезная птица. Он является санитаром
леса, т. к. выискивает под корой
деревьев вредных насекомых и уничтожает их.
- О чем рассуждали?
Закрепление.
Дети читают домашние заготовки, класс определяет вид текста и доказывает это, а также пытается рассуждать на тему, получилось ли домашнее задание у одноклассника.
Домашние заготовки.
Мухомор - несъедобный гриб. Он ядовит, опасен для жизни. Я прошел мимо. Он пригодится животным.
Очень красив гриб мухомор. У него красная
шапочка с белыми горошинками. На
ножке белая юбочка.
В выходной день мы с родителями ходили в лес за
грибами. В корзинку мы
положили опята, подосиновики, подберезовики.
Особенно нам понравился мухомор. Он
такой красивый.
Итоги урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Работали над видами текста.
- Повторяли правила.
- Учились красиво говорить и передавать на письме свои мысли.
- Рассматривали картины, слушали музыку.
- Ваше мнение о том, как вы работали на уроке, что не успели, кто работал лучше.
- А теперь я оценю вашу работу.
Заключительное слово учителя.
Первый весенний цветок - это и поэзия, и музыка, и живопись в едином своем проявлении, он дает пищу и уму и сердцу.