Элективный курс "Оч.умелые ручки химиков"

Разделы: Химия


Большой объем информации на уроках способствует снижению интереса к предмету, не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. Интерес к химии возникает и в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

На занятиях курса учитель имеет возможность самостоятельно выбрать объем материала и методику его изложения, заинтересовать ученика в получении определенных знаний, желании самостоятельно проделывать опыты, вести наблюдения, сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Основная задача учителя заключается не в передаче определенного объема знаний ученику, а научить его добывать эти знания самостоятельно, проявляя при этом активную учебную деятельность. При обучении учитываются и возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к различным изменениям, происходящим с веществами, возбудимость, быстрое овладение знаниями и умениями.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Он основан на развитии любознательности, интереса к предмету химия, обучению умения правильно обращаться с веществами в быту.

Курс дает возможность учащимся самостоятельно заниматься изобретательной, познавательной и практической деятельностью.

Занятия проводятся по 1 часу в неделю, в течение полугодия.

Цели курса:

  • Расширение кругозора школьников.
  • Формирование устойчивого интереса к изучению химии.
  • Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса:

  • Развивать и укреплять интерес к предмету.
  • Совершенствовать экспериментальные умения и навыки.
  • Развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся.
  • Развивать умения самостоятельно получать знания.
  • Обучить учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся приобретут следующие

Знания:

  • Об элементарных правилах техники безопасности при проведении химического эксперимента.
  • Об экстракции как способе выделения веществ.
  • О различных способах выращивания кристаллов.
  • О получении индикаторов из растений.
  • О выведении пятен от чернил и ягод.

Умения:

  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  • Монтировать простейшие химические установки.
  • Сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.
  • Проводить операции взвешивания.
  • Определять опытным путем характер среды природными индикаторами, изготавливать растворы природных индикаторов, красителей.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами.

Формы и методы обучения:

  • Лекции с элементами беседы;
  • Лабораторный практикум;
  • Демонстрационный эксперимент;
  • Практические работы по изготовлению лабораторного оборудования, выращиванию кристаллов и получению индикаторов из растений.
  • Написание и защита научно-исследовательских проектов.
  • Исследовательские занятия.

Календарно-тематическое планирование:

Дата Тема занятия Кол-во часов Формы и методы работы
1   Знакомство с лабораторным оборудованием.

Советы начинающему экспериментатору.

Изготовление простейшего химического оборудования из различных материалов.

1 час Лекция с элементами беседы. Использование слайдовой презентации
2   Изготовление мини-спиртовки 1 час Лекция.

Практическая

работа.

3   Изготовление кюветы для проведения химической реакции 1 час. Лекция.

Практическая работа.

4   Изготовление стойки для пробирок и флаконов с реактивами. 1 час. Лекция.

Практическая работа.

5   Изготовление флакона для реактивов. 1 час. Лекция.

Практическая работа.

6   Изготовление самодельного лабораторного штатива. 1 час. Лекция.

Практическая работа.

7   Нет весов – ну и что! Как сделать разновесы. Мерные цилиндры из медицинского шприца. 2 часа. Лекция.

Практическая работа.

8   Растительные индикаторы.

Получение индикатора из компота и зеленки.

1 час. Рассказ.

Практическая работа.

9   Вода из лужи. Обнаружение солей в почвенном фильтрате. 1 час. Практическая работа.
10   Выращивание кристаллов меди и медного купороса. 1 час. Практическая работа.
11   Экстракция хлорофилла

из зеленого листа.

1 час. Практическая работа.
12   Удаление чернильного пятна и пятен от ягод с ткани. 1 час. Практическая работа.
13   Проведение занимательных опытов

“Оригинальное яйцо”

“Химический вакуум”

 

1 час.

Демонстрационный эксперимент.
14   Подготовка проектов и отчетов по исследовательским работам. 1 час. Консультации.

Создание презентаций.

15   Защита проектов и исследовательских работ. 1 час. Результаты работы.

Содержание программы курса:

Введение (1 ч.)

Знакомство с лабораторным оборудованием, основные правила обращения с ним.

Роль химических опытов в познании основ науки. Несколько советов начинающему юному химику. Работа со слайдовой презентацией “Лабораторное оборудование”. Выполнение тестовой работы на внимательность.

Практикум по изготовлению простейшего химического оборудования из подручного материала (6 ч.)

Как создать собственную химическую мини-лабораторию?

Практическая работа №1

Изготовление мини-спиртовки из горловой части пластиковой бутылки, флакона из-под антибиотиков и жести.

Практическая работа №2

Изготовление кюветы для проведения опытов из основания пластиковой бутылки и одноразового шприца.

Практическая работа №3

Изготовление стойки для пробирок и флаконов из оснований пластиковой бутылки и одноразового шприца.

Практическая работа №4

Изготовление флакона для хранения веществ из флакона из-под антибиотиков и инсулинового шприца.

Практическая работа №5

Изготовление лабораторного штатива из проволоки и резиновых трубок.

Практическая работа №6

Изготовление лабораторных весов в домашних условиях из карандаша, шелковых нитей и картона; разновесов из монет определенного достоинства. Изготовление мерного цилиндра из медицинского шприца.

3. Экспериментально-практические работы исследовательского характера. (7 ч.)

Практическая работа №7

Вода из лужи - исследование воды из водопроводного крана и лужи.

Определение степени засоленности почвы. Обнаружение карбонатов, хлоридов и сульфатов в почвенном растворе.

Практическая работа №8

Получение концентрированного раствора соли и выращивание кристаллов медного купороса. Выращивание кристаллов меди и выделение хлорофилла из зеленых растений.

Практическая работа №9

Изготовление индикаторов из растений и ягод, из краснокочанной капусты, из смородинового компота, из зеленки.

Определение характера среды природными индикаторами.

Практическая работа №10.

Удаление чернильного пятна с ткани с помощью порошка мела и этилового спирта.

Удаление с ткани пятен от ягод с помощью пергидроля.

Демонстрационный эксперимент: “Оригинальное яйцо”, “Химический вакуум”.

Объяснение некоторых занимательных опытов с точки зрения химии и физики.

Изготовление газированных напитков в домашних условиях.

4.Заключение. (2 ч.)

Подготовка сообщений, отчетов, презентаций. Консультации.

Литература:

  1. Программы элективных курсов. Химия. Предпрофильное обучение 8-9 классы. Дрофа. Москва, 2006г.
  2. А.К. Ризванов. Журнал “Химия в школе”, №1, 2007 год.
  3. В.М. Шабаршин., А.В.Цапенко. Журнал “Химия в школе”, № 1, 2000г.
  4. В.М. Шабаршин. Журнал “Химия в школе”, № 3, 2001 г.
  5. О.В.Созонтова., В.М. Шабаршин.Журнал “Химия в школе”, №3.1998г.
  6. В.Н. Алексинский. “Занимательные опыты по химии”. М., “Просвещение”, !980 г.
  7. О. Ольгин. “Опыты без взрывов”, М., “Химия”, 1986 г.
  8. Э Гроссе., Х. Вайсмантель. “ Химия для любознательных”. Издательство “Химия”, Ленинградское отделение, 1978 г.

Темы индивидуальных работ учащихся:

Сообщения:

  1. Получение кристаллических друз на занятиях электива.
  2. Техника химического эксперимента.
  3. Методы выращивания кристаллов.
  4. Занимательная химия.
  5. Кристаллы в природе и в технике.
  6. Архитектура кристаллов.

2. Проекты исследовательского характера.

  1. Выращивание кристаллов из растворов.
  2. Занимательные опыты по химии.
  3. Определение примесей и солей в водопроводной воде.
  4. Как сделать воду чистой?
  5. Красители из растений
  6. Цвет меняется как по часам.

Практическая работа №1 Изготовление мини-спиртовки

После проведения первого занятия, где велась речь о лабораторном оборудовании, его назначении и использовании, ребятам было сказано, что простейшее оборудование можно сделать и самим из вполне доступного и дешевого материала. А так как большинство химических реакций протекают очень быстро и бурно при нагревании, то первый предмет, который необходим будет юному исследователю, должен выполнять роль нагревателя.

Изготовить зтот прибор можно из следующих подручных средств:

  1. Пустой, чистый флакон из-под антибиотика.
  2. Горловая часть пластиковой бутылки.
  3. Завинчивающаяся крышка.
  4. Шерстяная нить (кусочек хлопчатобумажной ткани).
  5. Кусочек жести (можно алюминиевую пластинку, она значительно легче поддается процессу обработки)

Перед выполнением работы с ребятами проводится инструктаж по технике безопасности

Соблюдение правил т/б при работе с ножницами

Соблюдение правил т/б при работе со спиртовкой.

Последовательность действий при выполнении работы:

  1. Зажигаем лабораторную спиртовку.
  2. Аккуратно нагреваем верхнюю часть стеклянного флакончика в пламени спиртовки.
  3. Переворачиваем горловую часть пластиковой бутылки вниз горлышком и с усилием вдавливаем нагретый флакончик в горловины бутылки (делаем это очень осторожно и равномерно, иначе может лопнуть стеклянный флакон или горловины пластикового и стеклянного флаконов не совместятся)
  4. Из нити с помощью крючка вяжем фитиль и заворачиваем его в алюминиевую пластинку, края которой с помощью ножниц немного надрезаем и затем развальцовываем.
  5. Из оставшейся пластинки вымеряем круг определенного диаметра (по горловине пузырька) и в центре ее делаем отверстие, в которое вставляем фитиль и накрываем горловину спиртовки.
  6. Наливаем горючее (технический этиловый спирт), зажигаем, спиртовка готова.

 Практическая работа № 8 Выращивание кристаллов сульфата меди

1 способ:

  1. Налить в стакан примерно 20 мл. раствора серной кислоты (1:5).
  2. Стакан с кислотой поставить на асбестированную сетку и нагреть.
  3. В горячий раствор кислоты небольшими порциями добавляем оксид меди(II) и перемешиваем осторожно стеклянной палочкой.
  4. Когда порошок перестает растворяться, полученный раствор охлаждаем и затем фильтруем.
  5. Фильтрат выливаем в фарфоровую чашку и ждем появления кристаллов (к следующему занятию они уже образуются). Можно увидеть рост кристаллов и сразу же, если каплю раствора поместить на предметное стекло и рассмотреть под микроскопом.

2 способ:

  1. В пробирку с водой небольшими порциями добавляем медный купорос и тщательно перемешиваем стеклянной палочкой, до тех пор, пока он полностью не растворится.
  2. Затем добавляем еще, в результате получаем насыщенный раствор.
  3. Отфильтровываем содержимое в другую пробирку, закрываем неплотным кусочком ваты и ждем несколько дней выпадение кристаллов (появляются голубые кристаллы в виде призм).

Выращивание кристаллов первым способ более наглядно – кристаллы выпадают значительно быстрее и получаются больших размеров.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.