Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе "Обобщение знаний учащихся по теме «Величины» на основе краеведческого материала"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся по теме “Величины”, используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Самарской области):
  2. Развивать творческое мышление;
  3. Воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование:

  • выставка книг и периодических изданий по теме “Славлю тебя, мой край родной!”;
  • фонограмма песни “Наш край”, карта Самарской области;
  • карточки с названиями величин - длина, масса, площадь, объём, стоимость;
  • карточки с планом работы на уроке;
  • “Атлас Самарской области”, издательство “Роскартография”, 1999г. ;
  • задания для самостоятельной работы;
  • карточки с буквами для составления слов (петух, баран, утка);
  • карточки–“помогай–ки” №№1,2,3;
  • изображения посадочных площадок в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника, четырёхугольника;
  • учебник “Математика” для 4 класса, часть 1, автор М. И. Моро, издательство “Просвещение”, 2004 год;
  • изображение воздушного шара.

Ход урока

I. Организационный момент (звучит запись песни “Родина” слова Е. Тараховской, музыка Н. Глазковой).

II. Постановка целей и задач урока.

- Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)

- Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)

- Как живут и чем занимаются люди? (ответы учащихся)

- Какой город является главным на территории нашей области? (город Самара)

- Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём. (город Сызрань)

Работа с картой у доски.

Выразительное чтение стихотворения Т. Тимониной “Мой город”:

Вдали от государственных оков,
На берегу реки великой,
Набросив зелени покров.
Раскинулся наш город тихий.
И с каждым годом расцветая,
Он дарит жителям тепло,
Чтоб, ярким факелом сгорая,
Трудиться, созидать, творить добро.
Он ласковым огнём вечерних фонарей
Согреет душу в тяжкие минуты,
И мягкою прохладой липовых аллей
Он уведёт от суеты и смуты.
И как ни сложится судьба,
Ты – всех моих стремлений пристань,
Хочу с тобой остаться навсегда,
Любимый город, моя Сызрань!

- Ребята, наш город – это наша маленькая Родина, в 2008 году Сызрани исполнится 325 лет.

Многое из истории города и области вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые

представлены на выставке “Славлю тебя, мой край любимый!”.

- Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме “Величины”.

III. Актуализация знаний.

- Что вы можете сказать о понятии “величина”? (ответы учащихся)

- Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость. )

- Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)

- Какие действия можно производить с величинами?

На доске, по мере ответов учащихся, при помощи карточек учитель составляет план работы на уроке:

1. Перевод единиц;

2. Арифметические действия с величинами;

3. Решение задач.

IV. Работа по обобщению знаний по теме.

Устный счёт.

- Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре (на доске вывешивается изображение воздушного шара). Такие полёты стали совершаться ещё в 18 веке, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. Человек умело распорядился этим изобретением. Воздушные шары – аэростаты – приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году. Сколько лет воздушному шару? (224 года)

- Сколько это веков?(2 века и 24 года). Докажите.

(На доске появляется изображение воздушного шара)

- Ребята, мы пролетаем над территорией Самарской области. (В ходе урока все географические объекты демонстрируются учителем на карте области). Она расположена на Восточно– Европейской равнине.

Наша область граничит с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями, а так же с Татарстаном. Имеет государственную границу с Казахстаном. По своей территории Самарская область значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария. Площадь Самарской области 54000 квадратных километров, площадь Дании 43090 квадратных километров. На сколько квадратных километров площадь Самарской области больше площади Дании? (на 10910 квадратных километров)

- Ребята, назовите реки, протекающие по территории нашей области?

(индивидуальная работа учащихся с “Атласом Самарской области” страница 4, “Физическая карта”

- Назовите самую крупную реку области? (Волга)

- Общая длина Волги 3690 километров, из них 3350 километров река протекает по территории других областей. Сколько километров приходится на Самарскую область? (340 километров).

2. Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

- А кто же были первыми пассажирами воздушного шара? Об этом мы узнаем, выполнив задание. Перед вами три карточки. Рассмотрите их и выберите для себя одну. Выполните действия с величинами.

Карточка №1.

Карточка №2.

Карточка №3.

100км 800м + 600м

7дм – 7см

9см 8мм – 84мм

5 кг- 4кг 130г

53дм 2см+286см

120мм + 14см

17см+90мм

3кг 600г – 1515г

18т 7ц+3ц

40т – 150ц

41т+94ц

13м – 50дм

5сут – 48ч

3ч 45мин – 120мин

На доске карточки с величинами – результатами вычислений, а на обратной стороне – буквы:101км 400м – П, 870г – Е, 26см – Т, 25т – У, 3сут – Х; 6дм 3см – Б, 81дм 8см – А, 2кг 85г – Р, 50т 4ц – А, 1ч 45мин – Р; 1см 4мм – У, 26см – Т, 19т – К, 8м – А.

3. Решение задач.

- Итак, пассажирами первого воздушного шара были петух, баран и утка. Узнаем их массу. Для этого решим задачу.

Задача. Петух в 2 раза легче утки и на 49килограммов 500граммов легче барана. Какова масса утки, если масса барана равна 52 килограммам? Какова общая масса пассажиров первого воздушного шара?

Учащиеся решают задачу самостоятельно, при затруднении используют карточки – “помогай-ки” №1, №2, №3.

Карточка–“помогай-ка” №1.

  1. Подумай, сможешь ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
  2. Что для этого тебе нужно узнать сначала?

Карточка – “помогай-ка” №2.

  1. Чтобы узнать общую массу, нужно знать массу каждого животного.
  2. Масса барана известна.
  3. Сможешь ли узнать массу утки? Что для этого нужно сначала узнать?

Карточка–“помогай-ка” №3.

  1. Найди массу петуха. Сравни его массу с массой барана.
  2. Теперь сравни массу петуха и утки. Найди массу утки.
  3. Найди общую массу всех трёх пассажиров.

На полях учащиеся указывают номер карточки, которой пользовались при решении. Правильность решения определяется путём взаимопроверки.

- Ребята, разведением этих животных занимаются в домашних условиях. Как называются данные животные? (домашние).

При работе с картой “Сельское хозяйство” страница 9 “Атласа Самарской области” учащиеся называют других домашних животных, на которых специализируется животноводство нашего края.

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас – зелёный луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку - скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!

- А каких диких животных, обитающих в нашем крае, вы знаете? (ответы учащихся).

- Какое природное сообщество является домом для этих животных? (лес).

- Послушайте стихотворение С. Никулиной “Русский лес” (отрывок):

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где–то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

- Чем является лес для человека?

(Лес – это место отдыха человека, в лесу много лекарственных растений, в лесу человек

может найти себе пищу, и т. д. )

- Ребята, оказывается, леса в Самарской области занимают всего лишь одну десятую часть

её территории. Какова же площадь лесов Самарской области?

(5400 квадратных километров)

- Запасы “зелёного богатства” на территории Самарской области невелики, поэтому задача жителей – сохранение и приумножение лесных угодий.

Необходимые меры по сохранению лесов учащиеся называют, ориентируясь на иллюстрации “Атласа Самарской области” страница 15.

- Если леса занимают десятую часть территории области, то сельскохозяйственные угодья -

Большую часть её территории. Какие культуры выращивают в нашей области?

Учащиеся отвечают на данный вопрос, пользуясь картой “Сельское хозяйство”.

- Ребята, вы назвали много сельскохозяйственных культур, но больше всего выращивают в области зерновых культур, а какая культура идёт далее по количеству занимаемых площадей, вы узнаете, отгадав загадку:

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

- Да, ребята, это подсолнух. Я предлагаю вам решить задачу №19 страница 58 учебника о подсолнечнике.

Задача.

При посеве подсолнечника на одну сотку расходуют 100г семян. Сколько потребуется семян подсолнечника, чтобы засеять участок прямоугольной формы длиной 80м и шириной 5м? (400г семян)

При решении задачи применяется групповая форма работы.

4. Закрепление умений учащихся соотносить единицы величин.

- Ребята, на доске написаны максимальные высоты горных массивов.

Крымские горы – 1545м;

Уральские горы – 1км894м;

Жигулёвские горы – 375м.

- Какие горы находятся в нашей области? ( Жигулёвские)

Учитель обозначает условным знаком на карте области Жигулёвские горы (гора Стрельная)

- Запишите данные величины в порядке убывания. (1км 894м, 1545м, 375м)

- Посмотрите на записанные на доске величины:

1894м, 37500см, 15450дм, 15км45м, 1км545м, 18940м, 3750дм, 18940дм, 37м 50дм

- Выпишите равные величины на отдельных строчках.

Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. По окончанию работы проводится проверка с доказательством выполненных действий.

5. Работа с геометрическим материалом.

- Для посадки нашего воздушного шара были размечены посадочные площадки (в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника).

- Установите закономерность в расположении геометрических фигур.

Какая фигура будет следующая и подойдёт для посадки нашего шара? (дети приходят к выводу, что площадка для посадки шара должна иметь форму прямоугольника).

Данная фигура, изображающая посадочную площадку, обозначается на доске.

- О размерах этой площадки мы узнаем, решив задачу в учебнике(№17 страница 58 ).

Задача решается устно с опорой на рисунок к данной задаче.

Изображение воздушного шара учитель помещает на “посадочную площадку”.

V. Итог урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить рассказ на тему “Хочу рассказать о родном крае…” (с использованием величин).