Задачи урока:
- совершенствовать умение по-разному читать трёхзначные числа,
- записывать их в виде суммы разрядных слагаемых,
- продолжим учиться решать логические задачи,
- развитие логического и комбинаторного мышления,
- воспитание интереса к уроку математики
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Задача на внимание.
Областное бюро прогнозов сообщило в 3 часа дня, что в ближайшую неделю сохранится безоблачная погода. Можно ли ожидать, что в области через 60 часов будет светить солнце?
Дети: Ответ: нет, так как будет 2 часа ночи.
24*2+12=60(ч.)
Учитель: Действительно, будет ночь. (На доске картинка спящего цыплёнка.) Наш цыплёнок спит и видит красочный сон. В этом сне, три его друга: котёнок, зайчонок и лягушонок повстречались с ребятами и подарили им шарики. Каждый мальчик получил по 3 шарика. Больше всего шариков подарил зайчонок - 7, меньше всех котёнок - 3. Сколько всего друзей было у котёнка, зайчонка и лягушонка?
Решение.
Учитель: Между 7 и 3, какие числа находятся?
Дети: 4, 5, 6
Учитель: Число всех шариков, насколько должно делиться?
Дети: На 3.
Учитель: Значит, сколько шариков дал лягушонок?
Дети:
1) 7+5+3=15 (ш.)
2) 15: 3=5 (д.)
Ответ: у котёнка, зайчонка и лягушонка было 5 друзей.
2. Каллиграфическая минутка.
Учитель: Настало утро, и наш цыплёнок проснулся. Он вспомнил, что его с друзьями к себе на день рождения пригласила девочка Маша.
- А вот, сколько друзей у цыплёнка вам предстоит догадаться самим.
Учитель: На доске даны 3 цифры: 6, 5, 2. Сколько трёхзначных чисел можно записать с помощью данных цифр, не повторяя в записи одну и ту же цифру дважды?
- Как называется данный тип задания?
Дети: Комбинаторный тип задания.
Учитель: Каким методом вы будете пользоваться?
Дети: Методом перебора.
Учитель: Запишите в тетради полученные числа.
Дети: записывают 652, 625, 256,265. 526,562.
Учитель: А как по-другому можно было найти количество трёхзначных чисел, не перечисляя их?
Дети: По формуле: 1*2*3=6
Значит, с шестью друзьями цыплёнку предстояло отправиться на день рождения.
На доске к картинкам зайчонка, котёнка и лягушонка добавляются картинки: медвежонка, утёнка и мышонка.
3. Повторение пройденного материала.
Учитель: Отправились друзья в путь ранним утром, потому что идти было очень далеко. А навстречу им пёс Барбос. (На доске появляется картинка Барбоса с нарисованными косточками, на обратной стороне которых напечатаны числа.)
- Не пущу вас, - говорит, - у меня плохое настроение, забыл, как правильно читать эти числа. Причём, каждое число надо прочитать тремя разными способами.
Дети: Ученики переворачивают косточки и читают трёхзначные числа разными способами.
576, | 5сот. 7дес.6ед., | 57дес.,6ед. |
307, | 3сот. 7ед., | 30дес. 7ед. |
250, | 2сот. 5дес., | 25дес. |
974, | 9сот. 7дес. 4ед., | 97дес, 4ед. |
Учитель: Правильно, - сказал Барбос, - вот вам за это 3 цветка, передайте их Машеньке.
4. Решение задачи.
Учитель: Друзья отправились дальше и увидели 3 мышек, которые попросили друзей им помочь.
А дело было так. Мышки нашли красивую ленту, измерили её, она оказалась длиной 30 метров. Мышки разрезали ленту на 3части. Причём, первая часть получилась на 1 метр больше второй и на 1метр меньше третьей. Как найти длину каждой части ленты?
Дети: выполняют чертёж условия задачи.
Решение:
30:3=10(м)
10-1=9(м)
10+1=11(м)
Ответ: длина первой ленты10 метров, второй – 9 метров, третьей - 11 метров.
Мышки обрадовались, что их спор разрешён и пригласили друзей попить с ними чаю.
5. Физкультминутка.
“Чайничек с крышечкой”.
Учитель: Мышки, узнав, что друзья направляются в гости, подарили друзьям цветы.
6. Работа с именованными числами.
Учителем включается запись песни “Белые кораблики”.
Учитель: Идут друзья, а на небе вдруг появились облака. Как называются облака, похожие на пёрышки?
Дети: Это перистые облака.
Учитель: А какие ещё облака бывают?
Дети: Кучевые и слоистые.
Учитель: Давайте поможем облакам быстрее скрыться за горизонтом. А для этого надо сравнить, какое облачка по длине больше, ведь издалека они так похожи.
На доске находятся рисунки четырёх пар облаков. Ребята попарно их переворачивают, на них напечатаны числовые выражения.
Учитель: Записываем в тетради выражения и сравниваем их.
5м 3дм…5м 4дм
1м 3дм 5см…13дм 5см
68дм 7см…69дм
98дм…97дм 4см
Проверка задания.
7. Итог урока.
Учитель: - Вспомним, какие приключения случились с нами в дороге, что нового узнали на уроке.
- А сейчас давайте постучим в дверь к Машеньке и поздравим её с днём рождения. (На доске вывешивается рисунок с изображением девочки Машеньки.)
- Обрадовалась Машенька подарку, а ещё больше тому, что у неё такие замечательные друзья.