Урок математики "Плоские и объемные фигуры"

Разделы: Начальная школа


Тема: Плоские и объемные фигуры.

Цели:

1. Познакомить детей с объемными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур (число измерений) на уровне ощущений.

2. Продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям; формировать представления о рационализации вычислений на основе изучаемых правил.

3. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

4. Воспитывать и развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

I. Организационный момент.

- Начинается урок математики.

Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь мне и друг другу, садитесь!

- Сегодня мы вновь отправимся в страну Геометрию, где познакомимся с новыми её жителями. Но сначала:

- Прочитайте дату.

- Какой сегодня день недели?

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Какое число записано у нас в тетрадях?

- Сколько в нем десятков и единиц?

- При сложении, каких чисел получается число 25?

II. Актуализация знаний.

1. Индивидуальные задания.

1) Сравни выражения:

12 – 5 * 7 8 + 5 * 17 – 8
13 – 6 * 13 – 7 15 – 7 * 7 + 5
12 – 8 * 6 + 7 10 + 2 * 6 + 6

2) Реши примеры:

20 + 8 = 99 – 7 – 2 =
40 – 10 = 75 – 5 – 1 =
3 + 50 = 36 + 4 + 2 =
40 + 20 = 26 – (1 + 5) =

Два ученика выполняют задания у доски, два ученика – на карточках.

- Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды она отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам и пригласила с собой нас с условием, что мы ответим на все её вопросы.

2. Фронтальная работа.

а) Математическая разминка.

- Покажите число, которое больше 5 на 6. (11)

- Какое число находится между числами 14 и 16. (15)

- На сколько надо увеличить 7, чтобы получить 15? (на 8)

- Уменьши 16 на 7. (9)

- Какое число следует за числом 18? (19)

- Покажи число, предшествующее числу 13. (12)

- Первое слагаемое 8, второе такое же. Найдите сумму. (16)

- Уменьшаемое 17, разность 10. Чему равно вычитаемое? (7)

- Цветы липы заваривают при простуде. Липа – лекарственное растение. Катя собрала 6 кг липового цвета, а Петя собрал 5 кг. Они сдали в аптеку 7 кг. Сколько килограммов цветов липы осталось у Кати с Петей. (6 + 5 – 7 = 4)

- Какие трудности встретились вам в математической разминке?

б) Классификация фигур.

- Вот мы и в гостях у геометрических фигур. Какие они все разные! Какие вопросы вы можете задать друг другу по этому набору фигур?

(- На какие группы можно разбить эти фигуры?)

- Давайте ответим на этот вопрос.

(По цвету, по форме, по размеру.)

- Какую оценку заслужили ребята, которые отвечали на поставленный вопрос?

(“Хорошо”.)

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками Хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.

III. “Открытие” нового задания.

1. Практическая работа в парах.

- Геометрические фигуры всем своим друзьям любят задавать вопросы. Вам они тоже приготовили задания.

1) Слайд 1.

- Внимание на экран.

- Из каких геометрических фигур состоит этот рисунок?

- На листе тетради составьте из геометрических фигур такую же фигуру как на экране.

- Аккуратно, чтобы не распался, но очень сильно прижмите фигуры ладошкой к поверхности стола. Убрали ладошку. Изменился ли вид фигур на листе? (Нет)

- Отодвиньте от себя тетрадь с фигурами, не разбирая их пока.

2) Слайд 2.

- Вылепите из пластилина любую фигуру, похожую на те, что видите на следующем слайде.

- Попробуйте прижать такую фигуру сильно к поверхности стола, не изменив её.

(Не получается.)

- Почему?

2. Работа с текстом учебника со знаком ?

- Чем отличаются фигуры, составленные вами из бумаги и вылепленные из пластилина?

- Как можно назвать бумажные фигуры?

Какое название вы бы для них придумали?

3. Работа с текстом учебника со знаком !

- Читаем текст учебника со знаком !

- Как же называются фигуры, которые мы уже знаем и которые помещаются на листе? (Плоские.) Назовите их.

- А как называются фигуры, которые вы лепили? (Объемные.)

- Сравните свой ответ с тем, что дали сами авторы. Похожи ваши рассуждения? (Да)

IV. Формирование темы и целей урока.

- Какова же тема нашего урока? (Плоские и объемные фигуры.)

V. Первичное закрепление.

- Посмотрите еще раз на рисунок стр. 47.

Как по-разному изображены плоские и объемные фигуры!

- В чем заключается это отличие?

Как изобразить объемные фигуры?

- Объемные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать, что они “возвышаются” над листом бумаги.

Физминутка.

VI. Самостоятельная работа в парах.

- Итак, идем мы по улице страны Геометрия и вдруг видим – знакомые лица! Да ведь это герои нашего учебника: Вова Колесников и Катя Персикова. Они всегда помогают нам справляться со всеми заданиями, а мы – им. Вот и сейчас ребята решают задачу. Давайте поможем им.

Решение задачи №4(б) стр. 47.

Первый ученик решает у доски по учебнику, один – за компьютером, остальные в тетрадях.

Проверка с доски и с экрана. Кто решил правильно, ставит себе +.

VII. Систематизация и повторение.

1. Проверка индивидуальных заданий на боковой доске.

2. Решение выражений №5 стр. 47 удобным способом.

- Катя, Вова принесли для вас ещё задания.

(Сначала с комментированием (1 ст.), затем самостоятельно (2 ст.). Взаимопроверка.)

- Если ваш сосед по парте решил удобным способом, поставьте ему карандашом +.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем отличаются плоские и объемные фигуры?

- Какое задание на уроке было для вас самым трудным? Самым легким? Самым интересным?

IX. Вариативное домашнее задание.