Урок математики в 3-м классе (Школа-2000) "Математическое путешествие в Африку"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Отработка навыка умножения многозначного числа на однозначное.
  2. Повторить нумерацию многозначных чисел.
  3. Формировать имение решать текстовые задачи.
  4. Повтрить преобразование именованных чисел.
  5. Формировать интерес к математике, расширять кругозор, способствовать развитию навыков самостоятельной работы и в парах.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение1), аудиозаписи, карточки.

ХОД УРОКА

Презентация

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами открытый урок и на урок к нам пришли гости.

Давайте их поприветствуем.

- Закройте глаза и тихо повторяйте за мной.

Сейчас я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

Я работаю.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Все дети очень любят путешествовать, узнавать много нового. Сегодня я предлагаю совершить воображаемое путешествие в то место, где не бывает зимы.

- Куда именно мы отправимся сегодня, вы узнаете, если ответите на мои вопросы и расшифруете слово.

3. Интеллектуальная разминка. Слайд 1 АФРИКА (по буквам появляется слово)

Раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел и действиями над ними. (АРИФМЕТИКА)

Этим словом называют часть плоскости, ограниченной замкнутой линией; положение в танце и даже телосложение человека, животного. (ФИГУРА)

Результат вычитания. (РАЗНОСТЬ)

Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. (ИСТИННА)

Способ счисления дней в году, а также таблица или книга с перечнем всех дней в году. (КАЛЕНДАРЬ)

Так шутливо называют человека, который лечит животных (по имени героя сказки К. И. Чуковского) (АЙБОЛИТ)

- Молодцы! Наше путешествие сегодня в Африку. Слайд 2.

- Ещё маленькими вы слышали эти строки. (Включается аудиозапись)

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

- С тех пор вы немного подросли, и вряд ли вас остановит это предупреждение, тем
более что путешествие воображаемое. Сегодня мы с вами узнаем много нового об этом
удивительном материке, и поможет нам в этом математика.

4. Пальчиковая гимнастика.

- Как истинные путешественники, мы должны вести дневник путешествия и записывать в него самые интересные факты, но прежде подготовим пальчики к работе.

А) Дети выполняют гимнастику в паре (правыми руками).

Желаю (большие пальцы)
Успеха (указательные)
Большого (средние)
Во всём (безымянные)
И везде! (мизинцы)
Здравствуй! (вся ладонь)
Аналогично с левой рукой.

Б) Ножки вместе, ровно спинку, мы разучиваем гамму, мы сидим за пианино, ножки вместе, спинку прямо.

Дети имитируют игру на пианино. (Включается аудиозапись)

- Давайте подготовим к работе дневник путешественника и в тетрадь запишем число, классная работа.

5. Задание на развитие внимания.

- Африка - опасна и увлекательна. И только внимательным и сообразительным не грозит опасность. Проверим, внимательны ли вы? Запомните и нарисуйте фигуры в тетрадь.

Показ слайдов 3-7.

Самостоятельная проверка. Показ слайда 8.

- С таким вниманием нам не страшно отправляться на прогулку по африканскому континенту.

6. Минутка чистописания.

Сколько букв в слове Африка? (6)

Запишите в тетрадь цифру 6. Продолжите ряд и запишите числа в записи, которых используется только цифра 6.

Назовите эти числа.

Как называются эти числа?

Как назвать числа одним словом, если для их записи используется несколько цифр?

(многозначные)

7. Повторение нумерации многозначных чисел.

Запишите число. (У доски работает 1 ученик)

  • Африканский континент огромен и неподражаем. Его площадь 29 987 840 квадратных километров. Слайд 10.
  • На его территории расположены 46 стран, которые населяют 817 миллионов человек.
  • Самая большая река Африки - Нил. Его длина 6 671 км. Слайд 11.
  • В знаменитой африканской пустыне Сахара ежегодно наблюдается 160 тыс. миражей. Слайд 12.

(Мираж - появление в воздухе мнимых изображений отдалённых предметов)

  • На территории Африки можно встретить 1570 разновидностей млекопитающих. Слайд 13.

- Что показывает цифра 0 в записи чисел?

Назовите отсутствующие разряды.

Какие действия мы с вами уже умеем выполнять с многозначными числами?

С каким действием познакомились недавно? (С умножением)

Прежде чем мы познакомимся с делением многозначных чисел, повторим и
закрепим умножение на однозначное число.

8. Повторение алгоритма умножения. (У доски объясняют учащиеся)

Если правильно умножим 247 на 8, то мы узнаем, в каком году в пустыне Сахара однажды шёл снег. (18 февраля в 1976 году))

Самая большая на Земле обезьяна - горилла весит 270кг. Сколько килограммов весит семья горилл из 5 особей? (1 350 кг) Слайд 14.

Жираф - самый высокий зверь. Его рост достигает 6 метров.

Весит жираф 1 370 кг. Сколько килограммов весит семейная пара? (2 740 кг)

Слайд 15.

9. Физминутка.

Звучит музыка из кинофильма “Красная Шапочка” (дети танцуют).

10. Самостоятельная работа.

- Работает 3 варианта. Каждому из вас необходимо прочитать вопрос на карточке. Записать выражение в тетрадь, найти его значение и ответить на вопрос.

1 вариант.

Сколько лет живёт крокодил? (100 лет)

9711 - 1373x7 =9711 - 9611 = 100

2 вариант.

Сколько килограммов весит слоновая черепаха (самая большая черепаха)? (600кг)

5683 х 20 – 113060= 113660 - 113060 = 600

3 вариант.

Сколько видов верблюдов существует на Земле? (15 млн. )

5 556 х 800 + 10 555 200 =4 444 800 + 10 555 200 = 15 000 000

11. Работа в группах.

- Каждой группе предлагается решить примеры на умножение многозначного числа на однозначное и расшифровать слово.

1 группа.

Какое животное Африки очень любит полакомиться кукурузой? (БЕГЕМОТ) Слайд 16.

2 группа.

Это слово (название животного) в некоторых языках Африки значит как “человек из джунглей”. (ОРАНГУТАН) Слайд 17.

3 группа

Яйцо, какой птицы нужно варить 4 часа? (СТРАУС) Слайд 18.

12. Повторение именованных чисел.

- Для того чтобы справиться со следующим заданием, необходимо повторить соотношения между единицами измерения массы и длины.

Игра “Отдыхаем на полянке”. Ответивший ученик опускает голову на парту.

Сколько метров в 1 км? (1000 м)

А в 2 км?

А в 6 км?

Сколько сантиметров в 1 метре? (100 см)

А в 5 метрах?

А в 8 метрах?

Сколько граммов в 1 кг? (1000 г)

А в 10 килограммах? (10 000г)

Сколько килограммов в 1 тонне? (1000 кг)

А в 3 тоннах? (3000)

13. Решение задач. Африканский “Блиц - турнир”. Слайд 19.

а) Слон при необходимости может бежать со скоростью 35 км в час.

Сколько километров слон преодолеет за 2 часа? (70км)) Слайд 20.

б) В неволе суточный рацион слона включает 90 кг сена, 100 кг картофеля и 3 кг лука. Сколько килограммов весит суточный рацион слона? (193 кг) Слайд 21.

в) Взрослый бегемот весит 3 тонны, а малыш при рождении 40 кг. На сколько килограммов малыш легче своей мамы? (2960 кг) Слайд 22.

г) Длина взрослого крокодила достигает 8 метров, а маленького крокодильчика 30 см. На сколько взрослый крокодил длиннее крокодильчика? (797 см). Слайд 23.

д) Верблюд может нести половину собственного веса - 350кг. Сколько килограммов весит верблюд? (700 кг) Слайд 24.

Взаимопроверка (на доске карточки)

12. Африка в опасности.

- Африка, как и другие континенты, кричит о помощи.

Африканских слонов убивают ради бивней (слоновой кости).

Охота на слонов запрещена. Но браконьеры по-прежнему отстреливают по 10-20 тысяч в год.

Носорог находится на грани вымирания. Виной этому стало его грозное оружие - рог. По поверью, порошок из рога носорога спасает человека от страшных болезней. Наукой доказано, что рог этого животного не обладает никакими целебными свойствами. Но людей трудно в этом убедить и, не смотря на запреты, охота на носорогов продолжается.

Из года в год охотники убивают в Африке тысячи жирафов ради крепкой кожи и вкусного мяса.

Из всех человекообразных обезьян - орангутанги находятся в наибольшей опасности. Даёт о себе знать вырубка джунглей и бесчинства браконьеров. На сегодняшний день этих обезьян осталось всего 5 тысяч особей. Они могут совсем исчезнуть с нашей планеты.

- Это только несколько примеров.

- Наверное, если бы животные могли говорить, они бы кричали: “Опомнись, вздрогни, человек!” Слайд 25.

Учащиеся читают стихотворение.

1 чтец:

Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, всё уныло. . .
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.

2 чтец:

Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой
Полями с выжженной травой?

3 чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав. . .

- Берегите животных! Берегите природу! Берегите нашу самую красивую планету!

13. Подведение итогов.

- Наше путешествие подходит к концу. Вы хорошо потрудились, и я надеюсь, что наше путешествие вам понравилось

- Если вам было интересно - подарите мне весёлую улыбку.

- Если вам было трудно в работе, вы испытывали затруднения - нахмурьте брови.

Слайд 26

14. Домашнее задание

Задача: Найдите расстояние от Москвы до Африки, если самолёт мог лететь 4 часа без остановок со средней скоростью 875 километров в час.

Презентация

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Составитель П. Р. Ляхов. М,:ТКО “АСТ”, 1997г.