Цели:
- Формирование начал компьютерной грамотности.
- Развитие логического мышления.
- Формирование элементарных компьютерных навыков.
- Знакомство уч-ся с графическим языком компьютера (работа с цветом).
- Представление уч-ся эффективного средства самовыражения и тем самым способствование формированию у них творческого мышления и исследовательской активности.
- Показ в наиболее доступной и привлекательной форме приёмов и последовательности операций при выполнении орнамента коврика.
- Подготовка к уроку раздаточного материала с большей экономией времени.
Оборудование:
- компьютерная программа “Арт-студия”,
- компьютеры,
- рисунки уч-ся с изображением различных видов орнамента,
- компьютерные распечатки рисунков сказочных персонажей и рисунки детей,
- трафареты для рисования национального орнамента,
- акварель,
- книжка-раскладушка “Муравьи”, изготовленная ученицей.
Ход урока
Урок – это тонкое кружево, в которое вплетаются знания, открытия, чувства…. Из этих узоров складывается жизнь ребёнка на уроке, его опыт учебно-познавательной деятельности, общение…
1. Организационный момент.
Чтобы работа закипела, приготовьте всё для дела.
Будем с вами рисовать – всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить, клеёнку надо постелить.
Кисть, альбом и акварель клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш – он всегда помощник наш.
Линейку, ластик положи, в порядке вещи содержи[2].
2. Психологический настрой.
Мы шагаем в ногу с веком, мы с компьютером “на ты”,
Он – помощник человеку, с ним доступны все мечты.
3. Правила поведения учащихся в компьютерном классе [1].
(Учащиеся называют правила поведения в компьютерном классе).
- Занимать нужно только то место, которое закреплено за вами учителем.
- Включать и выключать компьютер и подключённые к нему устройства учащимся не разрешается.
- Категорически запрещается работать на неисправном компьютере.
- В компьютерном классе запрещаются резкие движения, подвижные игры
- При появлении признаков пожара или поражения электрическим током необходимо немедленно сообщить об этом учителю или кому-либо из взрослых.
4. Проверка домашнего задания.
- На прошлом занятии мы с вами занимались составлением фоторобота.
Дома вы должны были, используя стандартный набор изображения деталей (овал лица, рот, нос, волосы, глаза и т. д.) составить портрет персонажа с определённым характером.
(Учащиеся демонстрируют составленные ими портреты персонажей, дают им характеристику. Персонажи: доктор Айболит, старуха Шапокляк, старик Хоттабыч, Бармалей. Обжора, Хулиган, Незабудка, Космический пират, Суперагент 007). <Рисунок 1>
5. Объяснение нового материала, постановка задач [3].
- Сегодня на уроке мы будем работать над эскизом коврика.
В программе имеется 10 блоков рисунков, которые можно наносить на рабочее поле, раскрашивать, изменять их размеры, ориентацию, создавая, таким образом, орнамент.
6. Словарная работа [4].
Эскиз – это предварительный набросок.
(Идёт показ на компьютере слайдов из презентации к уроку, а также поэтапное выполнение эскиза коврика).
Орнамент – это живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь; сочетание геометрических изобразительных элементов по законам симметрии и ритма. <Рисунок 2>
7. Повторение.
На прошлых уроках изобразительного искусства мы рисовали мамин платок, закладку, узор в полосе.
- Давайте вспомним, какие виды узоров мы использовали.
(Несколько учащихся подходят к доске, где размещены рисунки и комментируют каждый свой рисунок).
- Я нарисовал геометрический узор, потому что при рисовании использовал геометрические фигуры. <Рисунок 3>.
- У меня растительный узор, потому что при его составлении были использованы растительные элементы: цветы, стебли. <Рисунок 4>.
- Мой рисунок состоит из геометрических и растительных элементов. Они повторяются. <Рисунок 5>
- Я использовала элементы национального орнамента: трилистники, завитки. <Рисунок 6>
8. Работа на компьютере. Работа в парах.
Задание 1: Составить геометрический орнамент коврика.
- А чтобы узнать какие геометрические фигуры вы будете использовать, отгадайте загадки. У меня угла – четыре и четыре стороны.
Все углы мои прямые, а бока одной длины.
Что же за фигура я? Отгадайте-ка, друзья!
Познакомьтесь – это я: стороны три у меня.
Три вершины, три угла, половина ромба я.
- Итак, составьте орнамент из 5 элементов, используя квадраты и треугольники. <Рисунок 7>
(Учащиеся меняются местами. Следующее задание выполняет другой учащийся).
Задание 2: Составить растительный орнамент.
- Итак, составьте узор, используя 5 элемента. <Рисунок 8>
9. Творческая работа учащихся. Использование РНК.
- Ребята, на столах, стоящих посреди класса, лежат трафареты для рисования национального орнамента. Несколько человек будет с ними работать: составлять коврик и раскрашивать его акварелью. После окончания работы, эти учащиеся поменяются местами с учащимися, работающими на компьютере.
10. Физкультминутка.(Комплекс упражнений для глаз) [1].
Проводится с целью профилактики зрительного утомления детей после работы на компьютере. Выполняется сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор. Открыть глаза, посмотр. вдаль.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть вдаль прямо. Аналогично фиксируем взгляд влево, вверх и вниз.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль.
11. Самостоятельная работа учащихся.
- Составьте свой орнамент коврика. <Рисунок 10>
(Уч-ся составляют узор, используя составные элементы по своему усмотрению).
12. Физкультминутка.
Снова осень наступила, туча небо всё закрыла.
И на небе, сделав круг, птицы понеслись на юг.
С деревьев листья опадают, в щель букашки заползают. Игра “Муравьи”.
13. Работа учащихся с дополнительной литературой. Межпредметная связь.
На уроках технологии учащиеся изготавливали книжки-раскладушки. Несколько человек оформило их в виде рефератов. Учитель демонстрирует несколько работ. Затем, одна ученица зачитывает свой реферат [5].
- А знаете ли вы, что муравьи прекрасно приспосабливаются к любым
климатическим условиям. В жарких странах есть походные муравьи. Они не
имеют муравейников, а постоянно передвигаются многотысячными колоннами.
Муравьи создают свои колонии, где живут самки, самцы и рабочие муравьи.
У муравьёв есть глаза, но нет органов слуха. Пара усиков является органами осязания и органами обоняния. Поэтому хотя у муравьёв нет “носов”, они могут различать запахи.
Самка живёт 20 лет, а рабочий муравей – 7 лет.
Муравьи полезны, так как уничтожают массу вредных насекомых, улучшают почву, рыхля и удобряя её, своими ходами способствуя лучшей её вентиляции.
Муравьи являются единственными опылителями какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад.
Всё, что вы сейчас узнали, можно ещё раз прочитать в книжке-раскладушке, изготовленной Хашкуловой Ф. на уроке технологии. <Рисунок 9> - Дома, изготовленные вами книжечки, вы украсите орнаментом.
14. Оценочная деятельность учащихся.
- По итогам прошлых занятий вами выбрано жюри из 3 человек.
Прошу жюри выставить свои оценки.
(Учитель тоже выставляет свои оценки. Затем выводится средний балл.
Оцениваются номинации: завершённость, оригинальность, идея, использование национального орнамента, цветовое решение. Жюри из учителей присуждает приз зрительских симпатий).
15. Индивидуальная работа учащихся.
В классе стоят столы с трафаретами, акварелью. На этапе самостоятельной работы уч-ся несколько человек рисуют, с помощью трафаретов, раскрашивают рисунки. Учащийся, работающий на компьютере и первым закончивший работу, выводит свой рисунок на печать и подходит к столу для раскрашивания. Остальные уч-ся раскрашивают свои рисунки на компьютере.
16. Домашнее задание (Дифференцированное).
1 уровень: с помощью компьютера получить заготовку. Вырезать и сделать с её помощью аппликацию. Можно изготовить новогоднюю гирлянду, используя данный трафарет.
2 уровень: нарисованный на компьютере рисунок, раскрасить акварелью.
<Рисунок 11>
17. Подведение итогов.
- Что мы сегодня делали на уроке? Что вам больше всего понравилось?
Вот закончился урок, всё убрать нам нужно в срок.
Альбом и краски убери, в портфель все вещи положи.
Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери. [2]
Литература:
- А. Х. Загаштоков Мир ДиНОО, педагогическое издание для работников системы дошкольного и начального общего образования республики, № 4 2006 г, с. 4, “Обучение информатике в начальном звене школы” Мащенко М. В.
- В. Г. Горецкий. Научно-методический журнал “ Начальная школа” № 5, 2003, с.57 “Уроки трудового обучения с компьютерной поддержкой” А. Н. Богатырёв, Г.Н.Некрасова.
- В. Г. Горецкий. Научно-методический журнал “ Начальная школа”№3, 1999г, с.47. “Использование компьютерных игр” Л. А. Ионова.
- Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лёхина, Ф. Н. Петрова. Изд. 6-е перераб. И доп. М., изд-во “Советская энциклопедия”, 1964., с.460, с. 267.
- 5. В. Г. Горецкий. Научно-методический журнал “ Начальная школа”
- № 5, 2000, с. 72. “Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики” В. Ф. Ефимов.