Данную игру можно проводить в образовательных учреждениях всех типов и загородных центрах отдыха детей.
Рекомендуемый возраст участников: 10 – 12 лет.
Цели и задачи игры: воспитание у детей патриотизма, гордости и любви к своей Родине, привитие интереса к военной службе, знакомство с ратными страницами Великой Отечественной войны, развитие физических качеств, укрепление дружбы и взаимовыручки в детском коллективе.
Ожидаемые результаты: в процессе подготовки к игре дети могут приобрести навыки оказания первой медицинской помощи, ориентирования на местности, строевой подготовки, полевой связи; выучить песни о Великой Отечественной Войне; получить знания о государственной символике.
Формы, методы, приёмы: игра проводится в форме комплексной военно-спортивной игры, состоящей из нескольких этапов. Каждый этап проводится по отдельной форме: сбор, военно-прикладная полоса препятствий, викторина, конкурсы.
Материально-техническое обеспечение: в ходе проведения игры использовалось уже имеющееся туристическое и спортивное оборудование: компас, верёвки, верёвочная лестница, лыжная палки, а также детские рации (2 шт.), магнитофон, ватман, фломастеры.
Цели игры:
- привитие интереса к военной службе, знакомство с ратными страницами Великой Отечественной войны,
- развитие физических качеств,
- укрепление дружбы и взаимовыручки в детском коллективе.
Задачи:
- Научить ребят 5-6 классов элементарным навыкам оказания первой медицинской помощи, ориентирования, строевой подготовки, полевой связи.
- Способствовать укреплению дружбы и взаимовыручки в каждой команде.
- Знакомство ребят с песнями военных лет.
- Закрепление знаний о символике России.
Участники игры:
5 - 6 классы.
Программа игры:
1. “Военная тревога” — сбор-старт
2. “Отряд особого назначения” — эстафета
3. “Привал” — конкурс инсценированной песни
4. “Путь к Победе” — выпуск боевой листок
5. “Парад войск” — строевой смотр
6.“Я – гражданин России” - викторина
Предварительная подготовка:
Организуется учёба связистов (переговоры по рации), разведчиков (определение азимута), санитаров (обучение перевязке), командиров (строевые команды). Учёбу проводят организаторы игры.
ХОД ИГРЫ
“Военная тревога” — сбор-старт
По школьному радиоузлу объявляется общий сбор войск по условному сигналу (мелодия песни “Орлёнок”). По этому сигналу отделения собираются в школьной столовой. Командиры отделений сдают рапорт о готовности. Главнокомандующий зачитывает приказ о развёртывании военных учений. Затем проводит жеребьёвку по определению цвета нарукавной повязки — знаку отличия команд. Командиры получают задание о выпуске боевого листа.
“Отряд особого назначения” — эстафета”
Боевая задача:
Как можно быстрее добыть и расшифровать пароль (закодированное слово из 5 букв).
Состав отряда:
1. Связист-шифровальщик
2. Связист-передатчик
3. Снайпер
4. Разведчик
5. Сапёр
6. Санитар
7. “Пленный”
Место проведения: школьный двор
Ход проведения: Отряд на старте получает карту местности, где обозначены пункты нахождения составных частей пароля. Связисты проводят проверку связи. Неправильная передача — штраф 1 балл.
По сигналу отряд отправляется на задание. Связист-шифровальщик остаётся в штабе (на старте). Связист-передатчик находится постоянно с отрядом и с каждого этапа передаёт сообщения шифровальщику. Задача шифровальщика: собрав все составные части, расшифровать пароль. Ему может помогать вся команда, вернувшись в штаб. Время выключается при полном составе команды и предъявлении пароля.
Этапы операции: “разведчики” — забраться по верёвочной лестнице на дерево, взять карточку с цветом своей команды. На ней задан азимут, который разведчик должен определить. Правильный выход на точку даёт составную часть пароля. Всего точек 6, но для каждого отряда истинная — одна, а остальные чужие или ложные. Даётся несколько попыток для определения истинной точки
За выход на чужую или ложную точку отряд получает 1 штрафное очко.
“огневой рубеж” — отряд преодолевает полосу препятствий: лабиринт, разрушенную лестницу, барьер и выходит на огневую точку. Снайпер должен поразить с помощью снежков цель — коробку, на дне которой написан фрагмент пароля. Коробку нужно перевернуть ударом снежка. Даётся неограниченное число попыток.
“выручи из плена” — освободить пленного, развязав узлы верёвки, которые завязаны вокруг него по периметру. В рукаве пленного спрятан фрагмент пароля.
“перевязка раненого” — оказать помощь раненому: перевязать и переправить его в безопасную зону, где отряд получает фрагмент пароля от судьи-контролёра.
Неправильная перевязка — штраф 1 балл
Потеря пострадавшего — штраф 2 балла.
“минное поле” — сапёру необходимо с помощью щупа-палки обнаружить мину своего цвета на которой будет изображён фрагмент пароля. При обнаружении мины не своего цвета, сапёр продолжает искать “свою мину”.
После прохождения всех этапов, отряд возвращается в штаб.
Штрафные баллы: 1 балл — 10 секунд
Техническое обеспечение конкурса:
- Детская рация - 2 шт.
- Компас - 1 шт.
- Бинт - 2 шт.
- Палка для переноски раненого - 1 шт.
- Верёвочная лестница
- Щуп (лыжная палка)
- Мины (куски фанеры 20х20 см) — 4 шт
- Картонная коробка для установки мишеней
- Верёвки любого диаметра
- Карта школьного двора — по количеству команд
Слова пароля зашифровываются при помощи цифрового кода – по порядковому номеру букв алфавита. Например: 33 14 1
Я м а. Или используется обратный цифровой ряд, т.е. буква “А” будет иметь номер 33, “Б” - 32 и т.д.
“Привал” — конкурс инсценированной песни.
Задача: исполнить и красочно инсценировать песню времён ВОВ, освятив одну из ратных страниц ВОВ.
Предлагаемые темы:
Начало войны.
Оборона Москвы.
Партизаны в ВОВ.
Блокада Ленинграда.
День Победы.
Место проведения: — актовый зал.
Критерии оценки:
- качество исполнения песни,
- оригинальность постановки,
- использование декораций и реквизита.
Конкурс оценивается по 5-бальной системе.
“Путь к Победе” — выпуск боевого листа.
Критерии оценки:
- разнообразие материала
- красочность
- юмор
Боевые листки вывешиваются в последний день игры перед конкурсом “Парад Победы” в актовом зале.
“Парад Победы” — смотр строя и песни.
Состав команды: — 10 человек.
Место проведения: — спортивный зал.
Форма одежды: — единая, с головными уборами.
Критерии оценки:
- дисциплина строя,
- действия командира,
- строевой шаг,
- исполнение песни
Ход смотра: — Командиры сдают рапорт главнокомандующему. Под барабанный бой торжественно выносится знамя детского объединения. Начинается парад участников. Команды проходят торжественным маршем в колонну по 2. Во время прохождения исполняется 1 куплет с припевом строевой песни. По команде “Смирно!”, “Равнение направо!” приветствуют главнокомандующего.
Викторина “Я – Гражданин России”
Состав команды: — 10 человек.
Вопросы викторины:
- Назовите столицу нашей Родины.
- Назовите основные государственные символы.
- Что представляет собой государственный флаг Российской Федерации.
- Что представляет собой герб Российской Федерации.
- Кто авторы гимна Российской Федерации.
- Кто является Президентом России.
- Объясните значение цветов государственного флага России.
Завершение игры:
Производится награждение команд-победительниц по видам (за I места), за общие призовые места в игре. Затем главнокомандующий зачитывает приказ о посвящении шестиклассников в юнармейцы, ребята принимают клятву юнармейца.
Литература.
- Куприн А. М. Занимательно об ориентировании.- М.., 1996.
- Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на Победу - М., 2004.
- Титов С. “Секретные материалы” школы №… - Ярославль. академия развития, академия холдинг, 2002.
- Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу.- М., 1996.