Цели:
- Подвести детей к выводу, что складывать числа можно в любой последовательности, выяснить случаи, когда можно пользоваться данным свойством (когда к меньшему числу прибавляют большее) .
- Закреплять счёт в пределах 10.
- Развивать внимательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Воспитывать умение работать в коллективе, уметь высказывать своё мнение, приобщать детей к традициям русского народа.
Оборудование: учебник математики, рабочая тетрадь, сигнальные карточки (красного, синего цвета) , снежинки с сложением и вычитанием в пределах 10, телевизор с видеомагнитофоном для просмотра фрагмента из мультфильма “Ёлка”, аудио кассета с записью ветра, снеговик, маленькие снежинки за правильный ответ, фишки для индивидуальной работы, небольшой разноцветный мешок, в котором лежат задания, снежинки, буквы из разрезной азбуки: с, н, е, г, о, в, и, к, магниты, офтальмотренажёр для глаз, ёлочки для оценивания активных учащихся, снеговик, состоящий из отдельных частей с примерами для работы в паре, таблица с указанием цифры и буквы, которую она обозначает для расшифровки слова “снеговик”
Ход урока
1. Орг. момент. (2 мин)
Все:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
У.: Действительно, будьте внимательны, я уверена, что у вас всё получится! Чтобы много успеть не будем отвлекаться и терять драгоценное время. Вижу, что все готовы к работе. Сначала, скажите мне какое время года сейчас? (Зима) А какой месяц? (январь)
Чем он особенный? (середина зимы, Новый Год, Рождество, выпадает много снега)
У. Вы правы ребята, в январе проходят самые главные и весёлые праздники на Руси – это Новый год, Рождество, Крещение. По какой причине празднует народ эти праздники? Новый год, я думаю все знают, а 7 января, как считали в старину, родился сын божий Иисус Христос, а в день когда отмечают Крещение - 19 января, его крестили. А что принято делать в эти праздники? (дарить подарки) Я уверена, что вы их уже получили на новогодние праздники от своих родителей и близких! На этом уроке вас тоже ожидают сюрпризы и небольшие подарки для самых внимательных и активных!
2. Устный счёт (3 мин)
К нам в гости спешит кто-то…(учитель читает стихотворение и открывает доску, где прикреплены снежинки)
У:
С неба падают снежинки, словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом мягким бархатным ковром.
Угадайте, кого принесли с собой снежинки? (версии детей) Для этого вы должны решить пример, а число в ответе будет соответствовать определённой букве. Если правильно решите, то расшифруете слово! (на снежинках записаны такие выражения:
5+2
3+1
4-1
2+3
7-1
2-1
3-1
7+1)
Выходим по два человека, выбираем снежинку, решаем, объясняем, как решали, и в клеточку вставляем нужную букву. За правильный ответ каждый себе возьмёт маленькую снежинку.
7 4 3 5 6 1 2 8
4 | Н |
5 | Г |
3 | Е |
7 | С |
6 | О |
8 | К |
2 | И |
1 | В |
У.: Давайте посмотрим на экран телевизора, кто к нам спешит? (На 15 секунд включается по видеомагнитофону мультфильм, по сказке Сутеева “Елка” на том месте, где показывается, как движется снеговик по лесу) Итак к нам в гости из леса приехал снеговик. А из какой сказки? (Сутеев “Ёлка”) Правильно, ребята! (Учитель вывешивает изображения снеговика) Он приехал не с пустыми руками, с волшебным мешком. В нем есть подарки и задания для вас. С первым заданием вы справились просто замечательно! А почему снеговика так назвали? (от слова снег, т. к. он сделан из снега) покажите мне фишку, какой бы вы обозначили второй звук в этом слове? (дети должны показать зелёную фишку)
Почему? (звук мягкий, его смягчает гласная первого ряда е) а какой звук вы слышите на месте буквы е (звук э) Молодцы, вы многому уже научились! За правильные ответы - вам снежинку из волшебного мешка!
3. Постановка проблемы. (2 мин)
Чтобы продолжить урок, мы ещё не знаем самого главного! Чего? (Темы урока, чему мы должны научиться на уроке) . Давайте попробуем это выяснить.
Я достаю из волшебного мешка… (учитель вынимает две карточки и прикрепляет на доску)
|
|
У. : Что это? (примеры, выражения) Что о них можете сказать? (записано сложение чисел, одинаковые числа) А чем они отличаются? (числа поменяли местами) Как вы думаете, что мы должны выяснить? (узнать сколько получится) Да вы правы. А ещё мы должны сравнить полученные результаты!
4. Новая тема. (5 мин. )
У.: Как мы можем посчитать результат? (с помощью линейки, числового ряда, с помощью фишек, счётных палочек) Давайте посчитаем с помощью фишек! Снеговик мне шепчет, что хочет послушать объяснение (имя одного из детей). А остальные следят за ходом рассуждения и если в чём-то не согласны, поднимают сигнальную карточку синего цвета. Фишки выбираете сами. (рассуждение должно быть таким: кладу перед собой 3 жёлтые фишки, затем 6 красных, считаю результат – 9, 3+6=9) Объясняет решение следующего выражения другой ученик (кладу 6 красных фишек, теперь 3 жёлтые, считаю результат – 9, 6+3=9) Что вы заметили? (ответы получились одинаковые) Какой можете сделать вывод о этих двух выражениях, в которых переставили числа? (если при сложении поменять местами числа – результат будет одинаковый) Поднимите сигнальную карточку красного цвета, если вы согласны. Давайте прочитаем правило, которое предлагают авторы вашего учебника. Откройте страницу 4, найдите восклицательный знак и читаем все хором. А вы знаете, я по-секрету, вам скажу, что в математике это называют переместительное свойство сложения. Об этом мы будем говорить, когда вы станете постарше.
5. Физ. минутка. (2 мин.)
Представьте, что вы все снежинки! Как они кружатся в воздухе (легко, плавно, как пушинки) На носочках, легко кружимся, можно перемещаться по классу, повторяя четверостишье, которое мы выучили :
Все:
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки
Мы танцуем день и ночь!
(учитель включает музыку с фонограммой ветра)
У. : Ой, ребята, какой сильный ветер подул! Возвращайтесь все скорее домой!
(Пока дети кружатся, учитель снимает снеговика и поворачивает обратную сторону доски, где изображения снеговика в виде отдельных полуовалов)
Что же у нас приключилось?! (снеговик рассыпался) . Кто помнит, отчего рассыпался снеговик в сказке Сутеева? (от сильного ветра, поднялась метель)
6. Закрепление новой темы (2 мин)
1) групповая работа (смена поз, дети по желанию работают стоя)
Давайте соберём снеговика! Вы должны взять только те части, которые подходят по размеру и к правилу, которое мы вывели! Давайте вспомним! (если при сложении поменять числа местами – результат останется прежним) Одна пара ребят выходит к доске, а остальные работают сообща, парами у себя за партами!
Должно получиться:
У. : Поднимите красную сигнальную карточку, если у вас получилось так же, как и на доске. Молодцы! Все справились верно! Снеговик благодарит вас и каждый, кто сделал правильно, получает по снежинке!
2) Работа по тетради (2мин)
У. : Давайте вспомним, как нужно правильно сидеть при письме! Теперь откройте тетрадь №1 на странице 4, задание 1. Посмотрите на образец и подумайте, что нужно сделать. (Вставить в пустые клеточки числа, поменяв их местами) Я прошла по рядам и увидела, что все выполнили правильно! У кого возникли затруднения, поднимите руку?
7. Продолжение изучения новой темы. (3 мин. )
У.: Теперь мы должны выяснить, когда мы можем использовать данное свойство
Что нам предлагает мальчик во втором задании? Обратите внимание на условное обозначение и на предмет в его руке. (вычислить результат с помощью линейки)
Будем работать, объясняя вычисление. Только первый столбик. Первым будут это делать те, у кого день рождение 11 января. Это кто? Диана. Что ты будешь делать, чтобы решить этот пример? (нахожу цифру 3, делаю 9 шагов вправо) Почему? вправо? (потому что складываю числа) Что ты заметила? (Долго) тогда, что можно сделать, зная сегодняшнее правило, чтобы вычислять было быстрее и удобнее? (поменять местами) Попробуй это сделать (нахожу число 9, делаю три шага вправо) Что заметила? (выполнила быстрее) Следующее выражение попробует сделать кто-то другой.
У : Давайте сделаем вывод, когда мы можем использовать перестановку чисел
(когда к меньшему числу прибавляем большее) Молодцы! У вас всё получается! Все были внимательны!
8. Физ. минутка (2 мин)
В начале урока мы говорили о главных праздниках на Руси. В период от Рождества и до Крещения были святки. В это время люди наряжались, надевали маски разных животных, ходили по дворам, пели песни, желали друг другу счастья, хорошего урожая, устраивали игры, гадания. Давайте и мы с вами сейчас поиграем в одну из таких игр. Вы её уже хорошо знаете – “Пошла коза по лесу”. Встали все в кружок. Когда отмечают праздник крещения на Руси? (19 января) .
Работаем с тренажёром для глаз. Следим за снежинкой, которая находится на кончике указки.
9. Сам. раб. (3 мин)
У. : Решая задание №3, подчеркните выражение, в котором нужно применять изученное свойство сложения, те, кто решит раньше других, придумают сами такое выражение (дети работают самостоятельно) Теперь давайте проверим, какие выражения подчеркнули? (1+7 удобнее 7+1=8, 1+9 удобнее 9+1=10, 1+19 удобнее 19+1) Замечательно! Поднимите красную сигнальную карточку, кому было трудно!
У.: Посмотрите на задание №4 и №7. Что нужно сделать? (придумать задачу) Чем отличаются эти задачи, кто догадался (одна на сложение, другая на вычитание) Выберите, какая задача вам больше всего понравилась и решите её. (дети решают) Какое условие придумали к 4 задаче? (у клоуна было 3 красных шарика и 4 зелёных) А кто решал 7 задачу скажите, какой вопрос вы поставили
(сколько огурцов осталось в банке) Покажите цифру с ответом к 4 задаче, теперь к 7 задаче. Замечательно все справились.
10. Дом. задание (1 мин. )
Дома вы должны рассказать родителям о изученном свойстве. Прочитаете его на странице 4 учебника, выполните устно задание в учебнике на стр. 5 №4
11. Подведение итогов. (2 мин.)
Давайте попрощаемся с нашим гостем и ещё раз расскажем ему, что вы сегодня узнали нового? У кого возникали трудности, поднимите синюю сигнальную карточку, кому было всё понятно – красную.
Посчитайте, сколько снежинок вы получили и поднимите соответствующую цифру. Самым активным Дед Мороз прислал из леса ёлочку. Вы славно потрудились! Урок окончен.