Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования

Разделы: Математика


Введение

Сегодняшний учебный процесс в массовой школе полон неразрешенных противоречий. Одним из них является противоречие между преобладающим объяснительно- иллюстративным способом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера учения. Согласно деятельностному подходу, учение эффективно при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. В этом случае учение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Многие учителя разрабатывают дидактические подходы, направленные на снятие существующих противоречий. Одним из таких подходов является организация различных видов самостоятельных работ на уроках математики. На протяжении многих лет делались попытки усовершенствовать все виды работ, которые повысят реальную активность учащихся на всех этапах урока. Один из таких видов – устные и письменные самостоятельные работы. Особенно эффективны устные самостоятельные работы на два варианта в начале урока, которые организуют учащихся (чаще всего получается опросить всех), формируют внутреннюю мотивацию самих учащихся к учебному труду. Самостоятельные работы на два варианта проводятся почти на всех уроках с различными целями: получение информации о знаниях учащихся, подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения теоретического материала предыдущих уроков – формул, правил, теорем; проверка уровня развития навыков и умений применять теоретические знания при решении упражнений и задач, навыков построения графиков, знания характеристических свойств геометрических фигур, навыков обобщения изученного материала как теоретического, так и практического, подготовка учащихся к контрольной работе, выработка навыков предупреждение ошибок, развитие навыков математической речи и самоконтроля. Такие устные самостоятельные работы дают возможность каждому ученику почти на каждом уроке отвечать хотя бы на один вопрос, чем сокращается дефицит времени общения с учащимися, они развивают у учащихся чувство ответственности, самостоятельности в работе на уроках.

Основная часть