Цели и задачи:
- вызвать у детей интерес к изучению истории и природы родного края;
- дать первоначальные представления о родном крае, о Родине;
- ввести в активный словарь детей понятия: государство, Россия, Москва – столица, Кузбасс, гимн.
Оборудование:
- запись гимна России и Кузбасса,
- рисунок флага и герба России,
- карта России и Кемеровской области,
- контур карты области разрезанный для игры,
- рисунки животных, растений,
- рисунки основных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
- набор открыток “Кемерово”,
- рисунки солнышка,
- карандаши.
Учитель:
- Добрый день, дорогие дети и уважаемые родители!
Вы переступили порог чудесной страны Знаний. Путешествуя по ней, вы узнаете много интересного и увлекательного. Сегодня здесь - праздник.
- Кто знает, как называется он? (1 сентября - День знаний)
- 1 сентября - День знаний. Первый урок – урок знаний, на котором вы узнаете все, что необходимо знать каждому ученику.
- Ученик! Это почетное звание носят все жители страны Знаний и его нужно обязательно заслужить. Итак, сейчас я проверю, готовы ли вы стать учениками. Для этого вы должны преодолеть испытания.
- Попробуйте прочитать слова, написанные на доске:
МИР, КУЗБАСС, РОДИНА, МАМА.
- Родина. Россия. Кузбасс
Учитель:
- Ребята, скажите, как вы понимаете слово “Родина”?
(Выслушиваются мнения детей).
- Родина - это то место, где все родились, живем. Наша малая Родина - это наше село.
- Как оно называется? (Посёлок Калининский)
- Как называется наш район? (Мариинский район)
- Как называется наша область? (Кемеровская область)
- Наш родной край – Кузбасс. А, что вы знаете о своём родном крае?
(Выслушиваются мнения детей).
- Давайте узнаем, как называют нашу родину.
Посмотрите на эти рисунки, всё это частица нашей родины.
- Назовите, что вы видите и выделите первый звук. Из них мы составим название нашей родины.
- Прочитайте, как называют нашу родину. (Россия)
- Символы России
- У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России? (фотографии Москвы)
- Кто является президентом России. (портрет В. В. Путина)
– У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн.
- Кто знает флаг, герб России?
Из ряда (рисунок) флагов и гербов найти флаг и герб России. Рассматривание флага и герба России.
(ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ, фрагмент)
- Это прозвучал Гимн России. Гимн – это главная мелодия нашей страны. Звучит он в особо важных случаях, и слушать его надо стоя, тихо и внимательно. Мы с вами в будущем будем слушать Гимн и научимся слушать его правильно.
Учитель:
- Как называется главный город нашей страны? (Москва)
- А где он находится на карте, покажите.
- А знаете ли вы где искать на карте ещё одно очень важное для всех нас место?
Место это где вы родились, ходили в садик и вот пришли в школу?
Наша школа находится в крае дорогом для каждого из нас.
- Как его называют?
- Сегодня мы свой первый урок посвятим нашему родному краю – Кузбассу. Вы поможете мне. Я знаю, что многие из вас любят собирать рисунки из кусочков мозаики. Вот и сегодня на этом уроке мы соберём рисунок карты нашей области.
Посмотрите на кусочки картины.
- Здесь рисунки того, что вы знаете или узнаете о нашем крае? Пусть помогут вам ваши верные помощники – родители.
(По ходу урока учитель прикрепляет к контуру Кемеровской области рисунки, отражающие разделы урока, того, о чём пойдёт речь: город Кемерово, угольная промышленность, металлургия, животный и растительный мир, отрасли сельского хозяйства).
- КЕМЕРОВО – главный город нашего края.
(открытки, фотографии города Кемерово)
- Кто из вас уже побывал в этом городе?
- Что вам особенно понравилось, запомнилось?
- Где вы побывали?
- А кто из вас побывал в цирке? Что там видели?
- Давайте мы сейчас попробуем оказаться на том представлении и немного отдохнём.
Игра “Мы не скажем, а покажем”
(Дети показывают движениями клоуна, жонглёра, фокусника, дрессировщика и его зверей, канатоходца, силача и др.)
- УГОЛЬ – богатство нашего края.
(рисунок шахтёра)
- Посмотрите на следующий рисунок. Здесь вы видите рабочего-шахтёра и уголь, который он добывает под землёй.
- Наш край известен на всю страну, как место где добывают одно из главных богатств нашей страны – каменный уголь. Миллионы тонн каменного угля залегают глубоко под землёй, а добывают его люди. Это отважные и смелые люди – шахтёры. Совсем недавно был праздник – День Шахтёра. Люди нашей страны благодарили шахтёров за их труд.
- Наш край имеет и ещё одно звучное имя – КУЗБАСС.
- А что означает это имя? Пусть ваши мамы и папы помогут вам.
(ЗВУЧИТ ГИМН КУЗБАССА).
- Послушайте главную мелодию нашего края – гимн Кузбасса.
- О чём была эта мелодия? Понравилась Вам?
- МЕТАЛЛУРГИЯ.
- Давайте на минуту представим, что произойдёт, если вдруг исчезнет всё то, что сделано из металла? Что случится? (ответы детей)
- Вот видите, как важно в нашей жизни то, что выпускают люди, работающие на металлургических комбинатах. Они дают всем нам то, без чего мы не смогли бы жить без проблем: металл для машин и самолёта, корабля и парохода. Да и простой гвоздь нам тоже необходим. Вот и ещё один рисунок нашёл своё место на карте нашего края.
- ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ.
- Наш край богат своим животным миром. Вы, конечно, многих из них знаете.
Тогда угадайте о ком эти загадки.
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач. (белка)Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (муравейник)Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живее, кур крадёт. (лиса)Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается ото сна. (медведь)На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (бобр)
- Всё это лесные жители. Живут они в своём лесу дружно, помогают друг другу.
РАСТЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ.
- Да, богат наш край растениями. А какие растения знаете вы?
Игра “Цепочка”
Дети с помощью родителей называют любые виды растений, до тех пор, пока “цепочка слов” не оборвётся.
- Вот как много вы знаете растений. Самые нарядные красивые – это цветы.
Игра “Собери букет”
Ребёнок вместе с мамой (вызывается несколько пар) шагают по классу и на каждый шаг нам называют имя цветка. Чья пара пройдёт дальше, та и победила, собрала самый большой букет.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- Выращивают в нашем крае и растения, которые нас кормят.
Это пшеница, рожь, овёс, картофель, свёкла, огурцы, помидоры и многие другие.
Игра “Съедобный – несъедобный”
- У меня в руках волшебный мячик – он умеет прыгать, летать, кататься, а главное, он всегда возвращается ко мне. Сейчас мы поиграем, если я называю предмет, который можно съесть, вы ловите мяч, а если – предмет несъедобный – отбиваете мяч, возвращаете его мне.
Мы Россияне
- Все люди любят свою родину.
- Как вы думаете, что значит любить Родину?
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!
- Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
- Давайте все дружно скажем: “Если дружба
велика – будет Родина крепка!”
- На территории России живут люди разных
национальностей.
- Мы с вами русские и поговорим о русском народе.
У русского народа есть сказки и песни, игрушки и потешки, загадки и танцы, и многое другое.
Проведём конкурс “Россия – родина моя”
1 конкурс. “Угадай русскую народную сказку”.
Педагог читает отрывок, дети угадывают. За правильный ответ команда получает флажок. В конце подсчитываются флажки и определяется победитель.
1. “Посадил дед репку. Выросла репка больша-пребольшая…” (РЕПКА)
2. “Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Снесла раз курочка яичко. Да не простое, а золотое” (КУРОЧКА РЯБА)
3. “Жили мужик и баба. И была у них дочка Алёнушка и сыночек Иванушка. Вот поехали они на базар, а дочке велели за братом смотреть. За это обещали привезти подарок. Уехали они, а сестра посадила брата около дома на травку, а сама убежала играть с подружками”. (ГУСИ-ЛЕБЕДИ)
- А какие сказки знаете вы?
2 конкурс. “Угадай мелодию”.
Исполняются отрывки русских народных песен.
Песни: “Во саду ли в огороде”, “Две тетери”, Ах ты, береза”, “Как у наших у ворот”, “Ладушки”, “Ах вы, сени”, “Во поле березка стояла”.
3 конкурс. “Народные игры”: “Летает не летает”, “Весёлый бубен”
- Мир. Мама.
- Прочтите слова.
Слово МИР такое же важное, как и слово МАМА.
Как вы думаете почему?
- Мамина улыбка как солнышко согревает всё вокруг, успокоит, помирит драчунов, высушит слезинки.
Улыбнитесь своей маме.
И вот в нашем мире наступает покой и радость. Я желаю вам: пусть ваши мамы всегда будут рядом. Пусть их улыбка согревает и охраняет вас.
- На парте у вас лежат маленькие солнышки, нарисуйте на них свою улыбку.
Прикрепим все эти солнышки на доску.
- Вот видите, какое большое и ласковое солнышко поселилось в нашем классе.
Пусть оно светит нам каждый день и согревает своим теплом и любовью.
- Дорогие мамы, в ваших силах сохранить эти улыбки своих детей.
Чтобы тень огорчения не набегала на их личико, пожалуйста, всегда будьте рядом, помогайте и поддерживайте своих детей. Ведь впереди у них интересная, но трудная дорога в страну Знаний. Дети и я будем очень нуждаться в вашем понимании и поддержке.
ИТОГ
- Мы с вами только стали собирать картинку карты нашей области. Многое вы уже знаете.
Но посмотрите на карту, на ней остались белые пятна, незаполненные места. Это говорит о том, что вы ещё знаете не всё. Но это не страшно! Вы пришли в школу, чтобы учиться, узнавать каждый день новое.
Будет идти время, и мы вместе об истории родного края, о его роли в победе над фашисткой Германией, о людях, наших земляках, полетевших в космос, а ещё о самых интересных людях – о художниках и поэтах, героях войны и труда.
Это всё у нас с вами ещё впереди. И сегодня вы только начинаете делать свои первые шаги в страну Знаний.
- Я хочу пожелать вам счастливого пути.
- А что вы хотели бы пожелать друг другу, мамам и папам.
- Что пожелают вам ваши родные.
Слово родителям. Подарки.