Мониторинг как способ управления качеством образования

Разделы: Администрирование школы


Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (либо адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.

Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования:

  • Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров;
  • Итоговая аттестация выпускников основной школы (в новой и традиционной форме) и старшей ступеней обучения, результаты ЕГЭ, централизованного тестирования;
  • Мониторинговое исследование;
  • Социологическое исследование.

Основной способ управления качеством образования в школе – индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы:

  • Получение индивидуальной информации о каждом учащемся;
  • Полнота и анализ информации;
  • Непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации;
  • Открытость измерения качества образования.

В МОУ “СОШ №1 им. А.П. Гайдара” разработана модель мониторинга качества образования, которая отображает следующие индикаторы уровня достижений учащихся и педагогов

Исходя из разработанной модели качества образования наших учащихся, мы для себя определили три ведущих критерия качества образования.

  • Критерии условия
  • Критерии процесса
  • Критерии результата

Критерии условий качества образования:

1. Кадры.

2. Материально-техническая база.

3. Учебно- и программно-методическое обеспечение.

4. Безопасность образовательного процесса.

5. Организация инновационной деятельности

6. Управление

7. Научно-методическая работа

1. Кадры.

Школа полностью укомплектована педагогическими работниками;

Доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование составляет – 96%.

Уровень квалификации педагогического коллектива, из 36:

  • 9 - высшей квалификационной категории;
  • 17 - I квалификационной категории;
  • 8 - II квалификационной категории;

Учителя школы регулярно повышают уровень педагогической компетенции. В прошедшем учебном году:

1 педагог прошел курсы переподготовки по теме “Профильное обучение”;

13 - курсы повышения квалификации;

7 - региональные семинары

1 – окончил курсы повышения квалификации в дистанционной форме обучения.

82% педагогов владеют базовой информационно-коммуникационной компетентностью.

Результатом деятельности педагогов являются следующие творческие достижения педагогов:

  • Учителя школы принимают участие в разнообразных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня, дают открытые уроки, мероприятия.
    • победители и лауреаты профессиональных конкурсов “Учитель года”
    • победители конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта “Образование”:
    • 2006 г. – Никитина Н.Н., 2007 – Хохлова О.Д., Помаля В.Г.
  • Призер конкурса “Самый классный классный” - Назаренко Т.И.

Педагоги школы имеют почётные звания и награды:

1 – академик Академии творческой педагогики;

2 – “Заслуженный учитель Российской Федерации”;

1 – “Отличник просвещения СССР”;

6 – “Отличник народного просвещения РСФСР”;

2 – “Почётный работник общего образования Российской Федерации”;

7 – награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки;

3 – победителя конкурса в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.

2. Материально-техническая база.

В школе сформирован пакет документов нормативного плана, закрепляющих требования по качеству образовательного процесса: устав школы, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации, локальные акты.

Учреждение располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся. Имеются 13 кабинетов, в том числе оборудованные кабинеты физики и химии, спортзал, спортивная площадка, столовая на 100 человек, библиотека располагающая обширной медиотекой.

Оборудован кабинет информатики, в котором 14 компьютеров образуют единую локальную сеть и имеют выход в Интернет. Используется электронная почта, создан школьный сайт. Остальные 28 персональных компьютеров распределены по учебным кабинетам школы. Средняя численность учащихся в расчете на один персональный компьютере - 9. Приобретёны лингафонный кабинет, интерактивная доска, получен интерактивный комплекс (в рамках ПНПО).

Имеется музыкальный центр, семь мультимедийных проекторов, три телевизора, видеомагнитофон, цифровые фотокамера и видеокамера, DVD-проигрыватель, 3 сканера, 6 принтеров, 2 ксерокса. Учебные кабинеты оборудованы дидактическими материалами, наглядными пособиями. Школа располагает швейной мастерской, оборудован автомобильный класс, имеются производственные мастерские.

Обеспечение материально-технической базы осуществляется за счёт финансовой поддержки и привлечения внебюджетных средств.

Организованно горячее питания учащихся.

В школе созданы условия для дополнительного образования. Ведутся предметные кружки, кружки прикладного творчества, клубные объединения, спортивные секции, работает ученическое научное общество “Эврика”.

3. Учебно- и программно-методическое обеспечение

Обеспеченность учебниками (в % от необходимого): 1-4 класс – 100%; 5-9 класс – 98%; 10-11 класс – 96% .

Педагоги обеспеченны программами, учебно-методическими комплектами к ним.

4. Обеспечение безопасных условий образовательного процесса соответствует нормам СанПиНа, правилам противопожарной антитеррористической безопасности.

5. Организация инновационной деятельности

1. В школе действует областная экспериментальная площадка.

2.Функционирует опорно-методический центр психолого-методической поддержки образовательного процесса.

3. Реализуется программа развития школы.

4. Педагоги школы занимаются опытно-экспериментальной деятельностью.

5. Участие в грантах на финансовую поддержку (в рамках ПНП “Образование”).

6. В ходе эксперимента 25 учителей прошли курсовую подготовку по программе “Педагог-исследователь”.

7. Участие в эксперименте нормативно-подушевого финансирования.

6. Управление

I. Два руководящих работника школы прошли курсовую подготовку по программе “Менеджмент в образовании”;

II. Творческие достижения руководящих кадров;

1. Школа является победителем и лауреатом профессионального конкурса “Школа года – 2003”, лауреат конкурса “Школа высшей категории-2004”. Школа имеет звание “Академическая школа” 2004, школа XXI века-2005, лауреат конкурса “Школа России-2006”, “Школа года-2007”.

2. Школа является победителем конкурса ПНП “Образование”;

III. Функционирует орган общественно-государственного управления – Попечительский совет; создан Управляющий совет

IV. Имеется и эффективно реализуется программа развития “Школа становления индивидуальности” на период до 2010.

V. В рамках областной экспериментальной площадки работает четыре творческих лаборатории.

7. Научно-методическая работа

I. Создана методическая служба эксперимента, расширена деятельность ресурсного центра “Содружество”, за последние три года проведены три региональных семинара по результатам работы экспериментальной площадки, разработаны технологические и маршрутные карты учащихся и ведётся работа по их усовершенствованию.

II. В рамках эксперимента разрабатываются и апробируются инновационные формы организаций методической работы; создана система научно-методического сопровождения образовательного процесса.

III. Регулярно пополняется банк данных педагогического опыта.

Критерии процесса качества образования

Критерии процесса качества образования мы определили из 3 составляющих:

  1. Организация процесса
  2. Содержание процесса
  3. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса

Организация процесса

Основу организации процесса качества образования составляют:

  1. Программа развития “Школа становления индивидуальности”.
  2. Соблюдение правил приема граждан в образовательные учреждения.
  3. Реализация различных форм (очной, очно-заочной (вечерней), самообразования, обучение на дому) получения общего образования с учетом потребностей и возможностей обучающихся
  4. Процент детей, получающих образовательные услуги и возможности дополнительного образования от потребностей – 73%.
  5. В школе осуществляется дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом интересов, потребностей обучающихся (предпрофильная подготовка, профильное обучение, наличие в учебном плане часов на реализацию компонента образовательного учреждения, организация групп продленного дня), учитывается уровень и особенности развития детей (коррекционные классы, группы, индивидуальные учебные программы, образовательный маршрут).
  6. Удельный вес учебных предметов от общего их числа с применением информационно-коммуникационных технологий составляет – 22%

Школа осуществляет взаимодействие с организациями, семьями обучающихся, общественностью, учреждениями профессионального образования.

В учреждении сложилась система оценивания образовательных достижений учащихся, адекватной модели образовательного процесса.

Имеются органы ученического самоуправления, функционирует детская организация “Импульс”.

Родители принимают активное участие в организации образовательного процесса.

Содержание процесса качества образования:

Во-первых, это соответствие учебных планов, образовательных программ учреждений образования ГОС ООО (федеральный и региональный компонент), их типу и виду.

Во-вторых, соответствие структуры и содержания учебных планов образовательных учреждений базисным учебным планам учреждений соответствующих типов и видов.

В-третьих, преемственность учебных программ, учебников, педагогических технологий на всех ступенях обучения.

Так же вариативность реализуемых образовательных программ; соответствие программного, учебно-методического обеспечения реализуемым учебным планам.

Наблюдается рост количества педагогов, организующих проектную деятельность учащихся.

Создана воспитательная система школы гуманистического характера.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса

Первые два критерия – это прежде всего соблюдение и выполнение закона и нормативных документов образования. Третий критерий каждая школа строит исходя из своих особенностей. В нашей школе создана социально-психологическая служба, работающая над построением учебной траектории учащегося с опорой на диагностику уровня здоровья, развития детей.

Задачами которой являются:

  • Содействие в создании благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • Защита ребенка в его жизненном пространстве;
  • Повышение правовой и психологической грамотности учащихся и их семей; информационной культуры учителей;
  • Поддержка детей в допрофессиональной подготовке.

Разработана система консультативной, психологической помощи участникам образовательного процесса.

Внедряется практика индивидуализированной коррекции недостатков развития учащихся, (в единстве с их диагностированием) через индивидуальные и групповые занятия с педагогами, логопедами, психологами.

Используется в образовательном процессе методика индивидуальной накопительной оценки достижений учащихся.

Ведётся работа с детьми-инвалидами.

Разработана система педагогического мониторинга, результаты которой используются в образовательном процессе.

Осуществляется работа с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.

Используются в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии.

Благодаря деятельности социально-психологической службы создается комфортный психологический климат в образовательном учреждении, позитивное отношение к ребенку со стороны учителей и одноклассников: преобладает доброжелательность в отношениях, взаимное расположение и взаимопонимание.

Уровень комфортности образовательной среды школы достаточно высок – 78%.

Критерии качества результата

  1. Показатели качества образования на выходе системы
  2. Показатели качества образования внутри системы
  3. Показатели качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные социально-педагогического мониторинга)

I. Показатели качества образования на выходе системы.

Академические показатели качества образования

Выполнение требований государственных образовательных стандартов.

Качество знаний по математике и русскому языку выпускников основной школы.

9 класс 2006 год 2007 год
предмет итоговая аттестация новая форма аттестации
Русский язык 66% 67%
Алгебра 48% 56%

Степень обученности выпускников 11-х классов (по результатам ЕГЭ и итоговой аттестации)

11 класс Итоговая аттестация Результаты ЕГЭ
предмет 2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
Русский язык 75% 61% 62% 66%
Алгебра и начала анализа 83% 88%    

100% выпускников, владеют базовой ИКТ-компетентностью.

Дополнительно на ступени начального образования - грамотность учащихся и их образовательная мотивация.

Дополнительно на ступени основной школы - уровень гражданственности, социальная активность, способность к самоопределению и продолжению образования.

Дополнительно на ступени среднего (полного) общего образования - компетентность в выбранном профиле образования.

Школа имеет положительную за три года динамику результатов обучения (качество знаний): 2005 – 46%, 2006 – 53%, 2007 – 54,5%.

Позитивна динамика уровня воспитанности – 76%.

Академические достижения:

Ученики школы – постоянные участники предметных олимпиад, в том числе –победители и призеры муниципального уровня, призеры регионального уровня.

Прослеживается позитивная тенденция творческих достижений учащихся в спортивных соревнованиях, конкурсах, участия в НПК, фестивалях, конкурс “Портфолио” и др. муниципального, регионального, федерального уровней.

Достижения учащихся в сетевых проектах разного уровня. Создан и работает школьный сайт.

Особое внимание уделяется социализации учащихся. Формируется готовность школьников к продолжению образования после окончания школы. Последние три года 100% учащихся продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального обучения.

II. Показатели качества образования внутри системы.

Показатели качества образования объективного характера:

Отсев учащихся (количество не посещающих ОУ к общему числу учащихся школьного возраста в %) (по ступеням обучения), не имеется.

Доля второгодников, не имеется.

Удельный вес выпускников 11-х классов ОУ, не получивших аттестат об образовании, не имеется.

Удельный вес учащихся 10-х и 11-х классов, отчисленных до получения среднего (полного) общего образования, не имеется.

Доля выпускников 9-х классов школы, продолживших образование в 10 классе (37), в учреждении НПО (1), в ССУЗе (1).

III. Показатели качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные социально-педагогического мониторинга)

1. Удовлетворенность качеством образования:

  • учителей;
  • родителей;
  • учащихся;
  • сторонних (“незаинтересованных”) категорий населения.

Постоянно ведется работа по этому показателю, прежде всего социологические исследования всех участников образовательного процесса, отслеживается мониторинг данных и определяем, на сколько удовлетворяет школа образовательные запросы социума, и для себя вырабатываем приоритетные направления работы.

Следовательно, инновационная деятельность школы, экспериментальная деятельность педагогов, использование современных образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных, позитивно влияет на успешность образовательного процесса, способствует личностному развитию школьников.

В целом, качество образования - это и есть степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. (презентация прилагается).