Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (либо адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.
Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования:
- Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров;
- Итоговая аттестация выпускников основной школы (в новой и традиционной форме) и старшей ступеней обучения, результаты ЕГЭ, централизованного тестирования;
- Мониторинговое исследование;
- Социологическое исследование.
Основной способ управления качеством образования в школе – индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы:
- Получение индивидуальной информации о каждом учащемся;
- Полнота и анализ информации;
- Непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации;
- Открытость измерения качества образования.
В МОУ “СОШ №1 им. А.П. Гайдара” разработана модель мониторинга качества образования, которая отображает следующие индикаторы уровня достижений учащихся и педагогов
Исходя из разработанной модели качества образования наших учащихся, мы для себя определили три ведущих критерия качества образования.
- Критерии условия
- Критерии процесса
- Критерии результата
Критерии условий качества образования:
1. Кадры.
2. Материально-техническая база.
3. Учебно- и программно-методическое обеспечение.
4. Безопасность образовательного процесса.
5. Организация инновационной деятельности
6. Управление
7. Научно-методическая работа
1. Кадры.
Школа полностью укомплектована педагогическими работниками;
Доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование составляет – 96%.
Уровень квалификации педагогического коллектива, из 36:
- 9 - высшей квалификационной категории;
- 17 - I квалификационной категории;
- 8 - II квалификационной категории;
Учителя школы регулярно повышают уровень педагогической компетенции. В прошедшем учебном году:
1 педагог прошел курсы переподготовки по теме “Профильное обучение”;
13 - курсы повышения квалификации;
7 - региональные семинары
1 – окончил курсы повышения квалификации в дистанционной форме обучения.
82% педагогов владеют базовой информационно-коммуникационной компетентностью.
Результатом деятельности педагогов являются следующие творческие достижения педагогов:
- Учителя школы принимают участие в
разнообразных конкурсах, фестивалях,
научно-практических конференциях различного
уровня, дают открытые уроки, мероприятия.
- победители и лауреаты профессиональных конкурсов “Учитель года”
- победители конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта “Образование”:
- 2006 г. – Никитина Н.Н., 2007 – Хохлова О.Д., Помаля В.Г.
- Призер конкурса “Самый классный классный” - Назаренко Т.И.
Педагоги школы имеют почётные звания и награды:
1 – академик Академии творческой педагогики;
2 – “Заслуженный учитель Российской Федерации”;
1 – “Отличник просвещения СССР”;
6 – “Отличник народного просвещения РСФСР”;
2 – “Почётный работник общего образования Российской Федерации”;
7 – награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки;
3 – победителя конкурса в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.
2. Материально-техническая база.
В школе сформирован пакет документов нормативного плана, закрепляющих требования по качеству образовательного процесса: устав школы, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации, локальные акты.
Учреждение располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся. Имеются 13 кабинетов, в том числе оборудованные кабинеты физики и химии, спортзал, спортивная площадка, столовая на 100 человек, библиотека располагающая обширной медиотекой.
Оборудован кабинет информатики, в котором 14 компьютеров образуют единую локальную сеть и имеют выход в Интернет. Используется электронная почта, создан школьный сайт. Остальные 28 персональных компьютеров распределены по учебным кабинетам школы. Средняя численность учащихся в расчете на один персональный компьютере - 9. Приобретёны лингафонный кабинет, интерактивная доска, получен интерактивный комплекс (в рамках ПНПО).
Имеется музыкальный центр, семь мультимедийных проекторов, три телевизора, видеомагнитофон, цифровые фотокамера и видеокамера, DVD-проигрыватель, 3 сканера, 6 принтеров, 2 ксерокса. Учебные кабинеты оборудованы дидактическими материалами, наглядными пособиями. Школа располагает швейной мастерской, оборудован автомобильный класс, имеются производственные мастерские.
Обеспечение материально-технической базы осуществляется за счёт финансовой поддержки и привлечения внебюджетных средств.
Организованно горячее питания учащихся.
В школе созданы условия для дополнительного образования. Ведутся предметные кружки, кружки прикладного творчества, клубные объединения, спортивные секции, работает ученическое научное общество “Эврика”.
3. Учебно- и программно-методическое обеспечение
Обеспеченность учебниками (в % от необходимого): 1-4 класс – 100%; 5-9 класс – 98%; 10-11 класс – 96% .
Педагоги обеспеченны программами, учебно-методическими комплектами к ним.
4. Обеспечение безопасных условий образовательного процесса соответствует нормам СанПиНа, правилам противопожарной антитеррористической безопасности.
5. Организация инновационной деятельности
1. В школе действует областная экспериментальная площадка.
2.Функционирует опорно-методический центр психолого-методической поддержки образовательного процесса.
3. Реализуется программа развития школы.
4. Педагоги школы занимаются опытно-экспериментальной деятельностью.
5. Участие в грантах на финансовую поддержку (в рамках ПНП “Образование”).
6. В ходе эксперимента 25 учителей прошли курсовую подготовку по программе “Педагог-исследователь”.
7. Участие в эксперименте нормативно-подушевого финансирования.
6. Управление
I. Два руководящих работника школы прошли курсовую подготовку по программе “Менеджмент в образовании”;
II. Творческие достижения руководящих кадров;
1. Школа является победителем и лауреатом профессионального конкурса “Школа года – 2003”, лауреат конкурса “Школа высшей категории-2004”. Школа имеет звание “Академическая школа” 2004, школа XXI века-2005, лауреат конкурса “Школа России-2006”, “Школа года-2007”.
2. Школа является победителем конкурса ПНП “Образование”;
III. Функционирует орган общественно-государственного управления – Попечительский совет; создан Управляющий совет
IV. Имеется и эффективно реализуется программа развития “Школа становления индивидуальности” на период до 2010.
V. В рамках областной экспериментальной площадки работает четыре творческих лаборатории.
7. Научно-методическая работа
I. Создана методическая служба эксперимента, расширена деятельность ресурсного центра “Содружество”, за последние три года проведены три региональных семинара по результатам работы экспериментальной площадки, разработаны технологические и маршрутные карты учащихся и ведётся работа по их усовершенствованию.
II. В рамках эксперимента разрабатываются и апробируются инновационные формы организаций методической работы; создана система научно-методического сопровождения образовательного процесса.
III. Регулярно пополняется банк данных педагогического опыта.
Критерии процесса качества образования
Критерии процесса качества образования мы определили из 3 составляющих:
- Организация процесса
- Содержание процесса
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса
Организация процесса
Основу организации процесса качества образования составляют:
- Программа развития “Школа становления индивидуальности”.
- Соблюдение правил приема граждан в образовательные учреждения.
- Реализация различных форм (очной, очно-заочной (вечерней), самообразования, обучение на дому) получения общего образования с учетом потребностей и возможностей обучающихся
- Процент детей, получающих образовательные услуги и возможности дополнительного образования от потребностей – 73%.
- В школе осуществляется дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом интересов, потребностей обучающихся (предпрофильная подготовка, профильное обучение, наличие в учебном плане часов на реализацию компонента образовательного учреждения, организация групп продленного дня), учитывается уровень и особенности развития детей (коррекционные классы, группы, индивидуальные учебные программы, образовательный маршрут).
- Удельный вес учебных предметов от общего их числа с применением информационно-коммуникационных технологий составляет – 22%
Школа осуществляет взаимодействие с организациями, семьями обучающихся, общественностью, учреждениями профессионального образования.
В учреждении сложилась система оценивания образовательных достижений учащихся, адекватной модели образовательного процесса.
Имеются органы ученического самоуправления, функционирует детская организация “Импульс”.
Родители принимают активное участие в организации образовательного процесса.
Содержание процесса качества образования:
Во-первых, это соответствие учебных планов, образовательных программ учреждений образования ГОС ООО (федеральный и региональный компонент), их типу и виду.
Во-вторых, соответствие структуры и содержания учебных планов образовательных учреждений базисным учебным планам учреждений соответствующих типов и видов.
В-третьих, преемственность учебных программ, учебников, педагогических технологий на всех ступенях обучения.
Так же вариативность реализуемых образовательных программ; соответствие программного, учебно-методического обеспечения реализуемым учебным планам.
Наблюдается рост количества педагогов, организующих проектную деятельность учащихся.
Создана воспитательная система школы гуманистического характера.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса
Первые два критерия – это прежде всего соблюдение и выполнение закона и нормативных документов образования. Третий критерий каждая школа строит исходя из своих особенностей. В нашей школе создана социально-психологическая служба, работающая над построением учебной траектории учащегося с опорой на диагностику уровня здоровья, развития детей.
Задачами которой являются:
- Содействие в создании благоприятных условий для развития личности ребенка;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве;
- Повышение правовой и психологической грамотности учащихся и их семей; информационной культуры учителей;
- Поддержка детей в допрофессиональной подготовке.
Разработана система консультативной, психологической помощи участникам образовательного процесса.
Внедряется практика индивидуализированной коррекции недостатков развития учащихся, (в единстве с их диагностированием) через индивидуальные и групповые занятия с педагогами, логопедами, психологами.
Используется в образовательном процессе методика индивидуальной накопительной оценки достижений учащихся.
Ведётся работа с детьми-инвалидами.
Разработана система педагогического мониторинга, результаты которой используются в образовательном процессе.
Осуществляется работа с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Используются в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии.
Благодаря деятельности социально-психологической службы создается комфортный психологический климат в образовательном учреждении, позитивное отношение к ребенку со стороны учителей и одноклассников: преобладает доброжелательность в отношениях, взаимное расположение и взаимопонимание.
Уровень комфортности образовательной среды школы достаточно высок – 78%.
Критерии качества результата
- Показатели качества образования на выходе системы
- Показатели качества образования внутри системы
- Показатели качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные социально-педагогического мониторинга)
I. Показатели качества образования на выходе системы.
Академические показатели качества образования
Выполнение требований государственных образовательных стандартов.
Качество знаний по математике и русскому языку выпускников основной школы.
9 класс | 2006 год | 2007 год |
предмет | итоговая аттестация | новая форма аттестации |
Русский язык | 66% | 67% |
Алгебра | 48% | 56% |
Степень обученности выпускников 11-х классов (по результатам ЕГЭ и итоговой аттестации)
11 класс | Итоговая аттестация | Результаты ЕГЭ | ||
предмет | 2006 год | 2007 год | 2006 год | 2007 год |
Русский язык | 75% | 61% | 62% | 66% |
Алгебра и начала анализа | 83% | 88% |
100% выпускников, владеют базовой ИКТ-компетентностью.
Дополнительно на ступени начального образования - грамотность учащихся и их образовательная мотивация.
Дополнительно на ступени основной школы - уровень гражданственности, социальная активность, способность к самоопределению и продолжению образования.
Дополнительно на ступени среднего (полного) общего образования - компетентность в выбранном профиле образования.
Школа имеет положительную за три года динамику результатов обучения (качество знаний): 2005 – 46%, 2006 – 53%, 2007 – 54,5%.
Позитивна динамика уровня воспитанности – 76%.
Академические достижения:
Ученики школы – постоянные участники предметных олимпиад, в том числе –победители и призеры муниципального уровня, призеры регионального уровня.
Прослеживается позитивная тенденция творческих достижений учащихся в спортивных соревнованиях, конкурсах, участия в НПК, фестивалях, конкурс “Портфолио” и др. муниципального, регионального, федерального уровней.
Достижения учащихся в сетевых проектах разного уровня. Создан и работает школьный сайт.
Особое внимание уделяется социализации учащихся. Формируется готовность школьников к продолжению образования после окончания школы. Последние три года 100% учащихся продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального обучения.
II. Показатели качества образования внутри системы.
Показатели качества образования объективного характера:
Отсев учащихся (количество не посещающих ОУ к общему числу учащихся школьного возраста в %) (по ступеням обучения), не имеется.
Доля второгодников, не имеется.
Удельный вес выпускников 11-х классов ОУ, не получивших аттестат об образовании, не имеется.
Удельный вес учащихся 10-х и 11-х классов, отчисленных до получения среднего (полного) общего образования, не имеется.
Доля выпускников 9-х классов школы, продолживших образование в 10 классе (37), в учреждении НПО (1), в ССУЗе (1).
III. Показатели качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные социально-педагогического мониторинга)
1. Удовлетворенность качеством образования:
- учителей;
- родителей;
- учащихся;
- сторонних (“незаинтересованных”) категорий населения.
Постоянно ведется работа по этому показателю, прежде всего социологические исследования всех участников образовательного процесса, отслеживается мониторинг данных и определяем, на сколько удовлетворяет школа образовательные запросы социума, и для себя вырабатываем приоритетные направления работы.
Следовательно, инновационная деятельность школы, экспериментальная деятельность педагогов, использование современных образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных, позитивно влияет на успешность образовательного процесса, способствует личностному развитию школьников.
В целом, качество образования - это и есть степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. (презентация прилагается).