Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима и физической подготовленности. Современные школьницы систематически недополучают необходимый (оптимальный) объем моторики, так как уроки физической культуры не могут в полной мере компенсировать дефицит физических нагрузок.
Физические упражнения значительно улучшают качество жизни. Физические упражнения - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность и уверенность в себе. Посредством движений развиваются физические и психические возможности.
Любая форма деятельности, включающая в себя продолжительное и интенсивное использование многих крупных групп мышц тела, может быть использована в качестве аэробного упражнения. В первую очередь аэробные упражнения направлены на тренировку важнейших мышц спины, удерживающих позвоночник. Следовательно, эти упражнения позволяют корректировать хорошую и правильную осанку. Лучшим средством предотвращения сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, особенно в суровых климатических условиях, считается тренировка выносливости. Длительные нагрузки умеренной интенсивности приучают сердце, сосуды и легкие работать согласованно, стимулируют обновление клеток крови и оказывают благотворное влияние на скелетные мышцы. Аэробные упражнения как раз выполняют все эти задачи.
В 15-17 лет организм девушек претерпевает существенные изменения в связи с половым созреванием. Это существенно отражается на всех системах организма. Как правило, увеличивается жировой компонент тела, несколько уменьшается гибкость, снижаются основные показатели силы, ловкости, выносливости, равновесия. В отдельные периоды (периоды менструаций) существенно меняется кровяное давление и частота сердечных сокращений (ЧСС). Все это сопровождается общим снижением тонуса организма, депрессивным состоянием. Очень важно подобрать такую систему занятий, чтобы регулировать эти изменения.
В настоящее время существует огромное количество направлений в гимнастике. Суть этих форм занятий состоит в выполнении комплексов общеразвивающих упражнений в сочетании с беговыми, прыжковыми, танцевальными движениями преимущественно поточным способом под современную эмоционально-ритмическую музыку. Различия заключаются в применяемых средствах: в одних случаях общеразвивающие упражнения комбинируют с дискотанцами, упражнениями в воде, в других - с упражнениями атлетического характера.
Занятия ритмической гимнастикой (приложение 2) проходят на высоком эмоциональном уровне, дают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают гибкость и подвижность в суставах. Однако ритмическая гимнастика не позволяет направленно развивать части тела, нуждающиеся в коррекции, применяемые в ней средства трудно использовать для избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, в силу группового характера занятий она не дает возможности проводить индивидуальную работу.
Достоинства атлетической гимнастики (приложение 3) проявляются как раз там, где обнаруживает слабости гимнастика ритмическая. Атлетическая гимнастика позволяет выборочно укреплять мышечные группы, исправлять недостатки физического развития, формировать за относительно короткие сроки красивые формы тела. Но с другой стороны, занятия атлетической гимнастикой проходят на относительно низком эмоциональном уровне, не обеспечивают достаточную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в малой степени способствуют развитию гибкости и подвижности в суставах. То есть, наоборот, там, где у ритмической гимнастики имеются достоинства, у атлетической – минусы.
Гидроаэробика (приложение 4) Водная среда позволяет уменьшить нежелательные эффекты интенсивного тренинга на суше и дает дополнительную нагрузку путем преодоления сопротивления воды Вода обладает свойствами, оказывающими уникальное влияния на организм. Важнейшие из них: выталкивание, сопротивление, гидростатическое давление. Выталкивание ослабляет гравитационное притяжение, это сокращает вес и позволяет снять нагрузку с суставов, что резко снижает травматизм, даже при выполнении очень сложных прыжковых и беговых движений. В то же время работа, направленная на преодоление этой силы, способствует улучшению мышечного тонуса. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови по телу, стимулирует кровоснабжение сердечно-сосудистой системы, но исключает усиление кровяного потока к работающим мышцам, которое возникает при занятиях на суше. Благодаря систематическим упражнениям в воде устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система. При этих упражнениях активизируется обмен веществ, улучшается функциональная деятельность внутренних органов. Занятия гидроаэробикой повышают устойчивость организма занимающихся, закаливают его, уменьшая опасность возникновения простудных заболеваний.
В связи с тем, что интенсивность мышечной работы при занятиях гидроаэробикой варьируется в широких пределах (от пребывания в воде без движений до выполнения упражнений с максимальной скоростью), она может применяться в целях укрепления сердечно-сосудистой системы учащимися различной физической подготовленности.
Возникает вопрос: нельзя ли создать такую систему занятий физическими упражнениями, которая соединила бы достоинства и нейтрализовала слабые стороны отдельных видов гимнастик? Одной из форм такого синтеза и является предложенная система занятий.
Если девушка будет довольна своей фигурой, будет получать радость от движения – будь то занятия в тренажерном зале, в бассейне, занятия ритмической гимнастикой - у нее появится столько сил и жизнелюбия, что это положительно отразится и на учебе, и на личной жизни. Тщательно подобранные, гармонично сочетающиеся упражнения позволят снять стрессовое воздействие на позвоночник после многочасового сидения за партой - ведь основной упор делается на растяжку и проработку поверхностных и глубоких мышц, развитие гибкости суставов, эластичности связок и выносливости.
Содержание данной программы ориентировано на формирование у девушек основ индивидуальной физкультурной деятельности, интереса и потребностей в совершенствовании своего тела, собственной двигательной и физической подготовленности. Также важной особенностью программы является то, что основу ее содержания составляют современные системы физических упражнений, обладающие достаточно высокой мотивационной ценностью и имеющие определенную актуальность и привлекательность для девушек
Цели:
- Формирование физической культуры личности девушек посредством овладения ими основами физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей направленностью;
- Организация и проведение на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведении здорового образа жизни
Основные задачи:
- Расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладение современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности;
- Расширение объема знаний (приложение 1) о разнообразных формах физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
- Гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребности в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;
- Формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни;
- Улучшение показателей силы, выносливости, равновесия;
- Улучшение показателей гибкости, ловкости, координации;
- Улучшение самочувствия за счет увеличения энергетического уровня;
- Воспитание настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения.
Приложение 1. Основы знаний.
Приложение 2. Специально-развивающие упражнения. Ритмическая гимнастика.
Приложение 3. Атлетическая гимнастика.
Приложение 4. Гидроаэробика.
Список литературы
- Иванова О.И. Аэробика на все вкусы //Спорт в школе. - 2003.
- Матюшонок О.Ю., Хожемпо С.Д. Гидроаэробика //Спорт в школе. - 1999.
- Петров В.К. Скажи ученику: “Сделай себя сам”. Атлетическая гимнастика для девушек //Спорт в школе. - 2003.
- Степанов М., Пронина М. Аквабилдинг //MedicInform.net.
- Яружный Н.В. Шейпинг: ритм плюс атлетизм //Физкультура в школе”. - 1998