Цели урока:
- Познакомить детей с книжной графикой, дать представление о работе художника-иллюстратора.
- Познакомить с логикой создания художественного образа.
Задание: создание выразительного образа главного героя сказки на основе эмоционального “проживания” произведения.
Материалы: альбомный лист, пастель, цветные карандаши или гуашевые краски.
Ход урока
Учитель. - “Сегодня на уроке у нас в гостях настоящее чудо – это … книга!
Книгу можно читать, узнавать много полезного и интересного (текст), а можно рассматривать. Во многих книгах мы можем увидеть рисунки. Особенно в книгах для детей. Эти рисунки рассказывают содержание книги не хуже текста, знакомят с ее героями: с их характером, настроением. Но вот передать беседу героев или назвать их имена рисунки не могут.
Поэтому в книгах обязательно есть текст и иллюстрации.
Вопросы:
- А кто знает как рождаются книги?
Кто их создает?
Как их печатают?
Из каких графических частей состоит книга?
Ответы детей.
Отсюда становится понятно, что книга - синтез искусств. В ее создании участвуют: писатель или поэт, художник, полиграфист.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работой художника-иллюстратора. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются - книжная иллюстрация.
Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, которые находятся на вашей парте. Это цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Почему? Да потому, что потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.
А теперь вы сами превратитесь в художников-иллюстраторов. Для этого нам надо знать как работает художник над созданием книги.
С работой художника-иллюстратора, познакомимся на примере сказки “Колобок”. Вместе пройдем все этапы создания иллюстрации. Наш рисунок будет называться портрет Колобка.
Ребята, все помнят сказку “Колобок”? (Да.)
Какие события происходили в сказке, и в каком порядке?
Давайте составим ленту времени:
1) рождение Колобка
2) побег
3) встреча с Зайцем
4) встреча с Волком
5) встреча с Медведем
6) встреча с Лисой
Главный герой сказки – Колобок. Как его описывает сказочник?
На доске выписываются ответы на вопросы.
Как Колобок выглядит? | - Какой у него характер? |
Круглый | веселый |
Румяный | добрый |
Желто-оранжевого цвета | любознательный |
… | хвастливый |
непослушный | |
… |
А теперь давайте рассмотрим тех Колобков, которых придумали другие художники. (Рисунок 1)
Какие определения можно подобрать для их характера? (Хитрый, наивный, хвастливый, удивленный, современный). Каждый художник нарисовал своего Колобка, не похожего на других.
Давайте попробуем нарисовать своего Колобка, не похожего ни на одного другого.
Как это сделать?
- выбираем характеристики героя из первого и второго столбца.
- подбираем форму и размер тела, рук, ног, глаз, рта, носа и т.д.
- создаем мимику (способы создания различных выражений лица учитель показывает на доске – динамический комплект “Мимика”, у детей на парте аналогичные комплекты для индивидуального пользования)
- подбираем выразительные детали (одежда, движение и т.д.)
- выбираем изобразительный материал для рисунка.
Перед началом работы повторяются правила работы в технике пастели и цветных карандашей.
(Линии: тонкие и широкие. Штрихи: короткие и длинные, плотные (пятно) и редкие и т.д. Наложение одного цвета на другой.)
Этапы выполнения самостоятельной работы:
- выбор формата (горизонтальное или вертикальное положение листа).
- композиционное решение сюжета.
- выполнение портрета-фантазии (с предварительным рисунком или без него)
По окончанию работы детьми проводится совместный анализ рисунков. На выставке портретов можно предложите ребятам рассказать о характере Колобка, придуманного его другом, и оценить его оригинальность.