Урок информатики "Устройство ввода информации — манипулятор типа мышь"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  • повторить основные устройства персонального компьютера;
  • объяснить обучающимся устройство ввода информации типа мышь;
  • воспитать интерес к техническим устройствам и расширить кругозор обучающихся.

Задачи урока

1. Образовательные

  • повторение материала, обобщение полученных знаний;
  • формирование межпредметных связей;
  • совершенствование умений и навыков при работе с мышкой.

2. Развивающие

  • развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, умения излагать мысли.

3. Воспитательные

  • воспитание аккуратного отношения к технике;
  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядно-иллюстративный;
  • практический

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • самостоятельная работа за компьютером.

Оборудование:

1. Проектор, экран, компьютер преподавателя, компьютеры, раздаточный материал (отработавшие мышки – 1 на парту)

Программное обеспечение: программы MS Office PowerPoint и MS Word.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Настрой на занятие.
  3. Повторение пройденного материала:
    • Фронтальные вопросы по основным устройствам ПК;
    • Выполнение задания на определение главных и дополнительных устройств ПК;
  4. Объяснение нового материала.
  5. Выполнение задание за компьютером.
  6. Презентация “Мышки – новое” - для расширения кругозора детей по данной теме.
  7. Подведение итогов.

Этапы занятия:

  1. Организационный.
  2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
  3. Обобщение и систематизация знаний, их применение для выполнения практической работы.
  4. Практическая работа с использованием компьютера и раздаточного материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Обобщение и систематизация знаний (продолжение).
  7. Эксперимент. Фронтальная практическая работа.
  8. Подведение итогов урока.

Ход занятия

1. Организационный момент. Загрузить на ПК обучающихся задание “Медаль” (Приложение 4)

Подготовить презентацию “Мышки – Новое”. (“Открытый урок” - фестиваль педагогических идей 2006-2007. Козлова А.Ю. Открытый урок “Другая информатика”, фрагмент презентации (prl5_УВВ))

Подготовить презентацию сказки “Три мышонка”.

Раздать тетради.

Подготовить мышки для наглядности (механическую, оптическую и беспроводную)

2. Приветствие ребят. Проверка отсутствующих.

3. Речевка – настрой на занятие:

Прозвенел звонок, начинается урок

Слушайте внимательно – будет (вместе) занимательно

А чтобы было занимательно надо:

Не бояться

Не стесняться

А за дело смело (вместе) браться.

Пожелаем всем удачи, за работу! В добрый час (хором)

4. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности через

Повторение основных понятий (фронтально):

  • что входит в схему ПК;
  • назвать основное устройство ввода информации;
  • перечислить дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру.
  • Спросить у детей про любимое их устройство.

Вывод:

все устройства компьютеру важны,
все устройства нам нужны.
Но любимое для нас,
Это мышка – высший класс!

На доску можно вывесить плакат с изображением мышки (Приложение 1).

5. Новый материал:

Работа в тетради: число, месяц.

Тема занятия: Мышь – устройство ввода информации.

Дать понятие манипулятора.

А как же появились мышки у компьютера. Почему люди придумали еще и такое устройство ввода информации?

Об этом нам сам компьютер поведает сказку “Три мышонка”.

Включить презентацию сказки через проектор (Приложение 2) и преподаватель озвучивает слайды (Приложение 3).

Вывод: предложить детям высказать свои мысли и обобщить: человек придумал мышку для удобства работы с компьютером.

Продолжение объяснения про мышки: были – механические (шарик) – продемонстрировать мышку.

Механические мышки используют шарик, передающий перемещения мышки на специальные датчики, которые в свою очередь передают сигнал курсору (стрелочке) на мониторе.

(Раздать старые мышки)

Но более точное позиционирование достигают другие мышки.

Оптические (инфракрасные и радио) – продемонстрировать мышку с проводом и без провода.

Дать пояснение, почему радиомышка предпочтительнее той, которая работает в инфракрасном диапазоне (не боится препятствий, так радиоволна их обходит)

Предложить детям в тетрадях нарисовать вид мышки, которую они бы хотели видеть рядом со своим компьютером.

Посмотреть работы ребят, похвалить необычные варианты.

Зарядка:

На зарядку становись и по пояс наклонись,
Раз-два, раз-два, закружилась голова.
Руки кверху мы подняли, словно мячик побросали,
Раз-два, раз-два,
Улетели два мяча.
Мы на пояс руки ставим, и крутить себя заставим,
Раз-два, раз-два, закружилась детвора.

Не предлагая детям садиться за парты, преподаватель продолжает занятие.

Чтобы получить навыки работы с мышкой надо с ней поработать. Объяснить детям, как выполняется задание за компьютером (преподаватель подходит к ПК№1, приглашает ребят встать вокруг него, показывает и поясняет будущую работу детей):

  • На рабочем столе каждого компьютера находится файл “Медаль” (Приложение 4), открыть его.
  • На рисунке увидите лесенку, которая ведет к медали.
  • Чтобы добрать до медали надо на каждой лесенке написать слово, количество букв которого будет соответствовать количеству клеток ступеньки.
  • Чтобы буква нашла свою клеточку надо щелкнуть туда мышкой (отработка позиционирования мышки) и напечатать символ – преподаватель показывает, как надо делать.
  • Работу подписать.
  • Спросить у детей все ли им понятно.
  • Предложить ребятам занять места за компьютером.

Пока дети выполняют задание подготовить презентацию “Мышки – новое” (Приложение 5)

По мере выполнения задания преподаватель проверяет и записывает результат каждого ребенка в его папку на ПК.

Дети переходят за парты и делают зарядку для глаз – плакат на стенде.

Общая зарядка для глаз:

Быстрое моргание глазами, зевнули – потянулись, слегка помассировать мизинцами закрытые глаза.

Работа в тетради:

На рисунках мышки подписать

Левую клавишу мышки = ENTER

Правая - МЕНЮ

Подведение итогов рассказа про манипулятор типа мышь:

Техника в мире развивается очень быстро, мы иногда просто не успеваем следить за новинками. Вот сейчас вам компьютер покажет, какие мышки могут быть рядом с компьютером.

При демонстрации презентации “Мышки – новое” сделать акцент, что в работе преподавателю помогает оптическая беспроводная мышка – это новинка нашего компьютерного кабинета.

Пояснить детям, что эта информация про мышки взята с сайта INTERNET.

Демонстрация презентации - по ходу показа слайдов пояснения.

Вывод по занятию: сегодня вы узнали много нового про дополнительное устройство ввода информации типа мышь, отработали операции позиционирования указателя мышки на экране монитора, когда выполняли задание “Медаль”, узнали из сказки историю появления компьютерной мышки и увидели, какие формы мышек придумывают люди во всем мире.

И все это вам обязательно пригодится дальнейшей работе за компьютером.

Успехов вам!

Спасибо за урок!