Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме “Киевская Русь”.
Задачи:
- Образовательные: воспроизвести и осмыслить основной фактический материал по изучаемому разделу, имена и дела видных людей; главные события, выяснить знания материала.
- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления; развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать; давать полные ответы.
- Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к людям, которые прославили свою Родину, учить стремиться к совместной цели, работать в коллективе, наблюдать за ответами товарищей.
Тип урока: урок-викторина.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями для групп, оформление на доске: кроссворд, ребусы.
Дополнительная подготовка: обучающиеся готовят к уроку сообщение (материал не из программы) по истории Киевской Руси.
1 тур “Историческая разминка”.
- Вера во многих природных богов, поклонение им.
- Деревянное или каменное изображение языческих богов (волхвы).
- Воин, который следит за приближением врагов (дозорный).
- Промежуток времени в сто лет (век).
- Слова, обращенные к богу (молитва).
- Изображение, выполненное из небольших кусочков стекла (мозаика).
- Славянская азбука (кириллица).
- Первый русский сборник законов (“ Русская Правда”)
- Полностью зависимый от хозяина человек, раб (холоп).
- Сбор дани князем (полюдье).
- Княжеские слуги, которые обучали соколов для соколиной охоты (сокольники).
- Женская половина княжеского дома (терем).
- Человек, который писал летописи (летописец).
Крестьяне, которые взяли что-то в долг (закупы).
2 тур “ Чтецов”.
От каждой команды выступает один обучающийся с сообщением.
3 тур “Историческая уха”.
Ребята, вы рыбу ловить любите? Сейчас, мы посмотрим, чья уха будет наваристее? Капитанам команд необходимо подойти ко мне, взять удочку и поймать себе по три рыбки на уху, посовещаться с командой и ответить на вопросы “рыбок”, одна рыбка будет “золотая”.
- 988- крещение Руси
- 945 – начало правления Ольги
- XVII – назвать век
- 1700- определить век по дате
- 1956 – эта дата касается истории родного города
- “золотая”
4 тур “Исторические ребусы”.
Каждой команде предлагается отгадать по 5 исторических ребусов.
5 тур “Исторический кроссворд”.
Отгадав кроссворд, мы узнаем, как прозвал народ князя Юрия сына Владимира Мономаха, который стремился завоёвывать новые земли.
Вопросы:
- Княжеское войско.
- Купец из другого племени (государства).
- Рубаха воина из железных колец и пластин.
- Мастер по изготовлению изделий из глины.
- Сбор мёда диких пчёл.
- Круглый хлеб.
- Мастер по изготовлению изделий из металла.
- Сумка для стрел.
- Тонкие деревянные палочки.
- Историческое событие, которое происходит с каждым человеком в течение всей его жизни несколько раз.
Физкультминутка
Слово жюри для подведения итогов 5 конкурсов.
6 тур “О ком идёт речь?”
1. Этот правитель первым принял крещение, которое произошло в Византии, жестоко отомстил за гибель близкого человека. Это был первый в истории факт, когда на престоле сидела женщина. ( Ольга)
2. Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал первую оборонительную линию на рубежах государства, ввел новую религию – христианство (Владимир).
3. Эти два брата родились в греческом городе, получили хорошее образование, составили первую славянскую азбуку (Мефодий и Кирилл)
4. Этот князь многое сделал для укрепления славы и могущества на Руси, 33 года управлял На Руси и сделал много славных поступков, умер по предсказанию кудесника от коня своего (Олег).
7 тур “Собери пословицы о Родине”.
Пословицы даны на карточках, ребята должны соединить начало пословицы с окончанием.
1. Россия мать | 1. Родине служить. |
2. Приехал Кутузов | 2. сумей за неё постоять. |
3. Сибирь – | 3. бить французов. |
4. Жить – | 4. сильнее смерти. |
5. Любовь к Родине | 5. золотое дно. |
8 тур “Согласны ли вы с утверждением?”.
- Князь Игорь умер, потому что был очень старый.
- Изображения святых на специальных досках – это рисунки.
- Монастырь – это объединённое жилище монахов.
- Глава Русской Православной Церкви в 9 веке - проповедник .
- Дань – это плата, которую брали победители с побеждённого племени.
- Домовой, водяной, леший- это Боги?
9 тур “ Историческая мозаика”
Командам необходимо собрать мозаику, должна получиться картина и сказать, что на ней изображено.
10 тур “Поставь даты на Ленте времени”.
На заготовках “Лент времени” обучающиеся должны отметить следующие даты:
988, 874, 2005, 1956, 2007.
Наш урок-викторина подошёл к концу. Ребята, а вам наш урок понравился?
Слово предоставляется жюри для подведения итогов викторины.
Всем спасибо за урок!