Путешествие в страну "Логопедию" (логопедический праздник)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  1. Повторить и закрепить изученный материал.
  2. Продолжать формировать положительное отношение к логопедическим занятиям.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие и совершенствование связной речи;
  2. Развитие фонематического слуха при определении твёрдого и мягкого согласного;
  3. Продолжать учить пользоваться правилами русского языка при решении логопедических задач;
  4. Продолжать учить определять безударную гласную в слове, тренировать в подборке проверочных слов;
  5. Совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
  6. Установление логики (связности, последовательности) чёткое и точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
  7. Уточнение, обогащение и активизация словаря (напоминание содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности , синонимики, усвоение новых слов, терминов).
  8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок:

а) устойчивость внимания,
б) способность к запоминанию,
в) наблюдательность,
г) способность к переключению,
д) развитие абстрактного и логического мышления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. В. Ч. : работа с алфавитом (вход в страну “Логопедию”)

2. О. Ч.:

а) работа с безударными гласными (мост)
б) парные согласные в корне (улица “Фруктовая”)
в) разучивание скороговорки (улица “Шипящих”
г) работа с карточками (улица “Исправь ошибки”)
д) физ. минутка (улица “Веселушка”)
е) составление слов из “рассыпавшихся” букв (улица “Слов”)
ж) игра “Цепочка” с мячом (называние предметов. которые содержат сочетания “ЧА”, “ЩА”. Улица “Поиграй-ка”).

З. З. Ч.:

а) развитие моторики - игра: “Собери загадку и отгадай её” (карточки разрезанные на несколько частей с написанной в них загадкой)
б) подведение итогов, перемена, сладкий стол.

Форма занятия: фронтальное

Материал:

карточки разрезанные на несколько частей, мяч, яблоки-6 шт. , нарисованное дерево на ватмане (яблоня)со словами содержащими парные согласные, нарисованный мост (на ватмане) со словами содержащими безударные гласные, карточки с предложениями по количеству участников-6 шт. , ватман с нарисованными воротами и надписями: “Страна Логопедия”, “Добро пожаловать” (15 карточек, закрывающих буквы), всё необходимое для сладкого стола.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Логопед:

- Дорогие ребята, я приглашаю всех вас на логопедический праздник в страну “ЛОГОПЕДИЮ”. Мы повторим многие темы, которые проходили на занятиях и конечно, немного отдохнём и поиграем. Но для начала нам необходимо открыть ворота в нашу страну. Чтобы их открыть давайте вспомним алфавит (ребята читают алфавит).

- А теперь мы легко узнаем слово-ключ, которое зашифровано на этом старинном свитке (работа с алфавитом):

1-я буква нужного слова стоит после буквы “Г”,

2-я буква-перед буквой “П”,

3-я буква-вторая в алфавите,

4-я буква -между буквами “П” и “С”,

5-я буква- после буквы “Н”,

6-я буква- между буквами “О” и “Р”,

7-я буква- впереди буквы “П”,

8-я буква- после “Ё”,

9-я буква первая в алфавите,

10-я буква- между буквами “К” и “М”,

11-я буква- после буквы “Н”,

12-я буква-третья в алфавите,

13-я буква- перед буквой “Б”,

14-я буква- между “С” и “У”,

15-я буква- перед буквой “Э”.

(Ученики отвечают устно с мест, а логопед записывает на ватмане)

Логопед: Ворота открыты. “Добро пожаловать!”

Основная часть

1. Логопед:

И вот, мы попали в страну “Логопедию”. Здесь необыкновенные улицы и площади. Чтобы попасть на улицы, нам необходимо пройти по мосту. Мост состоит из слов, в которых пропущена безударная гласная. Давайте вспомним правило, как проверить безударную гласную в корне (чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтоб на проверяемую гласную падало ударение)

Логопед:

Тогда вперёд! (слова: столбы, хвосты, трава, грачи, пятёрка, листок, гроза, тазы, мячи, зима. Ребята называют проверочное слово и вставляют нужную букву. Выходят к доске по одному).

2. Логопед:

С заданием справились и попали на улицу “Фруктовую”.

Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу.
И подарит яблонька
Ребятам за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.

Логопед:

Подарит яблоня свои яблочки только тому, кто правильно вставит пропущенные буквы и докажет ответ проверочным словом (нарисована яблоня, а на яблоках написаны слова с парными согласными в корне слова: узкая, соседка, глаз, хлеб, шутка. Ребята называют проверочные слова узкая- узок, соседка- соседи, глаз- глаза, хлеб - хлеба, шутка - шутник. Детям, которые правильно ответили вручаются настоящие яблоки.)

3. Логопед:

Следующая улица “Шипящих. На ней мы выучим скороговорку:

Шапкой Миши шишки ищут.

(на обратной стороне доски написана скороговорка)

4. Логопед:

- Следующая улица называется “Исправь ошибку”. (ребятам раздаются карточки с текстом в котором они должны исправить ошибки)

Карточка:

У Алёнушки на сердце доска.
На крыльце подгнила тоска.

Ветер стул последние листья. Придвинь гостю сдул.
Брат стал экзамен. Я сдал хорошим учеником.

Весь чердак уже в окне, бьются голуби в огне.

Раздался детский колосок.
Золотился на солнце каждый голосок.

Поэт, придумав строчку, в конце поставил дочку.

(В конце задания ребята зачитывают свои тексты и называют исправленные ошибки).

5. Логопед:

-Теперь немножко отдохнём и отправимся на площадь Веселушка” (все ребята выходят к доске)

ФИЗМИНУТКА:

Мы шагаем, мы шагаем, Выше ноги поднимаем, Влево шаг - (вправо) шаг,

Шаг вперёд - шаг (назад).
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно (ускоряем).
Сейчас быстро мы пойдём,
Затем (медленно) идём.
Руки вверх мы поднимаем.
Потом (вниз) их (опускаем).
Мы шагаем, мы шагаем,
И антонимы мы знаем.

6. Логопед:.

Следующая улица - улица “Слов”. Здесь случилась беда. Все буквы распались и в слова собраться не могут. Давайте поможем жителям этой улицы. Кто же из вас составит больше слов и запишет их у себя в тетради?

Буквы: с, и, к, о, к, л, в, б, о, л, ш, н, а, о, о, н, с, а, у, в, к, о, с.

(кто больше придумал слов получает жетон).

7. Следующая улица: “Поиграй-ка”

Логопед:

-Здесь мы должны вспомнить разные предметы, в названиях которых, есть слова с сочетанием “ЧА” или “ЩА”. (роща, чайник, чашка, щавель, мочалка, свеча, часы, чаща, пуща, гуща. Ребята передают мяч из рук в руки называя слова).

Заключительная часть:

Логопед:

А теперь нам необходимо вернуться назад. Чтобы это сделать мы должны выполнить следующее задание, которое называется “Собери загадку и отгадай её” (ребятам раздаются разрезанные карточки на мелкие кусочки. На них написана загадка, которую ребята должны собрать и отгадать. Каждая карточка даётся 2-м ребятам на 1-у парту. Кто быстрей справится поднимает руку и получает жетон).

Загадки:

Сели на странички
33 сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят, (буквы)

Буквы- значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется (алфавит)

Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы - твои труды. (карандаш)

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежит в нём задачник,
Букварь и (пенал)

То я в клетку, то в линейку. Написать по им сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я?... (тетрадь)

Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Всякий труд уважать. (учитель)

Логопед: Побывав в Стране “Логопедии”, мы повторили многие темы, которые проходили на занятиях, а теперь можно перейти к сладкому столу.