Консультация для педагогов "История искусства оригами". Занятие в детском саду "Лето в деревне"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ручной труд является огромным фактором умственного развития ребенка.

Блонский.

Слово “Оригами” - японское. В переводе оно означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний. Она была впервые получена во втором веке в Китае. Считается, что бумагу изобрёл ЦАЙ-ЛУНЬ, официальной датой появления бумаги считается 105 год. Китайский чиновник ЦАЙ ЛУНЬ доложил императору о технологии производства. В течение многих веков перед его изобретением в древнем китайском храме ГУЭ-ФЭНГ паломники ежегодно возжигали курение. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей – в Средней Азии, Японии, Кореи.

В 610 году странствующий буддийский монах ДАН-ХО, открыл японским монахам секрет изготовления бумаги, сырьем для изготовления бумаги служили коконы тутового шелкопряда, древесная кора, стебли бамбука, конопля и тряпье. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов Японская бумага превзошла по качеству китайскую. В ТОКИО в 1871 году мелких мастерских в стране насчитывалось более 3.5 тысяч, некоторые существуют, и по сей день. Применяя различные технологические способы, дающие возможность экономить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки, чтобы изменить технологию, увеличить её производство и сэкономить лес.

Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека – театр, образование, приятный и полезный досуг, оригами используется в определенных церемониях и религиозных ритуалах. За пределы храмов искусство оригами вышло в периоды КАМАКУСА в 1185 – 1333 годы. В периоды МУРОМАТИ 1333 – 1573 годы распространилось в императорском дворце. Самураи настолько искусно сворачивали свои послания, что развернуть их могли только посвященные люди. В период АДЗУТИ – МОМАЕМА 1573 – 1603 и ЭДО 1603 – 1867 годы оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев. Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны. Японская культура, является продуктом культурного наследия Востока, тем не менее, выделяется своей уникальностью: предпочтение отдается внутреннему изяществу в противовес внешнему великолепию. В Японии зарождение оригами, произошло в религиозной сфере при проведении различных синтостических церемоний. Самое раннее известное использование художественного складывания из бумаги в религиозных целях в Японии связано с КАТАШИРО. Это фигурки человека, вырезанные из сложенной бумаги. Зачатки оригами можно найти и в ГОХЕЙ. Это палочка, отделанная узкими бумажными или полотняными лентами, которые особым образом вырезаны и сложены. ГОХЕЙ используется священнослужителями в храмах СИНТО при проведении обрядов, первые упоминания о них появились в литературе 1300 лет назад.

Искусство складывания как форма развлечений в период ХЕЙЯН не практиковалась, так как бумага была дефицитом и очень ценилась. К периоду МУРОМАТИ сложилась традиционная форма оригами, имеющая в своей основе квадратный лист бумаги и базовые формы с определенным количеством остроконечных сегментов.

Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера АКИРЫ ЙОШИЗАВЫ в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков “оригамную азбуку”, международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный “язык” оригами, который очень легко выучить. Во многих странах искусство оригами находит применение в образовательных целях, в реабилитационный период, после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами применяются в космических технологиях.

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, рыба, дом, катамаран, блинчик, водяная бочка, квадрат, птица, лягушка. На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала. Увлечение оригами помогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением. Для выполнения изделий нужно иметь лист бумаги соответствующего формата. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15х15, 20х20,12х18, 15х30, 20х30. Квадрат в древнем Китае был символом ЗЕМЛИ, Земля составляла единое целое. В знаменитом афоризме ЛАО – ЦЗЫ как бы объединяя КВАДРАТ и КРУГ, провозгласив: “У великого квадрата нет же и углов”. Квадрат считается отражением КОСМОСА основой ВСЕЛЕННОЙ, ЕДИНОГО, символом ПУСТОТЫ в буддизме. Существует три потока создания фигурок способом оригами: 1 поток – сложенные в традиционной манере из квадрата, без единого надреза. 2 поток это модели сложенные из правильного треугольника, половины того же квадрата. 3 поток составления модулей из 2 – 3 и более модулей. Отрабатывая технику складывания элементов изделий, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически острыми и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. Когда основные моменты отработаны, можно переходить к выполнению сложных фигурок или орнамента. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым. Есть определённая точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать его как искусство возможно, только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделие, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира. Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции “Волна мира” в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме. Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм. Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989году в Токийском районе БУНКЁ собраны невероятные бумажные экспонаты, поражает восточный дракон, сложенный из прямоугольного листа в 120сантимметров, высота фигурки составляет 25сантимметров. В 1999году директор дома оригами Макато Ямагути основал общество оригами в Японии, ассоциация в Токио “НИППОН-ОРИГАМИ ” входит более 10тысяч членов из 30 стран, в том числе из России. Для чего нужно оригами? В каждой стране на него находится свой ответ. С Японией все ясно, для Японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Оригами для британцев – еще один вид клубной деятельности, продемонстрировать свою новую работу и научится складывать чужую. В Америке все поставлено с американским размахом, толстые сводные тома, тысячи участников со всех сторон. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками пошли своим путем. Они используют оригами как чисто прикладное искусство. В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов – педагоги, а юные складыватели – их ученики. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы, клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать или приклеить, или дорисовать какую -нибудь мелкую деталь. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие? Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок – "Я сам". Все ему хочется сделать самому.

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе по художественному конструированию из бумаги в стиле оригами и конструирование из природного и бросового материала.

“ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ”

Программное содержание:

1. Повышать интерес к занятиям оригами.

2. Учить делать игрушки, складывая квадрат в разных направлениях.

3. Развивать творчество, фантазию, воспитывать любовь к Родине, деревне и ее обитателям.

4. Учить создавать коллективную картину, объединяя части общей композиции.

Материал: листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы, клей, русские народные мелодии.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и беседы о домашних животных.

Прочитать книгу Т.А. Шорыгина “Домашние животные. Какие они?”

Наблюдение за повадками животных в быту, рассказы о любимых животных.

Дидактические игры: “Кто как кричит?” - круглое поле, разделено на сектора, в каждом секторе нарисованы по одному домашнему животному. В середине расположена стрелка, дети по очереди раскручивают стрелку, на какого животного стрелка укажет, например поросенка – громко хрюкайте, на корову – мычите, на кошку – мяукайте и так далее. Кто первый правильно закричал тому и записывается очко. У кого больше всех очков тот выиграл.

“Кто что делает?” - отвечать полным ответом.

- Кролик – грызет морковь, шевелит ушами, прыгает ловко.

- Лошадь – бьет копытом, жуёт овес, траву, перевозит грузы, ржет.

- Корова – дает молоко, мычит, жуёт траву.

- Кошка – лакает молоко, мяукает, ловит мышей, умывается.

- Собака – сторожит дом, лает, виляет хвостом, грызет кость.

- Свинья – роет землю, ест желуди, хрюкает.

- Курица – кудахчет, несет яйца.

“Игра в слова” - хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее собаке, кошке, лошади, свинье…

“Голоса домашних животных” - вставить подходящее звукоподражание:

Кто похлебку съел мою? – Свинка хрюкает: (Хрю – хрю)

“Четвертый лишний” - выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

- корова, коза, утка, овца; - свинья, лось, лошадь, собака;

- котенок, щенок, жеребенок, корова; - лошадь, корова, коза, кошка (кошка – питается животной пищей, а не травой).

Изготовление поделок в стиле оригами. Разучивание стихов, отгадывание загадок.

Словарь:

Щенок - лает, жеребенок, грива, мурлыкает, котенок пестрый, коготки,

поросенок - хрюкает, блеет, козленок.

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы хотите поиграть, я сегодня приготовила игру которая называется “Собери картинку”, из маленьких частей вы должны собрать картину, и узнать что на ней нарисовано и какое время года наступило. Правильно, ребята, конечно, наступило долгожданное лето.

Педагог читает стихотворение В. Берестова “Веселое лето”

Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло.
Кружат пчелы, вьются птицы, а Маринка веселится.
Увидала петуха! – Вот так чудо! Ха – ха – ха!
Удивительный петух: сверху перья, снизу пух!
Увидала поросенка. Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит, на всю улицу визжит?
А барбос, рыжий пес, рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом, а за собственным хвостом.
Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло!

- Ребята, какое время года описано в стихотворении?

- Каких животных увидела девочка?

- Какие еще животные и птицы могут жить рядом с человеком?

- Ребята, где можно сразу увидеть всех домашних животных? (ответы детей)

Правильно всех этих животных мы можем увидеть в деревне.

- А кто летом ездил в деревню к бабушке и дедушке?

- Ребята, хотите побывать в деревне?

Я предлагаю вам необычное путешествие в деревню, мы смастерим домашних животных и объединим их в большую общую композицию “Лето в деревне”.

Педагог: Подумайте? Какого животного вы хотите смастерить, выберите себе бумагу соответствующего цвета, пооперационные карты и приступайте к работе.

Когда поделки готовы, проводится

Физкультминутка: “ПРОГУЛКА ПО ЛУГУ”

Дети на лугу гуляли
Любовались, наблюдали
Вверх на солнышко смотрели, нас лучи его согрели
Вокруг бабочки летали, дружно крыльями махали
Поглядим на них немножко и похлопаем в ладошки
Раз присели, два присели и на место тихо сели
- дети ходят по комнате
- поворачиваются вправо, влево.
- смотрят вверх круговые движения руками
- плавные взмахи руками
- по тексту
- по тексту

(во время игры звучит задорная русская мелодия)

После игры приступаем к изготовлению макета деревни, обклеиваем соломинками дом, мастерим забор,хлев, поилки, цветники. Дети раскрашивают готовые поделки, и постепенно начинаем объединять их в единую композицию.

Ребята полюбуйтесь нашей работой, каждый из вас сделал по одной работе, объединив наши усилия, мы создали большую красивую композицию, которую можно использовать и для игры!

Прямо как в пословице: “С миру по нитке – голому рубаха”.

Мы украсим композицией группу, будем с вами играть и вспоминать прекрасное лето, проведенное в деревне.