Введение.
В современных образовательных условиях необходимо организовать методическую работу, направленную на оказание реальной действенной помощи преподавателям. В нашем ОУ за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы.Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер.
В нашей школе проделана следующая работа: для решения главной задачи ОУ, заложенной образовательной программе “Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению”, в ОУ были созданы следующие условия: составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандартам образования; заложены основы методической службы, созданы МО и кафедры, внедряются разнообразные формы организации методической работы, организовано научно-методическое сопровождение деятельности ОУ.
По данным диагностики стабилен рост показателей профессиональной деятельности учителей по позициям:
- владение содержанием учебных программ, навык подходов в изучении предметов;
- знание методик и методов работы, носит необходимость положительной динамики по позициям;
- знания в области педагогических технологий не в полной мере соответствуют стандартам;
- прогнозирование развития учащихся;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся.
В современных условия учитель может совершенствовать свою социальную и педагогическую деятельность через (приложение 1):
- самообразование;
- КПК вне школы (курсы повышения квалификации);
- МР в школе (методическую работу).
Методическая работа проявляется в следующих формах в рамках ОУ:
- Работа МО (естественнонаучного направления, иностранных языков, математики и информатики, русского языка и литературы, технологии и физического воспитания, истории и обществознания, начальной школы);
- Работа кафедр (предпрофильного и профильного обучения, дополнительного образования);
- Школа молодого специалиста;
- Творческие группы;
- Школа педагогического мастерства.
Содержание методической работы ОУ:
- ИКТ;
- Здоровье-сберегающие технологии;
- Личностно-ориентированный подход;
- Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Методическая помощь в ОУ учителям выражается через:
- Действующие семинары;
- Педагогические советы, заседания, совещания;
- Взаимопомощь со стороны педагогов;
- Индивидуально.
Результаты деятельности и достижения преподавательского состава представляются при организации помощи со стороны методической службы отображаются:
- На методических неделях;
- Аттестация;
- День открытых дверей;
- Школьные, городские и областные конкурсы.
Основные принципы в основе методической работы ОУ.
Необходимо придать организации образовательного процесса социо-педагогическую направленность развития учителя, которая складывается из единства педагогических способностей, социализации личности, искусства нового мышления; и через уровни подготовки учителя трансформируется в профессиональные знания, умения и навыки самопознания, предметные методики, педагогическую технику, самореализацию в социуме, авторские технологии, гармонию педагогических воздействии, самосовершенствование, новаторство и воспитание при организации грамотной научно- методической помощи в ОУ.
При организации МР в ОУ необходимо соблюдать следующие принципы:
- современности (соответствие процессам, происходящим в государстве, обществе, образовательной и социальной сферах);
- согласованности (методической работы с организацией УВП);
- системность (следование намеченному плану работы);
- доступность;
- дифференциация (обеспечение дифференцированного подхода в подготовке методических материалов для разных МО);
- индивидуализация (с учётом сильных, слабых сторон и творческих способностей личности при предоставлении методической информации);
- научность (опора на достоверные научные факты, методики, концепции, технологии, формы и методы получения данных).
Цель методической работы в школе - создание условий для совершенствования профессионализма и педагогического мастерства.
Задачи методической работы:
- диагностика педагогического профессионализма и качества образования в соответствие с потребностями образовательного учреждения (ОУ);
- изучение информационных потребностей педагогов в повышении квалификации
- формирование информационной культуры педагогов и руководителей ОУ.
- организация консультативной поддержки, в том числе и на основе использования информационных технологий;
- организация процессов самообразования, взаимообразования;
- развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, координация и стимулирование поиска эффективных технологий;
- организация исследовательской работы по созданию авторских программ, Учебно- методического комплекса.
Направления методической работы школы:
- Информационное;
- Учебное;
- Нормативно-правовое;
- Диагностико - аналитическое;
- Организационное.
Направления методической работы учителя:
- Повышение научной информативности в области педагогического опыта;
- Совершенствование технологии обучения (преподавания и учения);
- Углубления общекультурной и психолого-педагогической подготовки.
Единство и взаимосвязь указанных направлений обеспечивают развитие педагогического мастерства, что позволит выявить творческих педагогов.
Формы организации методической работы ОУ:
- разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента;
- выращивание и обобщение передового педагогического опыта учителей,
- оказание помощи молодым специалистам;
- изучение информационных запросов педагогических кадров;
- сбор, анализ, обработка и организация информационного обслуживания на основе банков научно- методического материала;
- консультирование;
- экспертиза результатов педагогической деятельности;
- организация курсовой подготовки;
- проведение единых методических дней по всем учебным дисциплинам;
- разработка методических рекомендаций по реализации вариативных программ, новых педагогических технологий;
- организация подготовки преподавателей принимающих участие в городском конкурсе “Учитель года”, “Социальный педагог”, областного характера “Надежда России”;
- организация и проведение творческих отчетов, семинаров-практикумов, фестивалей творческой мысли;
- проведение (школьных) научно-методических конференций;
- работа постоянно действующих семинаров для руководителей ШМО по организации планированию методической работы в ОУ с преподавателями;
- изучение учебных программ и нормативных документов по обновлению содержания образования;
- разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
- создание диагностического инструментария для изучения деятельности педагогов и для определения уровня образованности учащихся;
- организация и проведение школьных научно-практических конференций учащихся, предметных олимпиад, конкурсов.
Результаты методической работы:
- авторские программы и УМП;
- банк педагогического передового опыта;
- повышение качества научно-методической работы с педагогами;
- повышение квалификации учителей;
- внедрение новых методик, технологий, ППО в практику работы ОУ;
- развитие педагогической инициативы и творчества, положения о школьных конкурсах;
- рост качества образования;
- развитие творческих исследовательских способностей учащихся, повышение интереса к изучаемым дисциплинам;
- создание кафедр дополнительного образования и профильного обучения.
Сферы деятельности методического совета и сферы соответствующего мониторинга.
- побор и расстановка кадров (выявить результативность повышения квалификации педагогического мастерства и кадров на результативность УВП )
- различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудников ОУ (раскрыть результативность проведённых мероприятий)
- посещение уроков администрации школы (диагностика уровня пед.квалификации)
- выявить затруднения в подготовке современного урока
- выявить учителей находящихся в творческом поиске
- работа по обобщению и распространению педагогического опыта (указать какие формы работы предлагалось использовать при организации данного вида деятельности)
- общая работа с методическими кафедрами.
Анализ методической работы необходимо проводит по трём видам деятельности:
- организационно-управленческая
- информационно-диагностическая
- содержательно-деятельностная.
При организации методической работы в ОУ необходимо вводить каждую из составляющих параллельно.)