Комплект учебников “Школа России”.
Авторы-составители: Андреева Марина Анатольевна, Борзова Елена Сергеевна.
Идея проведения утренника возникла на уроке технологии во время знакомства с Полхов-Майдановской игрушкой, рисованием линейного орнамента.
Тема проекта: “Наши русские матрёшки”.
Характеристика проекта.
По содержанию: межпредметный.
По уровню усвоения учебного материала: текущий.
По формам организации: групповой.
По срокам выполнения: долгосрочный.
Цели:
- познакомить с особенностями народного декоративно-прикладного искусства Полхов-Майдана (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой;
- познакомить с произведениями народного искусства;
- освоить простейшие элементы полхов-майдановской росписи;
- научить расписывать силуэты матрёшек;
- развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.
- учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитывать положительные качества личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.
Оборудование: изделия народного декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, методические таблицы, закладки, открытки.
Ход урока-проекта
Вступительное слово учителя:
- Дорогие ребята!
В нашей жизни бывают дни, когда хочется делать приятное людям, поднимать им настроение, приносить радость, просто дарить подарки. А если подарок сделан своими руками, да на высоком профессиональном уровне, то это вызывает всеобщий восторг и уважение к мастеру, изготовившему сие чудо. Когда видишь в витринах магазинов, на выставках красивые платочки с вышитыми краями, или изящные вязаные кофточки, или загадочные глиняные игрушки и многое другое, то невольно поражаешься трудолюбию, изобретательности, таланту людей. А ведь всему этому можно научиться.
Вот уже к концу подходит учебный год, и многие из вас уже попробовали свои силы в изготовлении поздравительных открыток, поделок из бумаги и картона. Существует много секретов, выработанных в различных народных промыслах, искусством которых можно овладеть. И как здорово, если бы у нас в школе появилась творческая мастерская, в которой можно было бы научиться полезному занятию и своими руками творить шедевры, удивлять и радовать работой себя и других.
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности | 1. Учащиеся уточняют информацию,
обсуждают и отвечают на вопросы. 2. Вносят свои варианты и предложения по выполнению задания. |
1. Беседа учителя в диалоговой форме с
детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об
игрушках знаменитых мастеров С. Малютина, В.
Звёздочкина, которые стали известны на весь мир и
назывались матрёшками. (См.
приложение). 2. Показывает книгу Шпикалова Т.Я. “Народное искусство на уроках декоративного рисования. 3. Вызывает интерес к теме утренника. |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы | Вырабатывают план действий: 1. На уроках труда изготовить куклу-матрёшку из папье-маше и нанести на неё роспись по мотивам народных орнаментов. 2. На уроках литературного чтения подготовить потешки , стихи, загадки, пословицы, заклички. 3. На уроках музыки дети учат частушки, знакомятся с народными песнями. |
1. Учитель наблюдает помогает подобрать
нужный материал. 2. Рекомендует нужную литературу. Изготовляет памятки для осуществления проекта. (См. приложение). Рекомендует посетить школьную библиотеку, взять дополнительную литературу. Подготавливает материал для утренника. |
Принятие решения - сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности | В каждой группе учащиеся : а) распределяют обязанности; б) работают с информацией, дополнительной литературой; систематизируют полученные данные; в) выполняют групповое оформление проекта (собирают материал к сценарию). |
Наблюдает консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Выполнение - выполнение проекта | 1. На уроках труда делают куклу-матрёшку
из папье-маше. 2. На уроках литературного чтения читают произведения из раздела “Устное народное творчество” . 3. На уроке русского языка составляют предложения о народных промыслах. 4. На уроках музыки разучивают частушки. |
1. Наблюдает за работой учащихся. 2. Показывает, предлагает свои варианты. 3. Активизирует словарный запас. 4. Объясняет, как эстетично и правильно оформить проекты. 5.Помогает в оформлении выставки, привлекает к работе родителей. |
Оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков | Учащиеся обсуждают выполнение проекта, анализируют причины ошибок, делают выводы. | Участвует в оценке результатов, вносит поправки, замечания. |
Презентация - защита проекта | Каждая группа проводит презентацию
своего проекта (альбом, доклад, макет, выставка): Коллективно защищают свой проект, отвечают на вопросы, делают фотографии для классного альбома, читают стихи, поют песни и частушки, рассказывают об истории русской матрёшки |
Участвует в коллективной защите проекта и их оценке, даёт возможность родителям, присутствующим на уроке, также оценить проекты своих детей. |