Урок технологии во 2-м классе "Наши русские матрешки"

Разделы: Начальная школа


Комплект учебников “Школа России”.

Авторы-составители: Андреева Марина Анатольевна, Борзова Елена Сергеевна.

Идея проведения утренника возникла на уроке технологии во время знакомства с Полхов-Майдановской игрушкой, рисованием линейного орнамента.

Тема проекта: “Наши русские матрёшки”.

Характеристика проекта.

По содержанию: межпредметный.

По уровню усвоения учебного материала: текущий.

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: долгосрочный.

Цели:

  • познакомить с особенностями народного декоративно-прикладного искусства Полхов-Майдана (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой;
  • познакомить с произведениями народного искусства;
  • освоить простейшие элементы полхов-майдановской росписи;
  • научить расписывать силуэты матрёшек;
  • развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
  • формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.
  • учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитывать положительные качества личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Оборудование: изделия народного декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, методические таблицы, закладки, открытки.

Ход урока-проекта

Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята!

В нашей жизни бывают дни, когда хочется делать приятное людям, поднимать им настроение, приносить радость, просто дарить подарки. А если подарок сделан своими руками, да на высоком профессиональном уровне, то это вызывает всеобщий восторг и уважение к мастеру, изготовившему сие чудо. Когда видишь в витринах магазинов, на выставках красивые платочки с вышитыми краями, или изящные вязаные кофточки, или загадочные глиняные игрушки и многое другое, то невольно поражаешься трудолюбию, изобретательности, таланту людей. А ведь всему этому можно научиться.

Вот уже к концу подходит учебный год, и многие из вас уже попробовали свои силы в изготовлении поздравительных открыток, поделок из бумаги и картона. Существует много секретов, выработанных в различных народных промыслах, искусством которых можно овладеть. И как здорово, если бы у нас в школе появилась творческая мастерская, в которой можно было бы научиться полезному занятию и своими руками творить шедевры, удивлять и радовать работой себя и других.

Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности 1. Учащиеся уточняют информацию, обсуждают и отвечают на вопросы.

2. Вносят свои варианты и предложения по выполнению задания.

1. Беседа учителя в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках знаменитых мастеров С. Малютина, В. Звёздочкина, которые стали известны на весь мир и назывались матрёшками. (См. приложение).

2. Показывает книгу Шпикалова Т.Я. “Народное искусство на уроках декоративного рисования.

3. Вызывает интерес к теме утренника.

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы Вырабатывают план действий:

1. На уроках труда изготовить куклу-матрёшку из папье-маше и нанести на неё роспись по мотивам народных орнаментов.

2. На уроках литературного чтения подготовить потешки , стихи, загадки, пословицы, заклички.

3. На уроках музыки дети учат частушки, знакомятся с народными песнями.

1. Учитель наблюдает помогает подобрать нужный материал.

2. Рекомендует нужную литературу.

Изготовляет памятки для осуществления проекта. (См. приложение).

Рекомендует посетить школьную библиотеку, взять дополнительную литературу.

Подготавливает материал для утренника.

(См. приложение).

Принятие решения - сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности В каждой группе учащиеся :

а) распределяют обязанности;

б) работают с информацией, дополнительной литературой;

систематизируют полученные данные;

в) выполняют групповое оформление проекта (собирают материал к сценарию).

Наблюдает консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Выполнение - выполнение проекта 1. На уроках труда делают куклу-матрёшку из папье-маше.

2. На уроках литературного чтения читают произведения из раздела “Устное народное творчество” .

3. На уроке русского языка составляют предложения о народных промыслах.

4. На уроках музыки разучивают частушки.

1. Наблюдает за работой учащихся.

2. Показывает, предлагает свои варианты.

3. Активизирует словарный запас.

4. Объясняет, как эстетично и правильно оформить проекты.

5.Помогает в оформлении выставки, привлекает к работе родителей.

Оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков Учащиеся обсуждают выполнение проекта, анализируют причины ошибок, делают выводы. Участвует в оценке результатов, вносит поправки, замечания.
Презентация - защита проекта Каждая группа проводит презентацию своего проекта (альбом, доклад, макет, выставка):

Коллективно защищают свой проект, отвечают на вопросы, делают фотографии для классного альбома, читают стихи, поют песни и частушки, рассказывают об истории русской матрёшки

Участвует в коллективной защите проекта и их оценке, даёт возможность родителям, присутствующим на уроке, также оценить проекты своих детей.