Вступительный экзамен в вузы Москвы по информатике в 2007 году — специфика и сравнительный анализ

Разделы: Информатика


1. Экзамен по информатике. Общее и различия.

Экзамен по информатике вызывает, пожалуй, больше всего вопросов из всех предметов, которые выносятся на вступительные экзамены в ВУЗах нашей страны. Такой экзамен появился сравнительно недавно.

Вступительные экзамены по информатике впервые были введены в 1991 году ведущими экономическими вузами - Государственной академией управления (ГАУ) и Московским институтом экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Вступительные экзамены по информатике проводятся в ВУЗах, где есть специальности, связанные с применениями вычислительной техники. Эти экзамены сдаются иногда вместо физики (МЭСИ), иностранного языка (ГУУ), истории (МГЛУ) или других предметов по выбору поступающих.

Особенность экзаменов в экономических вузах - письменная форма проведения экзаменов по информатике (без ЭВМ). Проверка работ проводится вручную членами экзаменационных комиссий.

Формы проведения экзамена по информатике различны: это может быть экзамен в письменной форме (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), тест без выбора ответа (Государственный университет управления) или с выбором ответа (Московский государственный лингвистический университет).

Экзаменационные задания в различных ВУЗах отличаются также по “объему”, это и 5 заданий (МТУСИ, Московский городской психолого-педагогический университет), и 6 заданий (МЭСИ), и 9 заданий (ГУУ), 10 заданий (МГЛУ, МГУПИ), и даже 20 заданий (факультет бизнес-информатики Высшей школы экономики). Различно время выполнения экзаменационного задания (от 90 минут в ГУУ до 180 минут в МЭСИ).

Разработана также версия ЕГЭ по информатики. Для выполнения варианта ЕГЭ планируется отводить 4 часа (240 минут). Задание состоит из 3 частей(всего 32 задания): часть А 20 заданий с выбором ответа, часть В 8 заданий с записью ответа в краткой форме и часть С 4 задания с развернутым ответом. С 2009 года подготовка абитуриентов и прием экзамена по информатики в ВУЗы Москвы будет проходить в форме ЕГЭ.

Несмотря на существенные различия в программах, требованиях и формах проведения вступительного экзамена по информатике, существует минимальный набор знаний и умений, необходимый абитуриенту для успешной сдачи экзамена. Необходимо иметь представление о характеристиках устройств персонального компьютера, уметь составлять алгоритмы, знать хотя бы один язык программирования, уметь выполнять арифметические действия над числами в заданной системе счисления, знать логические основы компьютера и алгебру логики.

2. Программа по информатике

До сих пор нет согласованных требований по вопросу того, каким языком программирования должен владеть абитуриент, какие разделы курса информатика он должен знать.

В каждом ВУЗе, где проводится экзамен по информатике, разработана своя программа вступительных экзаменов. Они составляются на основе “Обязательного минимума содержания образования по информатике”, рекомендованного Министерством образования РФ.

На вступительных экзаменах считается недопустимыми задачи из вузовских учебников высшей математики, физики, а также из учебников по языкам программирования и справочных пособий по пакетам прикладных программ.

В основу экзаменационных задач по дисциплине “Основы информатики и вычислительной техники” положены рекомендованные Минобразованием России базовые модули (обязательные, а в ряде ВУЗов - например, в ГУУ и в МЭСИ - дополнительные и углубленные) курса информатики для средней школы, которые связаны как с изучением теоретических основ информатики, так и с формированием у обучаемых алгоритмического мышления. В основном это объясняется следующими соображениями.

Во-первых, содержание базового курса является единым для всех регионов РФ, не зависит от степени оснащенности школ средствами вычислительной техники и позволяет проводить экзамен в письменной форме. Это обеспечивает равные условия для всех абитуриентов и объективность оценки их знаний.

Во-вторых, алгоритмизация учит логическим рассуждениям и формирует навыки структурирования и формализации проблем при решении практических задач. Вступительный экзамен, в конечном итоге, должен оценивать не столько наличие практических навыков работы с компьютером, сколько общие интеллектуальные способности абитуриента, его умение логически мыслить. Данное требование, помимо наличия базовых знаний, является необходимым условием для обучения в высшей школе.

В-третьих, успешное освоение современных информационных технологий предполагает наличие соответствующей технической базы, которая в настоящий момент в некоторых школах не на должном уровне, поэтому практические навыки работы с компьютером пока еще не могут выступать в качестве универсального критерия оценки знаний абитуриента.

3. Рекомендуемая литература

Успех Вашей подготовки к экзамену по информатике будет зависеть от того, насколько верно Вы подберете литературу для своих занятий.

Практика показала, что и студенты и школьники вполне могут сдать и выпускные, и переходные экзамены по информатике, если они обеспечены учебной литературой и имеют возможности в практике решения задач на ЭВМ.

За последние годы выпущено значительное количество литературы по вопросам информационным технологий. Каждая из этих книг с той или иной степенью полноты раскрывает содержание соответствующих разделов программы курса, поэтому ограничиваться при подготовке к экзамену только каким-либо одним пособием нецелесообразно.

Их самых “свежих” изданий рекомендую

И. К. Сафронов “Готовимся к ЕГЭ информатика” изд- во “БХВ- Петербург” Санкт- Петербург 2007 год, где разобраны задания демо-версий заданий ЕГЭ 2006 и 2007 года.

Э. С. Ларина “олимпиадные задания по информатике 9-11 класс” изд- во “Учитель” Волгоград 2007 год – эта книга будет полезна абитуриентам МЭСИ, т.к. некоторые разобранные задания похожи на алгоритмы этого ВУЗа.

А.Е. Макаренко “Готовимся к экзамену по информатике” изд-во “Айрис- пресс” Москва 2006 год-эта книга подойдет прежде всего абитуриентам ГУУ, а также всем, кто выбрал для написания программы язык Бейсик.

Для освоения языков более высокого уровня подойдут пособия “Основы информатики и вычислительной техники”, выпущенные в разные годы издательством “Просвещение”.

Для абитуриентов ТГУПИ и МГЛУ лучше всего подойдут книги по подготовке к школьным экзаменам, т.к. программа этих ВУЗов не выходит за рамки школьной программы. Например, хорошими учебными пособиями являются книги

С. Е.Щикот “Комплексные тестовые упражнения по информатике” изд-во “Феникс” Ростов-на-Дону 2005 год

А.А.Кузнецов и др. “Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике” изд-во “Дрофа” Москва 2000 г.

4. Материалы для подготовки к экзамену в интернете

На сайте www.olimpiads.ru проводятся дистанционные занятия. Правда, они направлены первую очередь на подготовку к олимпиаде. Но тем, кто собирается сдавать информатику в солидном вузе, такие уроки пойдут на пользу. Вы сможете узнать о новых способах решения задач, научиться “щелкать их, как орехи”. Программа обучения составлена и поддерживается Московским институтом открытого образования, Московским центром непрерывного математического образования и оргкомитетом Московской олимпиады по образованию. На сайтах ГУУ (www.guu.ru), МЭСИ (www.mesi.ru) и других ВУЗов приведены основные критерии оценивания работ, иногда приводятся задания прошлых лет. Материалы по подготовке к ЕГЭ по Информатике можно найти на сайте ФИПИ.

5. Информатика в Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Абитуриентам предоставляется право по своему выбору сдавать вступительное испытание по информатике: (экзамен: письменный, конкурсный) в качестве альтернативного вступительному испытанию по физике.

На вступительном экзамене летом структура билета МЭСИ меняется по сравнению с олимпиадным заданием. Всего 6 заданий, время выполнения работы - 3 астрономических часа. В 2005 году можно было решать любую из задач 6 части (на матрицу и на обработку символьных переменных), на выбор учащегося, а в 2006-2008 годах в билете задача на составление программы одна, время выполнения работы - 240 минут.   Текст экзаменационного билета по информатике содержит шесть  заданий, включающих два уровня сложности А (1-4 задачи) и В (5-6 задачи).

1. Системы счисления (перевод из одной системы счисления в другую) либо аппарат алгебры логики (построение таблицы истинности для логической функции). (12 баллов)

2. Анализ алгоритма (оператор присваивания). (12 баллов)

3. Анализ алгоритма (условный оператор). (12 баллов)

4. Анализ алгоритма (оператор  цикла). (16 баллов)

5. Аппарат алгебры логики и его применение к решению задач  либо системы счисления (перевод из одной системы счисления в другую, выполнение действий в различных системах счисления). (18 баллов)6. Составление программы на языке программирования  (задача на обработку строк символов либо задача на обработку числовых массивов)

Для каждой задачи в чистовике должно быть приведено решение. Без этого задача засчитываться не будет.  Программы можно писать на любом языке программирования. Выбор языка программирования не имеет никаких преимуществ перед другими языками программирования. 

Установленные за задачу баллы начисляются в том случае, если задача решена полностью и правильно.  Если задача не засчитывается, то за нее баллы не начисляются (0 баллов).  Никакие промежуточные баллы за задачу не ставятся. Билет представлен на рисунке1 <рисунок 1>.

6. Информатика в Государственном университете управления (ГУУ)

Экзамен по информатике проводится в письменной форме в виде теста на основе билетов. Каждый билет оформлен как специальный бланк и содержит девять заданий. В соответствии с классификацией заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) задания экзаменационного билета разделены на три части: пять заданий (B1-B5) с краткой формой ответа и четыре задания (С1-С4), предусматривающих развернутую форму ответа. Продолжительность вступительного экзамена по информатике составляет 2 часа (120 минут). При выполнении заданий теста абитуриенты имеют право пользоваться только непрограммируемыми калькуляторами. Для записи программ в экзаменационных заданиях используется ограниченный набор операторов самой простой версии алгоритмического языка ВАSIС.

Правильно решенным считается задание с записанным в чистовике работы полным и правильным ответом. Отсутствие ответа, а также его неверная или исправленная запись в чистовике работы означает, что данное задание не выполнено. Любое правильно решенное задание из числа B1-B5 оценивается в один балл, правильно решенное задание из C1 и C2 - в два балла, из С3 и С4 - в три балла. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются, а сумма округляется до целого. Задание экзаменационного билета представлено на рисунке 2 <рисунок 2>.

Спецификой этого ВУЗа является тестовая система для задач на программирование, где абитуриенту не нужно самому писать программу, а необходимо добавлять пропущенные строки и исправлять ошибки. Также в отличие от других ВУЗов задание ГУУ содержит задачи, 4 первых примера, на тему “машинные коды”.

7. Информатика в Московском технологическом университете связи и информатики (МТУСИ)

На все специальности МТУСИ, кроме экономических, абитуриенты сдают письменные экзамены по математике, физике или иностранный язык, русскому языку (ЕГЭ). Экзамен по физике (ин.яз), по желанию абитуриента, может быть заменен на экзамен по информатике. Это пожелание абитуриент имеет право высказать только на этапе подачи документов в приемную комиссию.

Билет по информатике в МТУСИ (пример <рисунок 3>) содержит 5 заданий, максимально возможный результат 100 баллов. В 2007 году оценка ниже 35 баллов (34 и ниже) считалась неудовлетворительной, на следующий экзамен абитуриент не допускался.

Спецификой данного ВУЗа является требование уметь строить алгоритм в виде блок-схем, за отсутствие блок- схемы (при наличие программы) снижаются баллы. Также необходимо абитуриентам уметь проводить действия в разных системах счисления, включая деление в двоичной системе счисления и умножение в 16-ричной системе счисления.

Что касается заданий на составление программы, то в этом ВУЗе принята такая система: одна задача сформулирована в формализованном виде, другая – в неформализованном.

В пятом задании предлагается определить числовой результат работы алгоритма при конкретных исходных данных, или по заданному алгоритму написать фрагмент программы на одном из алгоритмических языков. Решение рекомендуется представлять в форме таблицы, а в качестве заголовков столбцов использовать имена переменных или элементов массива, в последовательности изменения их значений в данной схеме алгоритма.

8. Информатика в Московском Государственном Университете Приборостроения и Информатики (МГУПИ)

Вступительные экзамены по информатике в МГУПИ проводятся в форме тестирования. Задания содержат 10 заданий. Первые восемь заданий с выбором ответа, последние два задания без ответов. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 3 часа (180 минут). В 2007 году задачи были составлены из следующих разделов:

Системы счисления

Арифметические операции с системе чисел

Хранение данных в ЭВМ

Элементы математической логики

Основные логические и запоминающие элементы компьютера

Алгоритмизация и программирование

Решение типовых задач.

В качестве языка программирования выбран школьный алгоритмический язык. На экзамене абитуриент может решить задачу любым способом, лишь бы решение было правильным.

9. Информатика в Московском Государственном Лингвистическом университете (МГЛУ)

Вступительный экзамен по информатике в этом ВУЗе “самый молодой”, он разрешен как альтернатива сдачи экзамена по истории с лета 2006 года. Проходит в виде теста из 10 заданий. Ответы необходимо вписывать в специально отведенную рамку (талон ответа), состоящую из 5 позиций (abcde).

На сегодняшний день это единственный ВУЗ, где присутствуют в экзаменационном билете теоретические вопросы из разных тем школьной программы, а также не требуется знание языка программирования и умение писать программы. В основном, в билете присутствуют вопросы по количеству информации, необходимо уметь переводить объем информации в разные единицы измерения (бит-байт-килобайт-мегабайт-гигабайт), тема “системы счисления”, интересные не стандартные вопросы по логике и по базам данных. Некоторые задания этого ВУЗа представлены на рисунках (<рисунок 4> и <рисунок 5>)

10. Общие рекомендации по решению задач (вступительный экзамен по информатике, раздел программирование)

Успешная сдача вступительного экзамена по информатике определяется, в конечном счете, уровнем практических навыков по решению различных задач, предусмотренных программой. Эти навыки базируются на знании арифметических и логических основ компьютеров и методических основ алгоритмизации и программирования.

Задачи, связанные с написанием программ, хотя и основываются на базовых алгоритмах, по сравнению с задачами на системы счисления и математическую логику относительно индивидуальны. Кроме того, при решении этих задач от абитуриента требуется продемонстрировать в той или иной степени элементы сообразительности, собственного интеллектуального уровня. Поэтому при оценке затрат времени при решении данных задач (разработка модели и/или алгоритма и/или сразу программы, ее отладка, правильное оформление при записи в чистовик) следует ориентироваться на большее время по сравнению с заданиями на другие разделы информатики.

Для избежания случайных ошибок необходима внимательность при переводе алгоритма в программу. Поэтому с самого начала нужно вести борьбу с небрежным стилем программирования. Для устранения уже вкравшихся ошибок следует применять формальное исполнение (проверку) алгоритма и программы.

Характерной ошибкой начинающих программистов является стремление начать писать свою программу как можно быстрее. Такой подход обычно не приводит к хорошему результату. Вы не сможете правильно написать программу для решения поставленной задачи, пока не поймёте цели и условий этой задачи полностью и не проанализируете имеющиеся исходные данные, способы их организации и представления, а также формы конечных результатов.

При разработке алгоритма и написании программы полезно все действия, предусмотренные в них, выполнить самому - формально, чисто механически, с контролем всех промежуточных и окончательных результатов. Это помогает выбрать рациональный способ решения задачи и избежать ошибок при составлении алгоритма и программы.

Необходимо помнить, что любая задача может решаться несколькими способами, а тем более одни и те же действия в программе можно реализовывать по разному. При выборе способов решения задачи и приёмов программирования необходимо стремиться к простоте и строгости решения.

Не стоит постоянно переключаться от составления программы к решению других заданий экзаменационного билета, поскольку в этом случае Вы можете забыть некоторые детали программы, и Вам придется тратить время на их повторное восстановление.

11. Заключение

Несмотря на разработанную демонстрационную версию ЕГЭ по информатике, в 2007 году прием абитуриентов проводился в Московских ВУЗах на основе разработанных каждым институтом своих экзаменационных билетов.

Формы проведения экзамена по информатике были различны: экзамен в письменной форме (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), тест без выбора ответа (Государственный университет управления) или с выбором ответа (Московский государственный лингвистический университет). Отличались задания по объему, по времени выполнения работы, по критериям оценивания работ и бальности (от 15 баллов до 100 баллов).

Минимальный набор знаний и умений, необходимый абитуриенту для успешной сдачи экзамена, включает умение составлять алгоритмы, знать хотя бы один язык программирования, уметь выполнять арифметические действия над числами в заданной системе счисления, знать логические основы компьютера и алгебру логики.

Наиболее сложным с точки зрения информатики является, пожалуй, экзамен в МЭСИ. Для успешной сдачи экзамена в ГУУ необходима профильная подготовка, т.к. этот университет использует много нестандартных алгоритмов. Экзамен в МТУСИ требует от абитуриента уметь составлять алгоритмы в виде блок- схем. Значительно легче экзамены по информатике в других ВУЗах (МГУПИ, МГЛИ и др).

Информатика- сложный и очень интересный предмет. Он требует хорошего аналитического мышления, математических знаний, аккуратности и творческих способностей. Хочется пожелать успеха всем будущим абитуриентам, хорошей подготовки и успешной сдачи экзамена!