Программа нравственно-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Таймыром"

Разделы: Работа с дошкольниками


Я с малых лет люблю Таймыр, укрытый тундровым ковром,
Здесь Родина моя, мой мир, мои снега и тёплый дом.
Земля моя из года в год богаче, радостней, сильней,
Здесь крепкий северный народ живёт под солнцем новых дней.

(автор не известен)

“Знакомство с Таймыром” - это Программа дополнительной воспитательной и образовательной работы.

Программа отвечает современным задачам образования и воспитания - формирование гражданственности, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Программа построена с учётом нормативно-правовых требований российского законодательства и Декларации прав ребёнка, утверждённой

ЮНЕСКО.

Программа построена на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенностьего усложнения.

Программа предназначена для детей 5-7лет в дошкольных учреждениях, но может быть использована и в младших классах школы, учреждениях дополнительного образования (студиях, кружках)

Работа по Программе проводиться в течении 2 лет в старшем дошкольном возрасте. Рекомендуемое время работы по данной Программе - утро или 2-ая половина дня.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний наш малыш.

Мы выявили такую закономерность, что воспитание – это многогранный процесс нравственного обогащения, обновления и тех, кто воспитывается и тех, кто воспитывает. Открыть в ребёнке доброе, светлое, пробудить в нём стремление к знаниям, познавательной активности, вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города - вот основные задачи педагогов нашей творческой группы.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?

Почему, даже уехав из родных мест человек вспоминает их с теплотой, постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, мы взрослые должны передать детям.

Начиная работу по нравственно – патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному Таймыру, мы продумали, что целесообразно показать и о чём рассказать нашим детям, особо выделили то, что характерно только для нашего Таймыра, что есть только здесь, мы продумали как показать связь родного города, края со всей страной.

Родина. У каждого человека она одна, но у каждого своя .

Я родилась и выросла на Байкале, в этом удивительном краю. Где кедры в три обхвата, где клюква как маслины. Радовалась всей этой красоте, поэтому выросла весёлой и эмоциональной. Люди на моей родине очень ответственные и независимые. А что вспомнят наши дети о том крае, в котором родились и живут? Любовь к близким, к своему дому, городу, краю, стране – необходимые качества каждому. Северный народ, который проживает у нас на Таймыре- ярчайший пример неизменной любви к своей земле.

Поэтому так важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Разработанная нами Программа “Знакомство с Таймыром” поможет нашим детям перенять мудрость коренных народов Севера и научит также любить свой родной край и свою землю. Отсутствие знаний о своём родном крае делает человека равнодушным к нему, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

В братской семье нашего многонационального государства каждый народ имеет свой родной язык, свои песни, сказания, музыку, танцы, свое художественное мастерство и свой быт. Все это дает богатый материал для знакомства детей с разными народами, своеобразной формой жизни людей.

Свои национальные обычаи, быт – и у малых народов, населяющих север Таймырского полуострова. Таймыр представляет свыше 70 разных национальностей, включая и малочисленные народности.

Программа ““Знакомство с Таймыром” позволит познакомить детей с коренными жителями Таймыра, так как знания детей о коренных жителях Севера, очень малы. А знакомить детей со своеобразной красотой природы тундры, с бытом коренного населения Таймыра следует, так как все это – Родина маленьких норильчан.

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Поэтому появилась необходимость создать такую Программу, дабы более глубоко самим изучить быт, обычаи, занятие малочисленных народов Севера, а затем уже в более доступной форме преподнести этот материал детям.

Летопись Таймыра, его прошлое и настоящее насчитывают сегодня более 80 памятников истории и культуры, археологии и архитектуры. Это памятники, обелиски, мемориальные доски, гурии, знаки, кресты, развалины старинных зимовий.

Все они являются свидетелями освоения исследования Таймыра, тех событий, которые происходили на его древней земле.

Трудно, пожалуй, даже невозможно, осознать до конца величие подвигов исследователей и первопроходцев Севера.

Их имена навсегда останутся в географической летописи Сибири, в истории России. На территории Таймыра этим людям воздвигнуто около 40 памятников. Однако, история продолжается. Новые исследования великого прошлого Таймыра открывают очередные страницы человеческих свершений, и новые памятные знаки вырастают на древней северной земле.

Память народная, застывшая в мраморе и металле, в названиях улиц и кораблей... Она живет в веках, в наших сердцах, в наших душах. В ней запечатлены и боль, и слава людей, отдавших свои жизни ради жизни других, ради своей державы.

Где бы ни жил ребенок, в поселке или в городе, на Севере или Юге, везде есть свой интересный мир животных и растений. Если тебе мило то место, где ты родился, то тебе дорог там каждый камешек, каждый кустик, тебя интересует каждый зверек. Наша задача научить детей любоваться красотой своего края, его природой.

Суровый Север. Край белого безмолвия. Зимой здесь царит темнота и лишь на короткое околополуденное время становится светлее, да изредка яркие краски северного сияния прорезают ночную тьму. Суровый климат, вечная мерзлота способствовали тому, что у животных, обитающих в тундре, выработался ряд полезных приспособленных свойств. Разнообразие животного мира нашего края явилось богатым материалом для ознакомления детей с животными.

Начиная работу над ознакомлением детей дошкольного возраста с Таймыром мы столкнулись с серьёзными проблемами:

С низким уровнем знаний детей о полуострове Таймыр: о коренном населении, его культуре, быте и традициях, о природе и животных;

  • С не пониманием и равнодушием со стороны родителей;
  • С не желанием совместной работы и перекладыванием всё на детский сад;
  • Отсутствием научного-методического обеспечения;

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у многих людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций

Географическая замкнутость, психологическое давление полярной ночи,

отсутствие фона для развития богатого цветового зрения, вынужденная гиподинамия- все это вместе взятое представляет собой тот комплекс условий, в которых существует дошкольная педагогика за полярным кругом. На Крайнем Севере к детским садам предъявляются особые требования, на них возлагаются и особые надежды.

Предлагаемая нами Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории края и города, её героями, традициями, бытом коренных народов Севера, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к малой Родине, чувство толерантности, уважение к другим народам и их традициям.

Это все то, что нужно и необходимо детям на протяжении их дальнейшей жизни.

Приложение 1

Приложение 2