Задачи урока:
образовательные:
- практическое применение изученного материала;
- закрепление знания общих принципов работы табличного процессора;
развивающие:
- развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
- развитие логического мышления;
- развитие интереса к предмету;
воспитательные:
- воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за себя и членов коллектива.
Подготовка кабинета.
- На доске висит плакат с эпиграфом к уроку. “Успех совершаемого в продумывании, неудачи – в бездумье”.
- Для каждой команды выделяется отдельный стол. (Столы размещены на достаточном удалении друг от друга.)
- Для каждой команды выделяются компьютеры.
- На стол каждой группы и на компьютерный стол кладутся конверты с заданиями.
- На компьютеры загружаются приложения MS Excel и открываются файлы Задания практикам. На отдельном компьютере загружается файл с итоговой таблицей, которая будет заполняться ведущим по ходу игры.
Правила игры:
- В игре участвуют две команды по 6 человек.
- Победителей конкурса определяет жюри.
- Игра состоит из шести этапов – “уроков”. На каждом этапе один член команды – “практик” - выполняет задание на компьютере, остальные члены команды – “теоретики” - выполняют другое задание за столом.
- За победу в конкурсе команда получает 3 балла, за проигрыш 1 балл, за “ничью” каждая команда получает по два балла”. “Теоретики” и “практик” оцениваются по отдельности. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре “Кругом Еxcel”. Один умный человек сказал “Успех совершаемого в продумывании, неудачи – в бездумье”. Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.
Представляю вам членов жюри. (представление жюри).
Каждая игра имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, как мы будем играть сегодня (излагаются правила).
А теперь давайте познакомимся с командами (представление команд).
Итак, начинаем игру. (Звенит колокольчик.) Что это? Звонок на урок. Урок необычный, урок-конкурс. Пусть каждая команда выберет своего “практика” на этом уроке. Уважаемый “практик”, займите место за компьютером. И вы, и оставшиеся за столом теоретики откройте конверты с заданиями и приступайте к их выполнению.
Урок 1. Русский язык
Задание теоретикам
Объедините слова из левой части таблицы со словами из правой части таблицы так, чтобы получились известные словосочетания (поставьте соответствующие номера в пустые клетки крайней правой колонки таблицы).
Ответы: | ||||
1 | Электронная | функций | 3 | |
2 | Полоса | диаграмма | 7 | |
3 | Мастер | таблица | 1 | |
4 | Относительная | ячейка | 6 | |
5 | Встроенная | формат | 8 | |
6 | Круговая | адресация | 2 | |
7 | Числовой | прокрутки | 5 | |
8 | Активная | функция | 4 |
Задание практикам
Заполните заданную область таблицы названием своей команды (см. лист Русский язык файл Приложение1).
А | B | С | D | E | F | G | H | I | I | K | |
1 | |||||||||||
2 | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | ||
3 | Вирус | Вирус | |||||||||
4 | Вирус | Вирус | |||||||||
5 | Вирус | Вирус | |||||||||
6 | Вирус | Вирус | |||||||||
7 | Вирус | Вирус | |||||||||
8 | Вирус | Вирус | |||||||||
9 | Вирус | Вирус | |||||||||
10 | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | Вирус | ||
11 |
Урок 2. Информатика
Задание теоретикам
Ответьте на вопросы:
1. Сколько ячеек в блоке А2:С5?
2. В ячейке С1 записана формула
($А$1 + D3) / B2
Как она изменится при переносе этой формулы в ячейку D4?
Задание практикам
Перейдите на лист Информатика.
A | B | C | D | |
1 | 4 | |||
2 | 2 | |||
3 | 6 | |||
4 | 4 | |||
5 | 16 |
В ячейку С1 введите формулу ($А$1 + D3) / B2
Скопируйте ее в ячейку D4. Какие результаты вычислений разместились в ячейках С1 и D4? (должно быть 5 и 5).
Урок 3. Физика
Задание теоретикам
При выполнении этого задания вы вспомните, а может быть и познакомитесь с неизвестными вам раннее единицами измерения длины, массы, скорости и объема. Что ж, займемся уборкой урожая. Сорвите яблоки с дерева и разложите их в соответствующие корзинки. (На магнитной доске нарисовано дерево с прикрепленными карточками-яблоками, на которых написаны названия единиц измерения. Их нужно распределить в 4 корзины-конверта “Длина”, “Масса”, “Скорость”, “Объем”).
Ответ:
Длина | Масса | Скорость | Объем |
аршин | пуд | узлы | штоф |
фут | фунт | фут/сек | гарнц |
вершок | золотник | четверик | |
лот | чарка |
Задание практикам
Перейдите на лист Физика.
Расположите неметрические единицы длины в порядке в убывания их значений.
Неметрические единицы длины | |
Единицы | Значение в мм |
аршин | 713,2 |
четверть | 177,8 |
дюйм | 25,4 |
фут | 304,8 |
вершок | 44,45 |
Постройте столбчатую диаграмму “Единицы длины”.
Урок 4. География
Задание теоретикам
Постройте по следующему тексту таблицу заданной структуры:
Распределение воды и суши на поверхности Земного шара
Часть площади Земли в целом, занятая сушей, составляет 29,2%. Часть площади южного полушария, занятая водой, составляет 81,0%. Площадь, которую суша занимает в северном полушарии, составляет 100,5 млн.кв.км. Общая площадь Земли в целом – 510,2 млн.кв.км. Площадь, которую вода занимает в южном полушарии, составляет 206,6 млн.кв.км. Общая площадь северного полушария– 255,1 млн.кв.км. Площадь, которую вода занимает в целом, составляет 361,2 млн.кв.км. Часть площади северного полушария, занятая водой, составляет 60,6%. Площадь, которую суша занимает в южном полушарии, составляет 48,5 млн.кв.км. Часть площади южного полушария, занятая сушей, составляет 19,0%. Общая площадь южного полушария– 255,1 млн.кв.км. Площадь, которую вода занимает в северном полушарии, составляет 154,6 млн.кв.км. Площадь, которую суша занимает в целом, составляет 149,0 млн.кв.км. Часть площади северного полушария, занятая сушей, составляет 39,4%. Часть площади Земли в целом, занятая водой, составляет 70,8%.
Задание практикам
Перейдите на лист География.
Используя таблицу “Крупнейшие реки мира”, определите минимальный расход воды в реках, максимальную площадь бассейна и среднюю длину рек.
Крупнейшие реки мира | ||||
Река | Длина (км) | Площадь бассейна (тыс.кв.км) | Средний расход воды (куб.м/с) | |
Обь | 5410 | 2990 | 12700 | |
Миссисипи | 6420 | 3268 | 19000 | |
Янцзы | 5800 | 34000 | 34000 | |
Нил | 6671 | 2870 | 2600 | |
Амазонка | 6400 | 6915 | 220000 | |
Меконг | 4500 | 810 | 13200 | |
Хуанхе | 4845 | 771 | 2000 | |
Амур | 4440 | 1855 | 10900 | |
Минимальный расход воды в реках | ||||
Максимальная площадь бассейна | ||||
Средняя длина рек |
Урок 5. Алгебра
Задание теоретикам
Запишите в традиционной математической форме формулу из электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос: в какой последовательности будут выполняться математические операции.
A1^2 + B2 / (C3 + 1) - D4
Задание практикам
Перейдите на лист Алгебра.
Постройте график функции у = sin x для х = 30?, 60?, 90?,…, 360?, предварительно протабулировав ее. Не забудьте, что аргументы тригонометрических функций должны быть выражены в радианах.
Урок 6. Литература
Задание практикам
В 1824 году Пушкин жил в Одессе. Там он был почти одновременно влюблен в трех красавиц: Амалию Риднич, Каролину Собаньскую и Елизавету Ксаверьевну Воронцову.
Перед ссылкой в Михайловское от одной из них он получил на память медальон с портретом и перстень с печаткой. Этот подарок, бережно хранимый Пушкиным, должен был, по наказу дарительницы, оберегать его от жизненных бед и напастей.
Пушкин написал стихотворение, посвященное этой последней перед разлукой встрече и этому подарку.
Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина “Храни меня, мой талисман” (см. файл Приложение3).
Уважаемый практик, ответьте на вопрос: кому посвящено это стихотворение: Амалии Риднич, Елизавете Ксаверьевне Воронцовой или Каролине Собаньской? Для того чтобы найти правильный ответ, вам нужно провести некоторые вычисления.
Перейдите на лист Литература. Вычислите значение выражения
для x= 5. Значение x размести в ячейке A1, а выражение в ячейке A2.
Результат вычисления - номер правильного ответа.
A | B | C | D | E | |
1 | X | Y | |||
2 | |||||
3 | 1. Амалия Риднич | ||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | 2. Елизавета Ксаверьевна Воронцова | ||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | 3. Каролина Собаньская | ||||
11 |
Задание теоретикам
Ну а теоретикам я предлагаю сыграть роль поэтов. Используя предложенные рифмы, в течение нескольких минут вы должны написать гениальные стихотворения.
Рифмы для буриме
Для 1-й команды | Для 2-й команды |
Excel – Шанель ячейка – копейка диаграмма – эпиграмма таблица – девица |
Excel – портфель ячейка – семейка диаграмма – программа таблица – певица |
Варианты стихотворений:
Не пишу я эпиграммы, Лучше строить диаграммы. Ведь любимый мой Excel Краше запаха Шанель. Эта чудная таблица В Office просто царь-девица! Миллион, а не копейка Стоит каждая ячейка. |
Вот собрал я свой портфель И иду учить Excel. Уже вся моя семейка Все твердит: “столбец”, “ячейка”. А сегодня по программе Мы проходим диаграммы. Наш учитель как певица Заливает про таблицу. |
Подведение итогов. Награждение победителей.
По ходу игры результаты заносились в итоговую таблицу.
Итоговая таблица | ||||||||||||||
Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Итог | |||||||
теоретики | практик | теоретики | практик | теоретики | практик | теоретики | практик | теоретики | практик | теоретики | практик | |||
Хакер | 0 | |||||||||||||
Вирус | 0 | |||||||||||||
Победа в конкурсе - 3 балла | ||||||||||||||
Ничья в конкурсе - 2 балла | ||||||||||||||
Проигрыш в конкурсе - 1 балл |
Команда победительница награждается дипломами “Знаток EXCEL”.