Цели занятия:
- дать представление о многообразии мира профессий и его классификации;
- выполнить работу по карте самооценки склонностей;
- познакомиться с понятием “профессиограмма” и с примерной схемой анализа профессий;
- провести анализ профессии на примере - “таксист”;
- определить степень информативности о мире профессий.
Структура занятия:
- Орг. Момент - 3 мин.
- Введение, теория 1 часть - 25 мин.
- Работа с картой самооценки склонностей - 15 мин.
- Теория 2 часть - 25 мин.
- Практическое задание - 20 мин.
- Итоги занятия - 7 мин.
Ход занятия
Большинство окружающих нас людей ежедневно занимаются трудом. Для чего? Зачем?
Для того чтобы нормально жить, т.е. иметь одежду, обувь, дом, квартиру, по возможности хорошо питаться, ездить на отдых и т.д. И все материальные блага человек добывает собственным трудом. К тому же труд облагораживает человека, формируются психика, духовные ценности.
Что происходит с человеком, который по каким-либо причинам не работает? Он теряет интерес к жизни, его одолевают вредные привычки. Становиться равнодушным, черствым.
Как предусмотреть и не оказаться в такой ситуации? Всего лишь обдуманно подойти к выбору профессии. Какой смысл идти и получать профессию врача человеку, боящемуся вида крови. Или зачем становиться поваром, если не любишь готовить. Работать продавцом, если не умеешь считать.
Здесь встают вопросы, а какую профессию выбрать? Как велико число видов профессий? Где можно получить ту или иную профессию?
Давайте, всем классом, составим список известных вам профессий.
(список на доске)
Как видите, мы знаем только те профессии, которые часто встречаются.
На самом деле в мире 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации свыше 40 тысяч. /
В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить благополучную жизнь себе и процветанию обществу.
Как сориентироваться и выбрать ту профессию, с которой начнется трудовой жизненный путь?
Помочь в этом может классификация профессий.
Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
По каким признакам может быть проведена классификация профессий? Можно распределить по первой букве их названия. Так же как составлены словари. Правда, пользоваться такой классификацией для выбора профессии не совсем удобно: ведь для того чтобы выбрать профессию надо знать ее название. Но выбирающему профессию оно может быть неизвестно.
Можно разделить все профессии на две группы по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно умственного. В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники.
Еще одна классификация- распределение профессий по отраслям народного хозяйства. Сам этот термин имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда.
Можно также разделить все профессии на две группы - по признаку материального производства: профессии производственной сферы и профессии непроизводственной сферы. Хотя это деление не точное.
Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой квалификации. Выделяют высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные.
Ни одна из рассмотренных выше квалификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии, так как не выделяет требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека.
Дело в том, что в процессе работы, человек обращает внимание не на отрасль, а на предмет (объект) труда. С предметом труда надо что-то сделать (цель труда). В любом труде есть орудия, средства. И для человека существенно, в каких условиях протекает его работа.
По первому признаку все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
- “Человек-техника” (Т). Предметом труда являются технические предметы.
- “Человек-природа” (П). Предметом труда выступает живая природа.
- “Человек-человек” (Ч). Предмет труда - люди.
- “Человек-знаковые системы” (3). Предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
- “Человек-художественный образ” (X). Предмет труда - художественный образ, способы его построения.
(Работа с картой самооценки склонностей по определению типа будущей профессии “ДДО”)
По второму признаку профессии делятся на классы.
1. Гностические профессии (Г). От латинского слова “гнозис”- знание, познание. Профессии данного класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, высокая работоспособность и устойчивость внимания, памяти, мышления.
(Товаровед, корректор, критик, санитарный врач, лаборант химико-бактериологических анализов).
2. Преобразующие профессии (П). Это профессии связанные с преобразованием предметов труда, причем не только вещей, но и вида энергий, устройств, общественной жизни. Здесь нужно отметить, что практическое преобразование предмет труда предполагает умственную деятельность работника.
(Столяр(Т), учитель(Ч), полевод(П), чертежник(З), реставратор(Х)).
3. Изыскательские профессии (И). Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то неизвестного, причем в условиях ограниченного времени. (Закройщик)
Редко, когда в работе человека присутствует только одна цель: распознать, преобразовать или придумать. Во многих профессиях цель труда включает в себя каждый из этих элементов или два из них. Поэтому, чтобы отнести профессию к тому или иному классу, необходимо разобраться, какой из элементов цели составляет главное содержание деятельности, а какой имеет лишь побочное значение.
(к примеру врач - главная цель исцеление, т.е. преобразование, хотя присутствует и распознавание (диагноз)).
- По третьему признаку профессии делятся на отделы профессий.
- Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р).
- Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М).
- Профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А).
Профессии, в которых преобладают функциональные средства организма человека (Ф).
По четвертому признаку профессии делятся на группы по условиям труда:
- Труд в условиях обычного (бытового) климата ф).
- Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (о).
- Труд в необычных условиях: под землей, над водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (н).
- Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности.
Исходя из вышесказанного следует, что выбор трудового профессионального пути должен быть сознательным и самостоятельным. Он должен быть свободным и очень важно не ошибиться.
В виде схемы классификацию профессий можно представить в виде пирамиды, поднимаясь по ней вверх человек обдумывает выбор будущего трудового пути.
Размышляя, какую выбрать в будущем профессию каждый из нас, так или иначе, собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные сведения вы анализируете, критически оцениваете, систематизируете и на их основе складывается представление о определенной профессиональной деятельности. Фактически вы составляете профессиограмму.
Профессиограмма - это характеристика профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего. Примерный план составления профессиограммы.
1. Общие сведения о профессии:
- возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;
- смежные профессии;
- перспективность роста квалификации;
- спрос на профессию в вашем городе (районе).
2. Характеристика процесса труда:
- важнейшие технологические операции;
- орудия труда;
- рабочее место;
- рабочая поза, преобладающие движения при труде;
- продукция;
- виды брака по вине специалиста и возможности их устранения;
- характер труда (монотонный, разнообразный, переменный);
- в чем и как проявляется утомляемость после работы.
3. Санитарно гигиенические условия труда:
- режим труда и рабочий ритм;
- микроклиматические условия (шум, освещенность и т.д.);
- основные требования к физическому состоянию организма работающего;
- медицинские противопоказания;
- основные меры по охране труда;
- возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.
4. Психологические требования профессии к человеку:
- возможные трудности и напряженные ситуации;
- основные качества, которыми должен обладать работающий (эмоционально-волевые, деловые, моторные (двигательные), внимание, мышление, тип памяти, моральные качества).
5. Сведения о профессиональной подготовке:
- пути получения профессии и характеристика учебных заведений;
- условия поступления;
- продолжительность обучения;
- основные изучаемые дисциплины;
- квалификация выпускника учебного заведения;
- зарплата работающего;
- перспективы профессионального роста или продвижения;
- продолжительность отпуска.
6. Что можно читать о данной профессии?
Научившись анализировать профессии и специальности, вы сможете осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.
(практическое задание по теме “Схема анализа профессии”)
Итоги занятия.