Цели:
- Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II.
- Развивать память, речь детей; расширять активный словарный запас; закреплять умения уточнять значение терминов и понятий.
- Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Форма урока: Диалогическое изложение.
Оборудование: Родословное древо Романовых, портрет Александра II, фотография семьи Николая II. В качестве эпиграфа- слова К. Рылеева.
I. Ориентационно-мотивационный.
- Сегодня мы с вами познакомимся с Александром II и Николаем II. Они завершают династию правления Романовых, и на Николае II заканчивается история российских императоров.
- Зачем нам необходимы эти знания?
II. Операционно-исследовательский.
1. Работа над пройденным материалом.
а) "Блиц-опрос".
- О каком императоре идет речь?
"Он не был похож на того монарха на троне или в золоченой карете и дворце каким виделся царь многим поколениям людей". (Петр I)
"Время правления этой царицы называли "Золотым веком дворянства". (Екатерина II)
"От бабушки император перенял тягу к роскоши, от деда- увлечение военными делами, от отца - скрытность. Император любил пофилософствовать, порассуждать, помечтать. (Александр I)
- Что заметили? (Все цари из династии Романовых). Расположите императоров в хронологическом порядке.
б ) Работа с лентой времени.
- Посмотрите на ленту времени. Даты каких событий на ней обозначены? (1721г. - Петр I принял титул императора, а Россия стала называться Российской империей.
- Чем прославился император Петр I?
Петр I был великим императором, он много сделал для Российской империи.
Великая Екатерина II продолжила дело Петра (придавала большое значение архитектуре (построила эрмитаж), открыла различные учебные заведения. )
- Обратимся к цитате, которую я привела в начале урока "Золотой век дворянства". Что это значит? (Усиление крепостного права. )
- В чем это выражалось?
(1812г. - Бородинское сражение, война с Наполеоном. )
- Расскажите о Бородинском сражении.
2. Работа над новым материалом. (слово учителя)
Русские войска изгнали французскую армию из России. Доблестные защитники надеялись, что положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк.
Вчерашние партизаны зароптали: "Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа". Поэт К. Ф. Рылеев Писал:
Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе,
В тяжкой доле…
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ?
Лучшие представители дворянства 14 декабря 1825 г. потребовали освобождения крестьян от крепостной неволи. Позже их назвали декабристами.
Вступивший на престол Николай I жестоко расправился с декабристами, многих из них казнили, в том числе и Рылеева, 125 декабристов сослали в Сибирь. Правительство старалось, чтобы в стране скорее забылись эти события. Вольнодумство, свободомыслие наказывались. Все россияне являлись подданными императора. Они должны были служить ему верой и правдой, беспрекословно подчиняться, т. е. быть его верноподданными.
Власть царя была безгранична. От его решения зависела жизнь любого человека в империи.
Путешественник-иностранец, побывавший в России, писал: "Нужно пожить в этой тюрьме, зовущейся Россиею, чтобы вполне почувствовать, какою свободою пользуются другие страны Европы. В России невозможно никакое счастье, потому что человек не может быть счастлив без свободы".
Утвердившееся крепостное право тормозило экономику страны. Но сохранение крепостного права не только мешало развитию страны, но и ставило под угрозу само существование самодержавия и господство дворянства.
30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу".
Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас. "Только и осталось, - мрачно шутили крестьяне, - что лечь на брюхо, да спиной прикрыться".
19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России.
- Чем же прославился Александр II? (Отменил крепостное право. )
- Как изменилась жизнь крестьян с отменой крепостного права? (работа с учебником)
- Это не единственная реформа, которую провел Александр II.
- Какие еще реформы были проведены Александром II? (работа с учебником)
- К чему привела отмена крепостного права? (работа с учебником)
- Давайте дадим характеристику царю. (добрый, справедливый, умный, смелый)
- Почему же его убили?
II1 октября 1894 г. на русский престол вступил последний русский император II6-летний Николай II (Сообщение о царе делает ученица).
Из всех российских царей наиболее трагически сложилась судьба последнего самодержавца Николая II. (работа с учебником)
- Что это за дата? 1917 г.
Вывод: Произошло падение самодержавия. В страну пришла другая власть - было избрано новое правительство, российская империя рухнула, страна стала называться по-другому, рухнула и власть императора (монарха). Больше в России не было царей.
3. Словарная работа. (игра “Самый меткий”)
Крепостное право
Декабристы
Реформа
Верноподданные
Манифест
Самодержавие
- В ходе моего рассказа вам встретились новые термины, которые выписаны на доске и на которые я делала акцент по ходу своего рассказа. И сейчас я предлагаю поиграть в игру "Самый меткий".
- Я буду говорить значение слова, а вы называть само слово и если ответ правильный, то вы берете стрелу и нанизываете ее на мишень.
1. Представители дворянства, которые потребовали освобождения крестьян от крепостной неволи 14 декабря 1825г. (Декабристы).
2. Подданные императора, которые служили ему верой и правдой и беспрекословно подчинялись. (Верноподданные).
3. Форма правления, при которой власть принадлежит единоличному, обычно наследственному представителю. (Самодержавие).
4. Право дворян обладать крепостными крестьянами. (Крепостное право).
5. Политическое преобразование, нововведение, проводимое в целях укрепления своего господства. (Реформа).
6. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению. ( Манифест).
4. Работа в парах.
- У вас на столах конверты с датами. Вы по очереди вытаскиваете карточки с датами и начинаете взаимопроверку. (звучит музыка) (Даты: 1861г. , 1812г. , 1721г. , 1917г. )
III. Рефлексивно-оценочный.
- Назовите императоров, с которыми мы сегодня познакомились.
- Почему Александра II называли царем-освободителем?
- Кто был последним царем в России?
Вывод: Все, что произошло, показалось вам важным. Это то, что мы запомним с урока истории. Наш урок был мирным, а история России – это, к сожалению и война. Всем бы хотелось, чтобы история будущего, как и наш урок, была бы мирной.
5. Д. з. Рассказ на темы: “Александр II – царь-освободитель”, “Что за человек был последний царь в России”?