Урок геометрии "Движения пространства"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний и способов действий по теме “Движения пространства”;
  • усвоение учащимися этого понятия с целью применения при решении задач, а также при изучении других вопросов, где данная тема встречается, как элемент решения;
  • обучение умениям делать аргументированные выводы;
  • совершенствование умений и навыков применения ИКТ в процессе подготовки и проведения урока.

Воспитательные:

  • умственное воспитание, выраженное в формировании логического, абстрактного, эвристического, системного мышления, владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: доказательством, сравнением, обобщением, классификацией;
  • обогащение опыта самостоятельной работы с разными источниками информации;
  • пробуждение устойчивого интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование коммуникативных навыков.

Развивающие:

  • развитие памяти;
  • развитие умений преодолевать трудности при решении задач;
  • развитие любознательности учащихся, познавательного интереса;
  • развитие умений наводить справки с помощью научной литературы, компьютерных программных средств обучения, Интернет-ресурсов;
  • развитие способности обобщать.

Оборудование для организации урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока семинара. (3 мин )
  2. Обобщение и систематизация знаний по теме “Движения пространства”. Итоговая презентация. (40 мин)
  3. Актуализация знаний учащихся. (5 мин)
  4. Закрепление изученного. (25 мин)
  5. Итоговое обсуждение. Оценка работы. (15 мин)
  6. Постановка домашнего задания. (2 мин)
  7. Резервные задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку, сообщает тему и цели урока-семинара, после чего приветствует присутствующих: “Добрый день, ребята, гости нашего занятия! Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Наш урок посвящен интересной и увлекательной теме геометрии “Движения пространства”. И сегодня мы с вами подведем 2. итоги вашей творческой и интеллектуальной деятельности”.

Далее ставится задача семинара, порядок его проведения, рекомендации, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь и другие советы.

2. Обобщение и систематизация знаний по теме “Движения”.

Итоговая презентация проходит в форме отчета и демонстрации результатов проделанной работы каждой проектной группой.

Выступления ребят и оппонирование учащихся со стороны других групп. Учитель принимает активное участие в обсуждении.

3. Актуализация знаний учащихся.

На данном этапе ведется работа по вопросам 15, 16, 17 главы V учебника [Л.С.Атанасян и др. Геометрия 10-11.] и с использованием программной среды [“Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11”.]

4. Закрепление изученного.

Материал задания распределяется по группам учителем, предлагаются задачи:

  • Задачи-тесты из компьютерной программы [“Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11”.]

Из учебника [Л.С. Атанасян и др. Геометрия 10-11] (с правом выбора учащихся в группах):

I блок: №№ 478(а), 479, 480, 486, 489(а)

II блок: №№ 478(б), 481, 489(б), 487, 520(б)

III блок: №№ 482, 483, 518(б), 519

IV блок: №№ 484,485, 488, 518(а), 520(а)

Выборочно, на усмотрение учителя и консультантов групп, разбор наиболее интересных задач предлагается у доски.

5. Итоговое обсуждение.

Включает в себя:

  • Дополнение учителем сообщений учеников, ответы на их вопросы и оценка их выступлений;
  • Подводя итоги, отмечается положительное, анализируется содержание и формы презентаций, указываются недостатки, пути их преодоления, анализируется умение решать задачи;
  • Оценка работы учащихся в проектных группах складывается из промежуточного контроля (оценивания на всех этапах выполнения проекта), оценки выполнения оформления работы, оценки защиты проекта. Заполняется таблица в каждой группе:
Фамилия, имя Промежуточный контроль Выполнение и оформление работы Защита проекта Средняя оценка
самооценка оценка группы оценка учителя самооценка оценка группы оценка учителя самооценка оценка группы оценка учителя
Артемьева Дарья 4 5 5 5 4 5 5 5 5 5
Малышев Михаил 5 4 4 4 5 4 4 5 4 4

6. Постановка домашнего задания.

В целях подготовки к контрольной работе по главе V “Метод координат в пространстве” учителем предлагаются задачи из раздела Работы на повторение книги [Б.Г.Зива “Задачи к урокам геометрии. 7-11 классы”], работа на повторение № 4 “Координаты и векторы (1-4)”.

Учителем и консультантами раздаются распечатанные карточки с заданием.

7. Резервные задания.

На случай досрочного выполнения работы учащимися и обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся планируются задачи на построение из [программы “Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11” раздела “Стереоконструктор”].

Приложения

Источники информации.

  1. Л.С.Атанасян и др. Геометрия 10-11. Учебник для ОУ. М.:Просвещение, 2002 г.
  2. Тихомиров В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании//Математика в школе-1993 г.-№4
  3. Б.Г.Зив. Задачи к урокам геометрии.7-11 классы.-СПб,1995 г.
  4. Программная среда “Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11”.