Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний и способов действий по теме “Движения пространства”;
- усвоение учащимися этого понятия с целью применения при решении задач, а также при изучении других вопросов, где данная тема встречается, как элемент решения;
- обучение умениям делать аргументированные выводы;
- совершенствование умений и навыков применения ИКТ в процессе подготовки и проведения урока.
Воспитательные:
- умственное воспитание, выраженное в формировании логического, абстрактного, эвристического, системного мышления, владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: доказательством, сравнением, обобщением, классификацией;
- обогащение опыта самостоятельной работы с разными источниками информации;
- пробуждение устойчивого интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся;
- развитие творческих способностей;
- формирование коммуникативных навыков.
Развивающие:
- развитие памяти;
- развитие умений преодолевать трудности при решении задач;
- развитие любознательности учащихся, познавательного интереса;
- развитие умений наводить справки с помощью научной литературы, компьютерных программных средств обучения, Интернет-ресурсов;
- развитие способности обобщать.
Оборудование для организации урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- раздаточный материал.
Структура урока:
- Сообщение темы и цели урока семинара. (3 мин )
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Движения пространства”. Итоговая презентация. (40 мин)
- Актуализация знаний учащихся. (5 мин)
- Закрепление изученного. (25 мин)
- Итоговое обсуждение. Оценка работы. (15 мин)
- Постановка домашнего задания. (2 мин)
- Резервные задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку, сообщает тему и цели урока-семинара, после чего приветствует присутствующих: “Добрый день, ребята, гости нашего занятия! Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Наш урок посвящен интересной и увлекательной теме геометрии “Движения пространства”. И сегодня мы с вами подведем 2. итоги вашей творческой и интеллектуальной деятельности”.
Далее ставится задача семинара, порядок его проведения, рекомендации, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь и другие советы.
2. Обобщение и систематизация знаний по теме “Движения”.
Итоговая презентация
проходит в форме отчета и демонстрации результатов проделанной работы каждой проектной группой.Выступления ребят и оппонирование учащихся со стороны других групп. Учитель принимает активное участие в обсуждении.
3. Актуализация знаний учащихся.
На данном этапе ведется работа по вопросам 15, 16, 17 главы V учебника [Л.С.Атанасян и др. Геометрия 10-11.] и с использованием программной среды [“Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11”.]
4. Закрепление изученного.
Материал задания распределяется по группам учителем, предлагаются задачи:
- Задачи-тесты из компьютерной программы [“Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11”.]
Из учебника [Л.С. Атанасян и др. Геометрия 10-11] (с правом выбора учащихся в группах):
I блок: №№ 478(а), 479, 480, 486, 489(а)
II блок: №№ 478(б), 481, 489(б), 487, 520(б)
III блок: №№ 482, 483, 518(б), 519
IV блок: №№ 484,485, 488, 518(а), 520(а)
Выборочно, на усмотрение учителя и консультантов групп, разбор наиболее интересных задач предлагается у доски.
5. Итоговое обсуждение.
Включает в себя:
- Дополнение учителем сообщений учеников, ответы на их вопросы и оценка их выступлений;
- Подводя итоги, отмечается положительное, анализируется содержание и формы презентаций, указываются недостатки, пути их преодоления, анализируется умение решать задачи;
- Оценка работы учащихся в проектных группах складывается из промежуточного контроля (оценивания на всех этапах выполнения проекта), оценки выполнения оформления работы, оценки защиты проекта. Заполняется таблица в каждой группе:
Фамилия, имя | Промежуточный контроль | Выполнение и оформление работы | Защита проекта | Средняя оценка | ||||||
самооценка | оценка группы | оценка учителя | самооценка | оценка группы | оценка учителя | самооценка | оценка группы | оценка учителя | ||
Артемьева Дарья | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Малышев Михаил | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
6. Постановка домашнего задания.
В целях подготовки к контрольной работе по главе V “Метод координат в пространстве” учителем предлагаются задачи из раздела Работы на повторение книги [Б.Г.Зива “Задачи к урокам геометрии. 7-11 классы”], работа на повторение № 4 “Координаты и векторы (1-4)”.
Учителем и консультантами раздаются распечатанные карточки с заданием.
7. Резервные задания.
На случай досрочного выполнения работы учащимися и обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся планируются задачи на построение из [программы “Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11” раздела “Стереоконструктор”].
Источники информации.
- Л.С.Атанасян и др. Геометрия 10-11. Учебник для ОУ. М.:Просвещение, 2002 г.
- Тихомиров В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании//Математика в школе-1993 г.-№4
- Б.Г.Зив. Задачи к урокам геометрии.7-11 классы.-СПб,1995 г.
- Программная среда “Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11”.