Слава хлебу на столе! (праздник для учащихся 3-х классов)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

1. Экскурсия на хлебозавод (знакомство с профессиями, наблюдение за процессом приготовления хлеба)

2. Подготовка экспозиции “Чудо земли – хлеб” (набор картин на тему “Как появился хлеб на столе”)

3. Выставка книг.

4. Подготовка костюмов

5. Выставка хлебобулочных изделий.

ХОД ПРАЗДНИКА

1-ый ведущий:

- На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Ведущий (в костюме колоска):

- Было это давным-давно. Люди в то время жили очень тяжело: они еще не умели приручать животных, выращивать растения и чтобы не умереть с голоду. Бродили в поисках еды: трав, кореньев, плодов. На это уходило очень много сил. И вот однажды человек нашел зернышко и попробовал его. Это было зерно дикорастущего ячменя.

(показ колоса ячменя)

Это зерно показалось ему очень вкусным. Много лет еще прошло, пока человек научился готовить из зерен хлеб

Ведь не сразу стали зерна,
Хлебом тем, кто на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле!

А кто-нибудь, ребята, знает как к нам на стол пришел хлеб?

(ответы детей)

Чтецы:

– Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека

– В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила
В нем – чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

– В нем земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!

(С. Погореловский)

Ведущий:

В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех

Игра –хоровод “Каравай-каравай”

(Дети становятся в круг. Один – в центре.)

ВСЕ:

Как на Веры именины (водят хоровод)
Испекли мы каравай (остановились)
Вот такой вышины (поднимают руки)
Вот такой нижины (приседают)
Вот такой ужины (идут у к центру)
Каравай, каравай,
Кого любишь – выбирай!

Водящий:

- Я люблю, конечно, всех,
Ну, а __________ больше всех! (меняются местами)

Ведущий:

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. Что может быть важнее хлеба?

В музее истории Ленинграда (СанктПетербурга) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить, чтобы победить. Живой – значит победа!

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм. (Р. Рождественский)

Чтецы:

Даже не верится, что когда-то
На поле, сожженном огнем батарей,
Перед атакой герои – солдаты
Делили остатки ржаных сухарей

Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне

Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли. (П.Синявский)

Игра: “Собери пословицу”

(2 команды по 5 человек)

Пословицы:

1. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

2. Хлеба нет – и корочка в честь.

(Остальные отгадывают в это время загадки).

Загадки:

Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли,
Под ключ запирали,
На стол сажали (лен)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,

И ходить нельзя (болото)

Четыре брата бегут,
Друг друга не догонят (колеса)

На бору, на яру
Стоит мужичок –
Красный колпачок (мухомор)

На полях девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березки)

6. Малые детки
Сидят на поветке,
Как подрастут –
На землю спрыгнут (орехи, желуди)

В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в ульи)

Ведущий:

- Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен пшеницы. Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

Чтецы:

1.

Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург – народ.

2.

Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет
Чем теплый хлеб на этом белом свете!” (Н.Аникеева)

Вопросы:

- Самая засухоустойчивая культура (просо)

- Наиболее скороспелое растение (ячмень)

- Мука из этого зерна идет на выпечку черного хлеба (рожь)

- Бывает яровая и озимая (пшеница)

- Зерно питательно и идет на выработку пищевых продуктов (овес)

- Хлебные растения (злаки)

Ведущий:

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть черных
Зерен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Самый чистый волн прибой.
И мечтаем мы о чуде
А с полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди
Научитесь хлеб беречь” Н. Тихонов

Сказка

(инсценировка)

Автор: Г.-Х. Андерсен

Девочка, наступившая на хлеб”

Главные герои:

  • мать девочки Инге
  • девочка Инге
  • Болотница – Ядовитая старуха
  • маленькая девочка

Сказочница (в костюме):

- Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Ее забавляло, как они становились жалкими и беспомощными.

Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказала:

Мать: - Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.

Сказочница: - Инге надела свое лучшее платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стала Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, она бросила хлеб на грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу.

Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стремительно погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой Старухи – Болотницы.

Болотница: - Эге (зашипела) – это девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.

Сказочница: - И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову Инге.Это плакала мать Инге.

Мать: - Ах, Инге! Спесь сгубила тебя. Спесь до добра не доводит.

Инге: - Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне.

Сказочница: - думала Инге, и душа ее становилась все грубее и ожесточеннее.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка.

Маленькая девочка: - Бедная, бедная Инге! (заплакала она). Как бы я хотела , чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю.

Сказочница: - Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаяния.

И в тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в этот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.

Ведущий:

- Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
Мы гостей таких встречаем
Белым, пышным караваем
И на блюде расписном
С белоснежным рушником.

(раздают рецепты)

Рецепты:

Дрожжевое тесто

Для приготовления теста на 1 кг муки берется:

30-40 г дрожжей, 2 стакана воды или молока, 2-4 ст. ложки жира, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара и 1 чайная ложка соли

Пирожки печеные из дрожжевого теста.

Приготовить тесто. Разделить тесто на кусочки, придать им форму шариков, оставить на 5-8 минут, чтобы тесто немного подошло. После этого раскатать шарики из теста в виде круглых лепешек, толщиной до 1 см, и положить на каждую лепешку начинку. Края соединить и защипать.

Разделанные пирожки уложить защипанной стороной на смазанный маслом пирожковый лист или сковородку на расстоянии 1 – 2 см друг от друга и поставить на 15-20 минут в теплое место для подъема. После этого пирожки смазать взбитым яйцом и выпекать в в духовом шкафу в течение 10-15 минут. Готовые пирожки снять с листа, смазать сверху маслом и накрыть чистым полотенцем.

Крендельки.

В теплом молоке развести дрожжи, всыпать половину муки и поставить опару. Когда опара увеличиться примерно в два раза, положить соль и яичные желтки, стертые добела с сахаром, размешать, всыпать оставшуюся муку и замесить тесто. Затем прибавить растопленное масло или маргарин, цедру лимона, тесто вымесить. После этого тесто посыпать мукой и поставить в теплое место.Когда тесто подойдет, выложить его на доску, посыпать мукой и разделать из него маленькие крендельки: смазать их маслом, посыпать сахаром, поставить в духовой шкаф на 10-12 минут.

На 1 кг муки: 1,5 стакана молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, 100-125 г масла, 3/6 чайной ложки соли, 30 г.дрожжей, цедру с ? лимона.

Булочки

В посуду для теста влить 2 ? стакана теплого молока, растворить в нем дрожжи (30 г) и, помешивая всыпать половину муки (500г). Вымесить, чтобы не было комков, поставить в теплое место, накрыть салфеткой. Когда опара подойдет, положить в нее соль (3/4 чайной ложки), сахар (3/4 стакана сахара), разогретое масло (150-200 г). Можно добавить 2-3 яйца, ванилин или кардамон в порошке, размешать добавить остальную муку, перемешать. После этого снова поставить в теплое место для подъема.

Когда тесто увеличиться. выложить его на доску, посыпанную мукой, и разделать в виде шариков весом примерно в50-60 г. Разделанное тесто уложить на лист, слегка смазать маслом, дать булочкам подняться в теплом месте и затем их смазать взбитым яйцом и поставить на 12-15 минут в жаркий духовой шкаф для выпечки

Литература.

  1. “Кулинарные рецепты” г. Новосибирск СП “СТФ –ЮС”, 1991
  2. Журнал “Начальная школа”, 1986г.
  3. “Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе” С.Н.Подгорная, Э.Н.Петлякова
  4. “Проведение праздников в начальных классах” В.А. Георгиевский, Л.И. Шитикова.