Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи к концу 4 класса. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости, влекут за собой почти все беды школьной системы, т. е скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Любой урок начинается с того, что учащиеся открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда учащийся прочитает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это означает? Часто можно наблюдать такую картину. Учащийся читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.

Теперь учащийся легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Я предлагаю текст для диктантов по произведениям А.С.Пушкина.

Эти зрительные диктанты можно использовать во втором полугодии второго класса или в первой четверти третьего класса.

Главное в достижении цели – это вера в ученика и ежедневные тренировки!

Приложение