Цели и задачи:
- Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
- Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.
- Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.
Оборудование к уроку:
- Медаль “Лучшему чтецу”.
- Портрет Успенского.
- Выставка книг.
- Портрет Чебурашки.
- Лучики: “добрый”, “мягкий”, “застенчивый”, “робкий”, “заботливый”.
- 3 листочка с текстом
Симпатичная мордашка
И зовусь я Чебурашка.
Маленькие листочки каждому ученику.
3 цветочка - красный, желтый, зеленый.
Кот Леопольд.
Запись “Песенка Чебурашки”.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Повернитесь к ним лицом, улыбнитесь. Повернитесь на 180°. Проверьте глазками, все ли у вас nготово к уроку. Садитесь!
II. Речевая разминка.
- Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки. Прочитайте чистоговорку одними глазами (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. Готовы? (чистоговорка написана на доске)
Д. Чтобы разговаривать, М. Надо выговаривать, Д. Все правильно и внятно, М. Чтоб было всем понятно. Д. Мы будем разговаривать! М. Мы будем выговаривать! Вместе. Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно.
III. Проверка домашнего задания.
- Молодцы! И также красиво и выразительно мы почитаем стихи, которые готовили дома. Итак, небольшой конкурс чтецов (по 1 человеку от каждого ряда).
Выбираем лучшего. (Медаль “Лучшему чтецу”).
IV. Постановка цели урока.
- Сегодня мы с вами будем читать хорошо известное вам произведение.
Как оно называется, вы узнаете, если сможете правильно разгадать шифровку.
МЧРЕБУШОКРЛАТВИШЗКДАЩ Шифр: 2 4 5 6 10 12 16 18 20
Внимательно посмотрите на шифр и найдите в этом ряду “лишнее” число. (Ответы)
- Молодцы - 5! И я желаю, чтобы все сегодня работали и вели себя на 5.
Воспользуйтесь, пожалуйста шифром и составьте название произведения. (Ответы)
Молодцы! Чебурашка! (Звучит “Песенка Чебурашки”)
Как музыка передает настроение героя?
А кто может назвать друзей Чебурашки? (Гена - крокодил, Анюта -жираф, Галя - девочка, Тобик - пес, Маруся - отличница, Чандр - лев).
Сними произошло очень много интересных историй. Но была в этом произведении старушка, которая все время вредила и мешала. Как ее зовут?
- А кто познакомил нас со всеми этими замечательными героями?
(Ответы детей). Обратите внимание на выставку книг Успенского.
- А кто помнит как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город.
V. Первичное чтение.
- Сегодня у нас комбинированное чтение. Начну я, продолжат дети, которые готовили чтение рассказа дома и, конечно же чтение “цепочкой”.
Открыли учебники на странице 137. Следим!
VI. Первичное восприятие текста.
Кто же скажет, как называется произведение, отрывок из которого мы сейчас прочитали? (Ответы: “Крокодил Гена и его друзья”)
Понравилось произведение?
Что особенно?
Нд/зовите тему данного отрывка (забавная зверушка Чебурашка).
К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть-сказка? (Ответы)
Как вы думаете, каков характер Э. Успенского? (Ответы детей)
VII. Беседа о творчестве писателя.
Эдуард Николаевич Успенский - наш современник. По образованию он инженер. Но его добрый, веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменил его жизнь - он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И все-таки главное достоинство его книг - неповторимый мир сказочных героев. Они не похожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.
Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы (“Следствие ведут Колобки”), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы.
Вот какой многогранный и талантливый человек Эдуард Николаевич Успенский.
VIII. Физкульминутка.
- А теперь мы отдохнем немного.
-Мы теперь не только второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Встали ровненько, лапки вдоль туловища. (Физкульминутка).
IX. Проверка понимания и смысла рассказа.
Итак, мы прочитали отрывок из повести -сказки “Крокодил Гена и его друзья”.
Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка).
Почему у главного героя такое странное имя?
Как он оказался в магазине?
Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? (подтвердите ответ строками из произведения).
Куда директор магазина отнес Чебурашку?
Кем предложили работать Чебурашке?
Где он ста жить?
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).
К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)
Назовите основные качества Чебурашки. (Прикрепляю таблички).
X. Контроль и самоконтроль понимания текста.
- А теперь небольшая проверочная работа. (У детей листочки с проставленной нумерацией 1,2,3).
Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих тексту. Ученик напротив номера фразы должны поставить знак + или - . Время на размышление минимальное. Проверка. Учитель зачитывает правильные ответы. Ученик аргументирует ответ, если он не совпадает с эталоном.
Вопросы:
Чебурашка жил в густом тропическом лесу. +
Чебурашка забрался в ящик с апельсинами затем, чтобы немного отдохнуть. -
Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал внимание прохожих. +
XI. Работа в группах.
А сейчас любимый вид работы: сочиняем стихи. Но сочинять мы их будем не индивидуально, не в парах, а в группах.
Пожалуйста, соберитесь у парт. Получите задание. Время на его выполнение 2 минуты.
XII. Проверка выполнения задания.
Симпатичная мордашка
И зовусь я Чебурашка...
(Уши будто бы лопух,
Но ребятам верный друг.)
(3 человека - по 1 от ряда зачитывают свое творчество).
XIII. Домашнее задание (дифференцированное).
- Чебурашка, ребята, очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные - на них домашнее задание.
Общее задание - читать стр. 137 - 142.
Красный цветок - пересказать самые интересные отрывки.
Желтый цветок - придумать вопросы к отрывку.
Зеленый цветок - составить словесный портрет Чебурашки.
XIV. Итог урока.
С произведением какого же автора мы познакомились?
Что помогло автору сделать произведение таким интересным - юмор или сатира?
Назовите основную мысль произведения. О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).
- Какая же пословица подойдет к нашему тексту:
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,
“Нет друга - ищи, а нашел - береги”, (ответы).
Учитель: дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда (вывешиваю на доску). Все: Ребята, давайте жить дружно! Спасибо, урок окончен!