Цели:
1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;
2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю;
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;
5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание);
6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
7. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.
Оборудование: плакат М.Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”, Красная книга, растения Красной книги, картины с лекарственными растениями, карточки с надписями, картины природы, кроссворд, кассета с музыкой природы, цветы к сценке, маски для сценки, кассета с песней “Не рвите цветы”, тексты песен, запрещающие знаки (для аппликации), видеоролик, толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока. Подготовительная работа.
- Ребята, посмотрите внимательно, мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке.
(Сценка “Не рви первые цветы”)
В первый тёплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.
“Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!
Прямо около снегов здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –нежные и голубые!
Соберу-ка я букетик: Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат, подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка! На цветок легла снежинка!
Вижу в первый раз такое чудо дивное лесное!”
“Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу и с цветами помогу!”
Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики, прибегают белочки.
И ругают мальчика, объясняют девочке:
“Ну, зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера на поляну любовались!
Как росли красиво тут синие цветочки!
А сегодня здесь растут лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он в книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов вы не делайте букетов!”
Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник, красоты в помине нет!
“Жаль, поникли все цветочки! – Сеня молвит со слезами. -
И пропал подарок маме!” Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут, и подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
- Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли правильно сделали Марина с Сеней?
- Какую ошибку они совершили?
- А кто из вас любит собирать цветы в букеты?
- Какую пользу вы оказываете этим природе? (наносим вред)
- Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “Охрана растений”.
3. Беседа “Значение растений для животных и человека.”
- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!
- Какое значение имеют растения для людей?
Растения
Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства
Ткани Строительный материал
(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)
- Какое значение имеют растения для животных?
(Для животных растения – это и “Дом” и “Пища”.)
- Могут ли животные и человек жить на Земле без растений? (Не, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных).
4. Физкультминутка.
(под музыку дети делают зарядку)
5. Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
6. Работа с учебником.
- А какие же растения занесены в Красную книгу, мы прочитаем в учебнике на странице 85 со слов “Многие растения…” (показ растений, занесённых в Красную книгу).
7. Хозяйственная деятельность людей и условие жизни растений.
- Но к сожалению, хозяйственная деятельность людей пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?
На доске:
Человек наносит вред растениям:
- хозяйственной деятельностью
- сбором букетов
- неумеренным сбором лекарственных растений
- вытаптыванием
- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячилистник, калган.
- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “Гринпис”. В России таких людей называют “зелёными”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
8. Релаксация. Отрицательное воздействие человека на мир растений.
- Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.
(дети составляют аппликацию под музыку)
- Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.”
- Как вы понимаете эти слова?
9. Проверка домашнего задания. Пословицы и поговорки.
- К сегодняшнему уроку вам было задано подобрать, найти пословицы и поговорки об охране природы. Зачитайте их, пожалуйста.
Старые деревья – молодые охраняют.
Рощи да леса – всему миру краса.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги.Растение – земли украшение.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Срубили кусты – прощай птицы.
10. Стихи о природе.
- Ребята к сегодняшнему уроку выучили по желанию стихи о природе. Послушаем их.
1 ученик: 2 ученик: Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть
Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев на веки,
В душе её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.3 ученик: 4 ученик: Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
11. Работа в тетрадях.
- Откроем рабочие тетради на странице 37, задание № 2.
- Пронумеруйте примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.
12. Занимательная минутка. Кроссворд.
- А сейчас, чтобы продолжить дальше наш урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то по горизонтали прочтём очень важное слово.
1. Это растение иногда ещё называют столетником, считая, что он цветёт через сто лет. Растёт в пустыне. А у нас это комнатное растение. Сок в листьях горький, но очень полезный. (алоэ)
2.
Не огонь, а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её (крапива).
3.
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка).
4.
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ель).
5.
Первым вылез он с землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник).
6.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох).
7.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
8.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (рябина)
- Какое же слово получилось по горизонтали? (экология)
- Ребята, а как вы думаете, что же такое экология?
- Давайте зачитаем в школьном толковом словаре это определение. (читает ученик).
Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
13. Работа в тетрадях.
- Продолжим работать в рабочих тетрадях, страница 39, задание № 6.
- Запишите буквы по порядку. Что получилось? (Берегите растения!) Это вывод по нашему сегодняшнему уроку.
14. Итог урока.
- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).
- Давайте прочитаем правила друзей природы в учебнике на странице 86. (дети зачитывают).
- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?
(Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц).
15. Просмотр видеоролика.
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
-Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.
- Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: с. 84 – 88 читать, отвечать на вопросы, с. 37 № 3, № 4.
- Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. На столах у вас лежит текст песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “Не рвите цветы” (Дети поют песню)
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
- На этом наш урок закончен, всем большое спасибо.