Образовательная область
Информатика
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Целесообразность ведения данной деятельности в школе определяются возрастающей ролью информационных технологий в обществе и в формировании всесторонне развитой современной личности каждого человека.
Данная деятельность учащихся призвана служить формированию элементов информационной культуры, умений, необходимых для развития интеллектуальных способностей и познавательной деятельности, т.к. информационные технологии в современном обществе требуют определенной информационной культуры от члена этого общества, и чем раньше основные элементы этой культуры будут входить в окружение современного человека, тем раньше он сможет оперировать нужной ему информацией на должном уровне и современными средствами.
Проведение занятий по данной теме особенно актуально, так как ученикам старших классов предстоит сделать выбор будущей профессии, и даже если она не будет напрямую связана с издательской деятельностью, полученные здесь знания и навыки будут актуальны при получении дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Цель
Творческий подход к созданию печатного издания при помощи современных информационных технологий верстки.
Задачи
1. Обучающие:
- Обучение обработке текстовой информации
- Обучение оформлению текстового материала
- Обучение оформлению иллюстраций
- Обучение работе с цветом
- Обучение компоновке различных элементов печатного издания
- Обучение выделению различных этапов подготовки печатного издания с пониманием целей этих этапов
2. Развивающие:
- Развитие мотивации к познавательной деятельности и творчеству
- Формирование информационной культуры
- Развитие интеллектуальных способностей в зависимости от индивидуальных способностей ребенка
- Формирование и развитие мыслительных операций в практической, творческой деятельности: анализ, сравнение, обобщение, перенос
- Формирование умений приобретения и использования жизненного опыта
- Формирование культуры верстки
3. Воспитательные:
- Актуализация значимости курса на современном этапе развития общества
- Создание ориентиров для выбора будущей профессии
- Воспитание коммуникативной культуры,
- Формирование умений планирования дальнейшей деятельности, управления работой в команде, совместной работы в команде,
- Воспитание ответственности за свою работу,
- Воспитание ответственности за общий результат
- Воспитание умения самостоятельно отрабатывать навыки
- Воспитание патриотизма, гордости за свою школу, город, страну
- Воспитание понимания своего назначения и значимости в семье, в школе, в стране
- Воспитание психологической культуры
- Воспитание эстетического вкуса
Педагогические методы и технологии
- Информационно-познавательные (инструктаж по технике безопасности, эвристическая и информационная беседа, демонстрационный метод – демонстрация сайтов, презентаций, образцов работ)
- Практические (репродуктивный метод – выполнение работ по заданному алгоритму в лабораторной работе и по образцу)
- Проблемно-поисковые (вариативный метод – варьирование различных технологий верстки)
- Творческие (создание собственного дизайна печатного издания)
- Личностно-ориентированные технологии
- Диагностические (тестовые задания, анализ творческих работ)
Программой предусмотрена групповая форма обучения.
Организация занятий предполагает теоретическую и практическую части.
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов, проявляющих определенный интерес в сфере издательской деятельности.
Программа разбита на два блока по 34 часа.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа может быть рекомендована учителям информатики.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего |
Блок №1 | ||||
1 | Введение в издательское дело | 10 | ||
1.1 | Этапы подготовки печатного издания | 1 | 1 | |
1.2 | Знакомство с программой PageMaker 6.52 | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Аппаратная и программная поддержка. Терминология верстки. Единицы измерения | 1 | 2 | 3 |
1.4 | Цветовые модели | 1 | 1 | 2 |
1.5 | Устройства ввода и вывода информации | 2 | 2 | |
2 | Основы верстки | 24 | ||
2.1 | Шрифты | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Культура верстки | 1 | 1 | |
2.3 | Работа с публикациями | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.4 | Фреймы | 1 | 2 | 3 |
2.5 | Текст в публикации | 1 | 2 | 3 |
2.6 | Оформление текстового материала | 1 | 1 | |
2.7 | Ввод текста | 1 | 2 | 3 |
2.8 | Переносы, табуляция | 1 | 1 | 2 |
2.9 | Стили текста | 2 | 2 | 4 |
2.10 | Редактор материалов | 1 | 3 | 4 |
Итого | 34 | |||
Блок №2 |
||||
1 | Основы верстки | 14 | ||
1.1 | Оформление иллюстраций | 1 | 1 | |
1.2 | Изображения в публикации | 1 | 3 | 4 |
1.3 | Стандартные ошибки дизайна | 1 | 1 | |
1.4 | Позиционирование и упорядочение объектов | 1 | 2 | 3 |
1.5 | Размещение объектов на странице | 1 | 2 | 3 |
1.6 | Верстка многостраничных документов | 1 | 5 | 6 |
1.7 | Шаблоны | 1 | 5 | 6 |
2 | Самостоятельная творческая работа | 10 | 10 | |
Итого | 34 |
Содержание программы
Блок №1
- Введение в издательское дело
- Этапы подготовки печатного издания.
- Деление процесса подготовки печатного издания на этапы. Назначение каждого этапа. Результат каждого этапа. Последовательность выполнения этапов.
- Знакомство с программой PageMaker 6.52
- Возможности программы.
- Аппаратная и программная поддержка. Терминология верстки. Единицы измерения.
- Цветовые модели.
- Модели RGB и CMYK. Их назначение. Основные форматы графических файлов.
- Устройства ввода и вывода информации.
- Клавиатура. Сканер. Монитор. Принтеры.
- Основы верстки
- Шрифты.
Гарнитура. Кегль. Начертание. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Основные требования к шрифтам: удобочитаемость, художественные достоинства, экономичность. Типы шрифтов. - Культура верстки.
Принципы компоновки. Законы: золотого сечения, контраста, равновесия, гармонии. - Работа с публикациями
Окно программы PageMaker 6.52. Создание публикации. Окно публикации PageMaker 6.52. Открытие, сохранение, закрытие публикации. Восстановление материала. - Фреймы.
Типы фреймов. Создание фреймов. Фигуры. Свойства фреймов. - Текст в публикации.
Текстовые блоки. Редактирование текста. Форматирование текста и абзацев. Текстовые фреймы. - Оформление текстового материала.
Заголовки. Строки и колонки. Выравнивание. Висячие строки. Колонтитулы. Оглавление. Подгонка текста. - Ввод текста.
Основные правила ввода текста. Абзацный отступ. Переносы. Набор окончания текстовых строк. Знаки препинания. Знаки градуса и процента. Сокращения. - Переносы. Табуляция.
Расстановка переносов: автоматическая, вручную. Расстановка меток табуляции. Использование отточий. - Стили текста.
Создание и редактирование. Применение. - Редактор материалов.
Переключение между режимами. Настройка редактора материалов. Непечатаемые символы. Поиск и замена. Проверка орфографии.
- Шрифты.
Блок №2
Введение в издательское дело
- Оформление иллюстраций.
- Особенности иллюстрационной верстки. Основные
виды иллюстрационной верстки.
Изображения в публикации. - Изображение как объект. Работа с изображением во фрейме. Линии: создание и изменение.
- Стандартные ошибки дизайна.
- Позиционирование и упорядочение объектов.
Порядок расположения объектов. Выравнивание и распределение объектов. Вклеивание объектов. Группировка и блокировка объектов. Выравнивание по направляющим и по сетке. - Размещение объектов на странице.
Взаимное расположение текста и графики. Создание и заполнение колонок. Слои: новые слои, редактирование слоев, размещение объектов на слоях, режимы слоев. - Верстка многостраничных документов.
Создание многостраничных документов. Вставка текста. Добавление страниц. Удаление страниц. Перемещение по страницам. - Шаблоны.
Основная страница шаблона. Переход на шаблонную страницу. Изменение параметров шаблонной страницы. Элементы шаблонной страницы. Создание дополнительных шаблонных страниц. Применение шаблонных страниц.
- Особенности иллюстрационной верстки. Основные
виды иллюстрационной верстки.
- Самостоятельная творческая работа. Создание школьных печатных изданий.
Прогнозируемые результаты освоения программы учащимися
Знания:
- об основах дизайна публикации
- о терминах из области полиграфии
- об интерфейсе и инструментах программ верстки
Навыки и умения:
- обработки текстовой информации
- оформления текстового материала
- оформления иллюстраций
- работы с цветом
- компоновки различных элементов печатного издания
- выделять различные этапы подготовки печатного издания с пониманием целей этих этапов
Контроль освоения программы
- Самостоятельная верстка разделов школьных печатных изданий.
- Конкурсные работы
Представление групповых работ на районные и городские конкурсы по издательской деятельности - Работы, представляемые на конференции
Представление групповых работ учащихся на конференции, связанные с издательской деятельностью
Материально-техническое оснащение
- Персональные компьютеры
- Принтер
- Сканер
- Проектор
Дидактический и наглядный материал для реализации программы
- Программное обеспечение (MS Word, Page Maker 6.52, PhotoShop, Photo Editor, программы сканирования)
- Задания в печатном и электронном виде
- Образцы выполненных работ в электронном и печатном виде
- Презентации
- Сайты
- Ресурсы Интернета
- Тестовые задания в электронном и печатном виде
Список литературы
Для учащихся:
- Н.Г. Макарова “Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень”: Питер, 2006 г.
Для учителей:
- С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев “Специальная информатика: Учебное пособие: Универсальный курс”: АСТ-ПРЕСС, Инфорком – Пресс, 2006 г.
- Тайц А.А.,Тайц А.М. “Adobe PageMaker 7.0”: БХВ-Петербург, 2005
- С. В. Глушаков, Г. А. Кнабе “Компьютерная верстка. QuarkXPress 4.1. Adobe PageMaker 6.52. Учебный курс”: Фолио, 2004 г.
- Владимир Молочков “Самоучитель. Издательство на компьютере”: БХВ-Петербург, 2004 г.
- Е. Т. Вовк “Верстка для начинающих”: PageMaker, Photoshop, CorelDraw”: КУДИЦ-Образ, 2006 г.
- О. Б. Богомолова, А. В. Васильев “Обработка текстовой информации. Практикум”: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г
- Галина Дабижа “Компьютерная графика и верстка. CorelDRAW, Photoshop, PageMaker”: Питер, 2007 г.
- Стоцкая Т.А. “Верстка в PageMaker 7”, СПб: Питер, 2003
- Карла Роуз “Adobe Photoshop CS за 24 часа”, издательский дом “Вильямс”, 2004
- Александр Тайц, Александра Тайц “Adobe Photoshop”, “БХВ-Петербург”, 2004