Программа элективных курсов (курсов по выбору предпрофильной подготовки) для учащихся 10–11-х классов "Основы издательской деятельности"

Разделы: Информатика, Технология


Образовательная область

Информатика

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Целесообразность ведения данной деятельности в школе определяются возрастающей ролью информационных технологий в обществе и в формировании всесторонне развитой современной личности каждого человека.

Данная деятельность учащихся призвана служить формированию элементов информационной культуры, умений, необходимых для развития интеллектуальных способностей и познавательной деятельности, т.к. информационные технологии в современном обществе требуют определенной информационной культуры от члена этого общества, и чем раньше основные элементы этой культуры будут входить в окружение современного человека, тем раньше он сможет оперировать нужной ему информацией на должном уровне и современными средствами.

Проведение занятий по данной теме особенно актуально, так как ученикам старших классов предстоит сделать выбор будущей профессии, и даже если она не будет напрямую связана с издательской деятельностью, полученные здесь знания и навыки будут актуальны при получении дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Цель

Творческий подход к созданию печатного издания при помощи современных информационных технологий верстки.

Задачи

1. Обучающие:

  • Обучение обработке текстовой информации
  • Обучение оформлению текстового материала
  • Обучение оформлению иллюстраций
  • Обучение работе с цветом
  • Обучение компоновке различных элементов печатного издания
  • Обучение выделению различных этапов подготовки печатного издания с пониманием целей этих этапов

2. Развивающие:

  • Развитие мотивации к познавательной деятельности и творчеству
  • Формирование информационной культуры
  • Развитие интеллектуальных способностей в зависимости от индивидуальных способностей ребенка
  • Формирование и развитие мыслительных операций в практической, творческой деятельности: анализ, сравнение, обобщение, перенос
  • Формирование умений приобретения и использования жизненного опыта
  • Формирование культуры верстки

3. Воспитательные:

  • Актуализация значимости курса на современном этапе развития общества
  • Создание ориентиров для выбора будущей профессии
  • Воспитание коммуникативной культуры,
  • Формирование умений планирования дальнейшей деятельности, управления работой в команде, совместной работы в команде,
  • Воспитание ответственности за свою работу,
  • Воспитание ответственности за общий результат
  • Воспитание умения самостоятельно отрабатывать навыки
  • Воспитание патриотизма, гордости за свою школу, город, страну
  • Воспитание понимания своего назначения и значимости в семье, в школе, в стране
  • Воспитание психологической культуры
  • Воспитание эстетического вкуса

Педагогические методы и технологии

  1. Информационно-познавательные (инструктаж по технике безопасности, эвристическая и информационная беседа, демонстрационный метод – демонстрация сайтов, презентаций, образцов работ)
  2. Практические (репродуктивный метод – выполнение работ по заданному алгоритму в лабораторной работе и по образцу)
  3. Проблемно-поисковые (вариативный метод – варьирование различных технологий верстки)
  4. Творческие (создание собственного дизайна печатного издания)
  5. Личностно-ориентированные технологии
  6. Диагностические (тестовые задания, анализ творческих работ)

Программой предусмотрена групповая форма обучения.

Организация занятий предполагает теоретическую и практическую части.

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов, проявляющих определенный интерес в сфере издательской деятельности.

Программа разбита на два блока по 34 часа.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа может быть рекомендована учителям информатики.

Учебно-тематический план

Содержание Количество теоретических часов Количество практических часов Всего
Блок №1
1 Введение в издательское дело 10
1.1 Этапы подготовки печатного издания 1   1
1.2 Знакомство с программой PageMaker 6.52 1 1 2
1.3 Аппаратная и программная поддержка. Терминология верстки. Единицы измерения 1 2 3
1.4 Цветовые модели 1 1 2
1.5 Устройства ввода и вывода информации   2 2
2 Основы верстки 24
2.1 Шрифты 1 1 2
2.2 Культура верстки 1   1
2.3 Работа с публикациями 0,5 0,5 1
2.4 Фреймы 1 2 3
2.5 Текст в публикации 1 2 3
2.6 Оформление текстового материала 1   1
2.7 Ввод текста 1 2 3
2.8 Переносы, табуляция 1 1 2
2.9 Стили текста 2 2 4
2.10 Редактор материалов 1 3 4
Итого 34

Блок №2

1 Основы верстки 14
1.1 Оформление иллюстраций 1   1
1.2 Изображения в публикации 1 3 4
1.3 Стандартные ошибки дизайна 1   1
1.4 Позиционирование и упорядочение объектов 1 2 3
1.5 Размещение объектов на странице 1 2 3
1.6 Верстка многостраничных документов 1 5 6
1.7 Шаблоны 1 5 6
2 Самостоятельная творческая работа   10 10
Итого 34

Содержание программы

Блок №1

  1. Введение в издательское дело
    1. Этапы подготовки печатного издания.
    2. Деление процесса подготовки печатного издания на этапы. Назначение каждого этапа. Результат каждого этапа. Последовательность выполнения этапов.
    3. Знакомство с программой PageMaker 6.52
    4. Возможности программы.
    5. Аппаратная и программная поддержка. Терминология верстки. Единицы измерения.
    6. Цветовые модели.
    7. Модели RGB и CMYK. Их назначение. Основные форматы графических файлов.
    8. Устройства ввода и вывода информации.
    9. Клавиатура. Сканер. Монитор. Принтеры.
  2. Основы верстки
    1. Шрифты.
      Гарнитура. Кегль. Начертание. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Основные требования к шрифтам: удобочитаемость, художественные достоинства, экономичность. Типы шрифтов.
    2. Культура верстки.
      Принципы компоновки. Законы: золотого сечения, контраста, равновесия, гармонии.
    3. Работа с публикациями
      Окно программы PageMaker 6.52. Создание публикации. Окно публикации PageMaker 6.52. Открытие, сохранение, закрытие публикации. Восстановление материала.
    4. Фреймы.
      Типы фреймов. Создание фреймов. Фигуры. Свойства фреймов.
    5. Текст в публикации.
      Текстовые блоки. Редактирование текста. Форматирование текста и абзацев. Текстовые фреймы.
    6. Оформление текстового материала.
      Заголовки. Строки и колонки. Выравнивание. Висячие строки. Колонтитулы. Оглавление. Подгонка текста.
    7. Ввод текста.
      Основные правила ввода текста. Абзацный отступ. Переносы. Набор окончания текстовых строк. Знаки препинания. Знаки градуса и процента. Сокращения.
    8. Переносы. Табуляция.
      Расстановка переносов: автоматическая, вручную. Расстановка меток табуляции. Использование отточий.
    9. Стили текста.
      Создание и редактирование. Применение.
    10. Редактор материалов.
      Переключение между режимами. Настройка редактора материалов. Непечатаемые символы. Поиск и замена. Проверка орфографии.

Блок №2

Введение в издательское дело

  1. Оформление иллюстраций.
    1. Особенности иллюстрационной верстки. Основные виды иллюстрационной верстки.
      Изображения в публикации.
    2. Изображение как объект. Работа с изображением во фрейме. Линии: создание и изменение.
    3. Стандартные ошибки дизайна.
    4. Позиционирование и упорядочение объектов.
      Порядок расположения объектов. Выравнивание и распределение объектов. Вклеивание объектов. Группировка и блокировка объектов. Выравнивание по направляющим и по сетке.
    5. Размещение объектов на странице.
      Взаимное расположение текста и графики. Создание и заполнение колонок. Слои: новые слои, редактирование слоев, размещение объектов на слоях, режимы слоев.
    6. Верстка многостраничных документов.
      Создание многостраничных документов. Вставка текста. Добавление страниц. Удаление страниц. Перемещение по страницам.
    7. Шаблоны.
      Основная страница шаблона. Переход на шаблонную страницу. Изменение параметров шаблонной страницы. Элементы шаблонной страницы. Создание дополнительных шаблонных страниц. Применение шаблонных страниц.
  2. Самостоятельная творческая работа. Создание школьных печатных изданий.

Прогнозируемые результаты освоения программы учащимися

Знания:

  • об основах дизайна публикации
  • о терминах из области полиграфии
  • об интерфейсе и инструментах программ верстки

Навыки и умения:

  • обработки текстовой информации
  • оформления текстового материала
  • оформления иллюстраций
  • работы с цветом
  • компоновки различных элементов печатного издания
  • выделять различные этапы подготовки печатного издания с пониманием целей этих этапов

Контроль освоения программы

  • Самостоятельная верстка разделов школьных печатных изданий.
  • Конкурсные работы
    Представление групповых работ на районные и городские конкурсы по издательской деятельности
  • Работы, представляемые на конференции
    Представление групповых работ учащихся на конференции, связанные с издательской деятельностью

Материально-техническое оснащение

  1. Персональные компьютеры
  2. Принтер
  3. Сканер
  4. Проектор

Дидактический и наглядный материал для реализации программы

  1. Программное обеспечение (MS Word, Page Maker 6.52, PhotoShop, Photo Editor, программы сканирования)
  2. Задания в печатном и электронном виде
  3. Образцы выполненных работ в электронном и печатном виде
  4. Презентации
  5. Сайты
  6. Ресурсы Интернета
  7. Тестовые задания в электронном и печатном виде

Список литературы

Для учащихся:

  1. Н.Г. Макарова “Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень”: Питер, 2006 г.

Для учителей:

  1. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев “Специальная информатика: Учебное пособие: Универсальный курс”: АСТ-ПРЕСС, Инфорком – Пресс, 2006 г.
  2. Тайц А.А.,Тайц А.М. “Adobe PageMaker 7.0”: БХВ-Петербург, 2005
  3. С. В. Глушаков, Г. А. Кнабе “Компьютерная верстка. QuarkXPress 4.1. Adobe PageMaker 6.52. Учебный курс”: Фолио, 2004 г.
  4. Владимир Молочков “Самоучитель. Издательство на компьютере”: БХВ-Петербург, 2004 г.
  5. Е. Т. Вовк “Верстка для начинающих”: PageMaker, Photoshop, CorelDraw”: КУДИЦ-Образ, 2006 г.
  6. О. Б. Богомолова, А. В. Васильев “Обработка текстовой информации. Практикум”: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г
  7. Галина Дабижа “Компьютерная графика и верстка. CorelDRAW, Photoshop, PageMaker”: Питер, 2007 г.
  8. Стоцкая Т.А. “Верстка в PageMaker 7”, СПб: Питер, 2003
  9. Карла Роуз “Adobe Photoshop CS за 24 часа”, издательский дом “Вильямс”, 2004
  10. Александр Тайц, Александра Тайц “Adobe Photoshop”, “БХВ-Петербург”, 2004