Цели урока:
1 . Образовательные
- познакомить учащихся с начальной формой глагола – неопределенной;
- формировать умения находить неопределенную форму глагола;
- учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса;
2 . Развивающие
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
3 . Воспитательные
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
- воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.
Оборудование. Таблица “Глагол”, орфографические словари.
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.
– Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи.
II. Повторение изученного материала
– Как всегда начинаем наш урок со словарного диктанта. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь чисто и красиво эти буквы.
Гор…д, …ллея, здан…е, д…журить, в…кзал, з…вод, ул…ца, д…рога, ст…дион, автом…биль
– Проверим, что у вас получилось. (На доске ответ: о, а, и, е, о, а, и, о, а, о.)
– Оцените свою работу на полях.
– Ещё раз просмотрите эти слова. Определите по двум признакам одновременно, какое из них лишнее? Почему? (Все слова, кроме слова дежурить, относятся к теме город и ещё дежурить – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)
– Что мы называем глаголом? (Ответы детей)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ... (глагол).
– Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Стерлитамак – ты мой р…дной
Стал м…ею ты суд…бой.
Горы, реки и л…са,
Словно в ска…ке ч…деса.
Стерлитамак – душ… ч…стица,
Видим лишь родные лица,
Ты – б…л…шой огромный дом,
Дом, в котором мы ж…вём.
– Назовите глаголы и докажите. (стал, видим, живём)
– Что ещё мы умеем определять у глагола?
– Определите время, число и род (если возможно) у глаголов.
– Какие изученные орфограммы встретились в этом стихотворении?
– Найдите слова на изученные орфограммы:
1. Безударные гласные в корне слов: родной – родненький, моею – мой, леса – лес, чудеса – чудо, частица – часть, большой – больше, живем – жить.
2. Парные согласные в корне слов: сказке – сказочка.
3. Гласные после шипящих: чудеса, души, частица, живём.
4. Смягчающий мягкий знак: судьбой, большой.
– А теперь обобщим все, что знаем о глаголе: глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы в прошедшем времени что делал?, в настоящем времени что делает?, в будущем времени что сделает? и что будет делать?, изменяется по числам.
III. Постановка темы урока. Работа над новым материалом.
– Мы повторили всё, что знали о глаголе, а сегодня на уроке вы узнаете ещё что-то новое о глаголе.
На доске:
Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.
– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет? (Это глаголы.)
– Почему? Докажите.
– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.
(К первой группе можно отнести слова подъехал, съехал. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.)
(Во второй группе – слова повредит, омолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.)
(В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.)
– Есть другие мнения или замечания? (Салютовать – "лишнее" слово? Или четвертая группа?)
-Обсудите в парах, что это за глагол. (Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.)
– А что обозначает слово салютовать? (произвести салют)
– Назовите безударные гласные в этом слове. (В этом слове – безударные гласные а, ю, о.)
– Можно ли проверить эти безударные гласные? (Это словарное слово.)
– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, подчеркните безударные гласные.
В тетрадях:
(Что делать?) салютовать.
– Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп? (Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.)
– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.
– Обратите внимание на слова:
На доске:
Х…дить, б…гать, в…зить, св…стеть, праз…новать
– Прочитайте их.
– Какие орфограммы встречаются в этих словах? Объясните написание.
– Какой частью речи являются эти слова?
– Задайте вопросы к этим словам.
– Запишите эти слова в тетрадь, продолжая начатую запись, выделите окончания.
– Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
– Опять мы встретили глаголы, которые отвечают на вопрос: что делать? и имеют окончание -ть)
– Посмотрите на столбики слов
Нести Идти
Вести
Везти
Войти
Беречь Стеречь
Увлечь
Стричь
Лечь
– Чем похожи данные глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь)
– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их? ( Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.)
– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.
– Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? (Тема урока: "Неопределенная форма глагола".)
– А теперь попробуем сформулировать правило: "Что такое неопределенная форма глагола"?
1. Как она называется? (Неопределенной формой глагола)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Какие окончания имеет, на что может оканчиваться? (на – чь, имеет окончания – ть, -ти)
4. Можно ли по ней определить время, лицо, число? (нельзя определить лицо, время.)
– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.
IV. Первичное закрепление.
– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе.
1.играть, гулять, думал, петь (думал)
– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее.
– Запишите это слово. Запишите своё слово в этой же форме.
2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)
3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)
4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)
V. Физкультминутка.
Дружно встали.
Раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Отдыхать все дружно станем.
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже наклонимся,
Ну, теперь пора садиться.
VI. Самостоятельная работа
– Теперь я определю, кто из вас внимательный.
– Я зачитаю пары слов, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме.
Один ученик работает на переносной доске.
– Ходит, ходить; кость, косить; крыть, кроют; носят, носить; стереть, стирают; плеть, плести; ногти, нести; лошадь, держать; медь, петь; стричь, стеречь.
На доске:
ходить, косить, крыть, носить, стереть, плести, нести, держать, петь, стричь, стеречь
Взаимопроверка тетрадей.
– Давайте проверим работу на доске. У кого есть вопросы или замечания? Высказывания детей.
– Кто же из вас оказался очень внимательным и выполнил всю работу без ошибок?
– Кто из вас допустил 1 ошибку? 2 ошибки?
– Остальным нужно быть внимательными и правильно ставить вопрос к словам.
VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)
– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.
– В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)
– Как мы называем эту форму у имён существительных? (Начальной формой)
– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)
– Как мы называем эту форму у имён прилагательных? (Начальной формой)
– Найдите глагол. В какой форме? (В неопределенной форме.)
– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?
– Прочитайте правило на стр. 182.
– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.
Один ученик выполняет задание у доски.
– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)
– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)
– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)
– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)
– Проверим, что у вас получилось.
– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)
– Какие орфограммы встретили?
– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.
На доске:
любовь, отношение, жизнь, ход, сбор, гордость, чистота, приезд, слава, дружба, радость, удивление
– Что у вас получилось? (Любить, относиться, жить, ходить, собирать, гордиться, чистить, приезжать, славиться, дружить, радоваться, удивляться.)
– Подчеркните сочетание -ть, -ти, -чь в глаголах.
Дети выполняют задание.
– Ребята, вспомните, сколько лет мы будем отмечать скоро нашему городу? (240 лет)
– Постарайтесь объединить слова, использованные в нашем уроке в одну тему и написать небольшой текст: “За что я люблю свой город”. Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу)
Запись в тетрадях, заслушивание нескольких работ.
– Оценки за ваши письменные работы вы узнаете на следующем уроке.
VII. Итог урока
– Над какой темой мы сегодня работали на уроке? (Познакомились с неопределенной формой глагола.)
– Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме от других глаголов? (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Они могут оканчиваться на -ть, -ти, -чь.)
– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого еще остались сомнения?
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.
IX. Домашнее задание:
– На дом я предлагаю вам работу трех степеней сложности. Вы можете выполнять задания любого уровня, начиная с третьего и заканчивая первым (минимальная). Норма выполнения задания – 10 слов.
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
оживает – | укрепляем – | пишем – |
веришь – | объявляет – | пашешь – |
поливаем – | ходишь – | ловит – |
строят – | сияет – | лечите – |
доверяете – | верите – | пилим – |
светим - | потушим - | мажем – |