Глагол и имя существительное

Разделы: Русский язык


Тема. Глагол и имя существительное.

Цели.

  • Способствовать у учащихся осознанной классификации слов по частям речи и умению употреблять глаголы в речи.
  • Развивать речь, навык каллиграфического письма, воспитывать любовь к природе.

Оборудование. таблицы “Глагол”, “Имя существительное”, ребусы, картина “Зима”, аппликация “Снеговик”, карточки-задания, раздаточный материал по труду.

Ход урока

1. Организационный момент:

- под диктовку ученика дети записывают число, классная работа.

У.

Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
То, заплачет, как дитя.

Так А. С. Пушкин писал о снежной вьюге. Вьюга размела буквы в слове, которое нужно составить. (на доске даны эти буквы)

Д. Зима (читают все вместе)

У. Какие дела у зимы?

Д. Нужно покрыть землю снегом, речки льдом, сменить шубки животным,

У. А чем дети занимаются зимой?

Д. Катаются на коньках, на лыжах, играют в хоккей, лепят снежную бабу. (вспоминают стихотворение А. С. Пушкина)

У. Сегодня на уроке снеговик нам поможет на уроке узнать много интересного и ответит на многие вопросы. (на доске вывешивается снеговик с вопросом). А “лепить” мы его будем из бумаги. Для этого у нас все готово. (проводится беседа по технике безопасности на уроках труда).

2. Чистописание и словарная работа.

И А М (на доске даны буквы).

У. Какая буква “лишняя”?

Д. Буква М. Она обозначает согласный звук.

У. Что общего у этих букв?

Д. При письме у них используются одинаковые элементы. И еще они прописные.

У. А где встречаются прописные буквы?

Д. Первое слово в предложении пишется с прописной буквы, имена собственные тоже пишутся с прописной буквы.

У. Соблюдая наклоны и правильность написания букв, напишите их, чередуя со строчными до конца строчки.

Ии Аа Мм …

Эти буквы есть в слове зима . Запишите это слово на следующей строчке со строчной буквы.

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

Что это такое?

Д. Декабрь. записывают в тетрадях это слово).

У. Что в народе говорят о декабре?

Д. Декабрь год кончает, зиму начинает. (пословица вывешивается на доску).

У. Какие зимние месяцы вы еще знаете?

Д. Январь, февраль. (нужно разгадать ребусы: что происходит в январе и феврале).

Д. Морозы. Метели.

Все слова записываем в тетрадях: зима, декабрь, январь, февраль, мороз, метель.

У. Что общего у этих слов?

Д. Все слова являются именами существительными.

У. Докажите. (дети задают вопросы к словам).

Мы забили про своего снеговика. Давайте его начнем лепить. (на картоне приклеивают первый круг).

3. Закрепление изученного материала.

У. На столах лежат К-1 со словами лед, летят, снежинка, сковал. Разделите слова на две группы.

Д.

лед сковал
снежинка летят

У. По какому признаку разделили слова?

Д. Слова разделили по частям речи. Первый столбик- это сущ., а второй- глаголы. (дети доказывают с помощью вопросов). Рассказывают правила, что такое существительное и глагол.

У. С повторением мы с вами справились, Продолжим лепить снеговика.

Физкультминутка. (дети выполняют упражнение по исправлению осанки и одновременно выполняют упражнение для глаз на офтальмологическом тренажере).

После разминки дети наклеивают мелкие детали снеговика.

4. Закрепление изученного материала

Повторяем стихотворение : Идет волшебница-зима.

У. Мы с вами тоже будем волшебниками. На столах лежат К-2 с таким заданием:

От данных существительных образуйте глаголы.

полет

работа

скрип

5. Итог урока.

У. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

Д. Глагол и имя существительное.

У. Что такое имя существительное и глагол?.

Выслушиваются ответы учащихся.

У. Молодцы! Конечно, это не все, что можно сказать об именах существительных и глаголах. Многое вам еще предстоит узнать на уроках русского языка.

6. Домашнее задание.